Лишенные полноты
Первый большой орган появился в Киеве в 1971 г. Он был установлен в Национальной академии музыки им. П. И. Чайковского (тогда еще консерватории). А за год до этого в консерваторию был привезен малый орган — инструмент с двумя ручными клавиатурами и небольшим количеством регистров. Изготовлен он был в Германии в лучших традициях прославленных немецких мастеров. Сейчас этот инструмент — любимец студентов консерватории, которые именно на нем учатся мастерству органной игры.
Большой орган, с тремя ручными клавиатурами и почти вдвое большим количеством регистров, установлен на сцене оперной студии. К сожалению, вот уже 15 лет он ждет капитального ремонта. Был момент, его даже хотели разобрать, поскольку денег на восстановление инструмента у консерватории нет, и пока не предвидится. Именно поэтому сегодня этот орган используется крайне редко. И вообще, его судьбу вряд ли можно назвать счастливой. По богатству и разнообразию регистров он принадлежит к лучшим органам Украины. Но установлен этот уникальный инструмент очень неудачно — в глубине большой сцены. Из-за такого расположения все богатство звука уходит вверх, в надстройку, а часть звука поглощает оркестровая яма. В результате зрительный зал лишается полноты предполагаемого звучания.
Мастер на все голоса
Органу Киевского оперного театра в следующем году исполнится 20 лет. Он был изготовлен в Чехии и привезен в Киев в 1987 г. У этого концертного инструмента 4 ручные клавиатуры и большое количество голосов (регистров), что позволяет исполнять на нем как средневековую, так и современную музыку. Орган используется не только в оперных спектаклях, но и во время концертов. Но чаще всего этот инструмент — всего лишь один из множества других в оркестре.
До появления этого органа в опере стоял маленький старенький орган. Это был не концертный инструмент, поэтому он использовался только в оперных постановках. Но несмотря на свою внешнюю скромность, этот орган был довольно знаменит. Дело в том, что после Великой Отечественной войны наши солдаты вывезли его в качестве трофея из поверженной Германии и подарили театру.
Метро или инструмент
В Национальном доме органной и камерной музыки также звучит орган, созданный в Чехии. В нашем городе он появился благодаря содействию профессора Киевской консерватории Арсения Николаевича Котляревского. Этого выдающегося человека называют отцом украинской органной школы. Помогли обстоятельства. Дело в том, что приближались Олимпийские игры 1980 г. Накануне этого события власти шли на многое, чтобы поднять авторитет и культурный уровень страны — ведь ожидался большой наплыв иностранных туристов. Профессор решил этим воспользоваться и отправился на прием к первому секретарю ЦК Компартии Украины Владимиру Щербицкому и сумел привести те самые веские аргументы, которые и позволили появиться в Киеве еще одному органному залу. В 1981 г. он был открыт. При конструировании органа мастера старались максимально приблизить его внешний вид к архитектурному стилю Николаевского костела. И у них это получилось. Инструмент представляет собой синтез разных стилей, он может звучать в 55 регистрах, у него 3 ручные клавиатуры и одна клавиатура для ног. Он состоит из 4 тыс. труб, диаметр которых колеблется от 13 мм до 6 м. К сожалению, сегодня вокруг этого органа ведутся споры. Городские власти никак не могут определиться: отдать католической общине Николаевский костел вместе с органом или перенести инструмент в другой зал? Помимо этого, орган страдает от несоблюдения температурных условий и высокой влажности. Ведь с возобновлением католических богослужений стали открываться центральные двери костела, из-за чего климат в помещении существенно изменился. Кроме того, в десятке метров под фундаментом органного зала проходит линия метрополитена. Мало того, что постоянные вибрации расшатывают основание здания, так еще и гул от проходящих поездов порой перебивает звучание органа.
От щедрых немцев — бедным киевлянам
Можно смело утверждать, что самая уникальная судьба у органа, установленного в Александровском костеле. В течение двух лет прихожане-католики писали письма в Германию с просьбой подарить Александровскому костелу орган. По случайному стечению обстоятельств католическая община небольшого немецкого городка, расположенного под Нюрнбергом, купила новый орган, и не могла решить, куда деть старый. А тут — письмо из Украины. Немцы с удовольствием передали инструмент в Киев. При этом они приложили максимум усилий для того, чтобы инструмент беспрепятственно преодолел все таможенные преграды. К слову сказать, деньги на покупку нового органа католическая община Герцогенауераха собирала силами всего городка. Их перечисляли и богатые прихожане, и мэрия. Кроме того, была проведена своеобразная акция: в одной из городских булочных хлеб продавался на 1 марку дороже, чем в остальных магазинах. Выручка от надбавочной стоимости хлеба, как гласила табличка на витрине этой булочной, перечислялась на покупку нового органа. Люди отнеслись к такой идее с большим пониманием, хотя для экономных немцев такая мера была почти революционной.
Доставленный из Германии орган идеально вписался в интерьер Александровского костела. Великолепная акустика храма способствует богатому звучанию инструмента. Кроме того, орган установлен на традиционно правильном месте — на хорах, т. е. на балконе.
Маленькие и скромные
Орган, установленный в Национальной филармонии, был изготовлен в 1996 г. в Швейцарии. Он сравнительно нов и невелик — всего 2 ручные клавиатуры и 28 регистров. Конечно, для Национальной филармонии этот инструмент слишком маленький и скромный по техническим возможностям. Кроме того, из-за плохих акустических условий орган не может звучать в полном объеме. Он практически не выступает в отдельных номерах, а занят только в оркестре или в инструментальном ансамбле. Кроме самых знаменитых киевских органов, в столице есть инструменты поскромнее. Например, в церкви св. Екатерины находится замечательный орган, построенный в 1968 г. Этот инструмент — копия древних органов, максимально приближенная к стилистике эпохи барокко. Богатый по звучанию орган есть и в Немецкой Равноапостольной церкви на Левом берегу.
Светлана Торшина