Я с детства очень люблю органную музыку. В пятом классе я перевелась в другую школу и там попала в хоровой класс. Там нам давали отличные уроки музыки — приобщали к самой разной классике. Вероятно, тогда я и услышала в первый раз органную музыку, в которую влюбилась на всю жизнь.
Международный фестиваль органной музыки проходит в нашем городе вот уже двадцатый год. Идея построить у нас орган пришла на ум в лихие девяностые гендиректору и худруку ТО «Премьера» Л. Гатову. Тогдашний мэр идею поддержал, выделил деньги и заказали сей массивный инструмент мастерам из Германии. Месяц они его устанавливали в бывшем зале заседаний КПСС, который превратился после распада СССР в концертный зал, хоть и базируется исторически теперь в здании краевой администрации. И как установили орган, сразу же и стал ежегодно проводится международный фестиваль, собирающий в нашем скромном городе знаменитых органистов со всего мира.
На фестиваль раньше я выбиралась от случая к случаю. Когда преподавала, у меня была вторая смена, а концерты проходили почти всегда по будням, поэтому часто просто физически не могла на них попасть. А в прошлом году была в депрессии и просто забыла о том, что проходит фестиваль. И вот сейчас, уйдя в отпуск, решила наверстать упущенное. Тем более, что фестиваль в этом году юбилейный и пригласили очень много музыкантов, а саму программу, раньше длившуюся 2 недели, растянули на целый месяц. Потом правда оказалось, что один органист приехать не сможет, но все равно, их осталось пятеро.

Открывал фестиваль американец Джеймс Хигдон, профессор Канзасского университета. Оказывается, в Канзасе очень сильная органная школа. Приехал он к нам впервые, пожилой мужчина типично американской наружности — полный, седой и беспрестанно улыбающийся. Программу выступления он составил довольно своеобразную, причем сам же внес в неё изменения (что органисты, как я заметила, делают очень часто, но не сокращают, а напротив, дополняют свою программу, не говоря уже о выступлениях «на бис»). Он вышел к микрофону и толкнул речь о том, что он уже месяц в России и о том, как гостеприимно и тепло его везде принимают. Сыграл какое-то произведение, посвященное миру. Оно меня не захватило, но вот дальше был Бах, и потому вторая половина первого отделения мне очень понравилась. Билеты на открытие я взяла заранее, памятуя о том, что на открытии всегда аншлаг. Действительно, людей было много, почти полный зал. Снимали несколько камер, не исключаю, что в каких-нибудь местных новостях засветилась и моя физиономия. Во втором отделении Джеймс Хигдон исполнил концерт для органа, струнных и ударных Ф. Пуленка с нашим Кубанским симфоническим оркестром. Игра органа с симфоническим оркестром всегда очень эффектна, хотя я не большой любитель сочетания двух этих стихий, слишком уж красивы они по-отдельности, а вот вместе эффект как-то теряется. Ведущая концерта, Нина Магдалиц, сказала, что Пуленк вообще до этого произведения не писал для органа и задача у него была написать простенькую музыку, чтобы её смогла сыграть на простеньком органчике сама заказчица произведения — какая-то богатая дама. Ну вот, с грустью подумала я, будет, значит, что-то такое простое. Однако концерт этот мне очень понравился, действительно, красивая музыка. Пришла я домой одухотворенная, с твердым намерением посетить и следующие концерты.

Второй концерт давал питерец, Даниэль Зарецкий, внешне очень похожий на одного моего знакомого. Народу было немного — в понедельник вечером, и зря, программа Даниэля понравилась мне намного больше, чем программа американца, хоть и безо всякого оркестра. В репертуаре было много произведений Баха, а также произведений на тему Баха. Красиво построенная, очень позитивная программа, и от заявленного списка Даниэль, по-моему, не отклонялся, что мне очень нравится, потому что при всем уважении, когда музыкант начинает менять программу, что-то тебе очень понравится, а потом трудно вспомнить название этого произведения, и в программке его нет. Кстати, программки для фестиваля сделали отличные — стоили совсем недорого, красиво оформленные, и одна книжечка на весь фестиваль, с фотографиями, репертуаром и подробным рассказом о каждом музыканте. Я с ней проходила весь фестиваль, но и, конечно, она останется на память. Так что Санкт-Петербургский органист, который, говорили, приезжает к нам уже не в первый раз, мне очень понравился, жалко, что ему не подарили цветов.

Третий концерт давала Евгения Лисицына. Она играет на одном из самых крутых органов в мире — органе Домского собора в городе Риге. В её репертуаре все органные произведения Баха. Если бы я была органисткой, то, безусловно, последовала бы её примеру, ибо не к чему акцентироваться на мелочах, если при этом не захватил все самое лучшее. Органная музыка Баха — это самая лучшая органная музыка, ни одно произведение других композиторов не сравнится с творчеством Баха. Программа Евгении Лисицыной понравилась мне больше всех на этом фестивале. Это была лучшая программа, сразу почувствовала, что выступает великий мастер. Евгения её изменила в середине, добавив собственное, очень оригинальное, переложение «Времен года» Вивальди. Если найду запись именно её переложения, обязательно скачаю. В частности она исполнила трио-сонату № 1 Баха — это одно из любимейших мною органных произведений, а именно — вторая часть этой сонаты. Когда-то один раз услышав эту музыку, я запомнила её на всю жизнь, потом искала запись, и всегда очень хотела опять услышать её вживую. И очень рада, что наконец это удалось, тем более в исполнении такого прекрасного музыканта. Конец программы — три пьесы Мусоргского — был очень эффектен, т.к. кроме органа звучала еще и партия ударных в исполнении музыканта нашего симфонического оркестра. Он использовал штук десять самых разных ударных инструментов, некоторые из них были так оригинальны (какие-то трещетки, вертикальная палочка, издающая звук, похожий на колокольный звон), что я бы и не подумала отнести их к ударным. Концерт прошел на одном дыхании — Евгения выступила без антракта, что мне очень понравилось, потому что 15-минутный перерыв портит впечатление от музыки, разрывая программу на две части. Здесь же мы насладились целостным выступлением. Кстати, нотные листы переворачивал сам Михаил Павалий, наш единственный в крае органист. В этом году, видимо, из-за обилия приглашенных, Павалий в самом фестивале участия не принял, но свой обычный концерт он дал за неделю до открытия фестиваля, т.е. у поклонников нашего музыканта все равно была возможность насладится его исполнением.

К сожалению, домашние дела не позволили мне попасть на четвертое выступление — Тоумаса Пирхонена из Финляндии. Заявленная им программа была очень интересной. Надеюсь, этот известный органист еще будет посещать наш город.

Закрывал фестиваль французский органист Батист-Флориан Марль-Уврар. Этот музыкант, маленький и изящный на вид, очень талантлив — он прекрасно играет и на фортепиано, и на органе, а в свободное время еще и занимается пилотированием самолета. Батист-Флориан принимал участие и не так давно занял первое место в международном конкурсе органистов «М. Таривердиев», которым занимается вдова Микаэла Таривердиева — Вера Гориславовна. Именно она, заинтересовавшись нашим фестивалем, и инициировала приезд Уврара, и сама вела этот концерт. В программе Уврара была заявлена только музыка М. Таривердиева, но он исполнил очень много и других произведений — органные произведения французских композиторов различных эпох — от классики до современности, произведения современных композиторов для органа, в том числе русских. В первом отделении, кроме органной музыки, он сыграл несколько импровизаций на фортепиано. Вообще этот музыкант очень силен в импровизации. Это направление развито во Франции, но в некоторых других странах, например, у нас в России, его не изучают вообще. А импровизация на органе — это вообще удивительная вещь. Вот так сходу по заказу сыграть на органе абсолютно любую мелодию. Вера Гориславовна в конце первого отделения собрала записки с пожеланиями — люди могли указать любое музыкальное произведение для импровизации, во время антракта Уврар вместе с Таривердиевой отобрали наиболее понравившиеся и во втором отделении он исполнил прекрасную импровизацию на органе на тему «Кармен», 40ой симфонии Моцарта и музыкальной темы Таривердиева из кинофильма «Любить». Я как-то сразу не придумала, а потом возникла мысль, что можно было предложить 9ю симфонию Бетховена — было б здорово услышать девятую в исполнении органа, но никто не догадался :). Так что закрытие фестиваля прошло очень интересно. Я рада, что удалось побывать на таком замечательном мероприятии. Надеюсь, что и в следующем году он состоится и я смогу посетить концерты хотя бы некоторых его участников.

http://tatla.diary.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.