Интервью с уральским органистом Тарасом Багинцом

Орган – инструмент не самый привычный для россиян. У большинства людей он ассоциируется с Европой и церковью. И это действительно так – величественная и глубокая органная музыка традиционно заполняет пространство под сводами европейских соборов.

Впрочем, и в нашей стране орган завоёвывает всё больше поклонников. О том, вписывается ли этот инструмент в день сегодняшний и кто его слушатели, мы говорим с солистом Свердловской государственной академической филармонии, органистом Тарасом Багинцом.

Дело королевское

Кристина Шабунина, «АиФ-Урал»: Король инструментов – так называют орган. Он действительно  в иерархии первым стоит?

Тарас Багинец: Орган действительно король – хотя бы потому, что это самый сложный в создании и обслуживании музыкальный инструмент. Невозможно изготовить хороший орган, не умея при этом делать хорошие флейты или трубы, хорошие клавиатуры или надежные воздуховоды. Создание органа – комплекс сложнейших задач. И те фирмы, которые справляются с этими задачами – действительно выдающиеся.

– А как же традиции? Они учитываются при изготовлении органов?

– Конечно. Возраст известных фирм-творцов органов насчитывает не один десяток лет, а некоторых – и свыше 100 лет. При этом технологии, на которых они базируются, и те звуковые идеалы, которых они стараются достигнуть, отсылают нас к XVII-XVIII векам – золотому времени органостроения. В своих творческих поисках современные мастера обращаются к предшественникам именно того времени.

КСТАТИ

Орган Свердловской филармонии — это 25 тонн, 4120 труб, 57 регистров, новый игровой пульт с элементами компьютерного управления, современная система электропитания и безграничные звуковые возможности. Орган впервые зазвучал в большом зале филармонии 31 октября 1973 года. Этот инструмент требует к себе трепетного отношения. В зале обеспечивается необходимая температура воздуха и влажность, а перед каждым концертом специально обученные мастера настраивают орган и регулируют его механику.

Впрочем, открытия делаются и сейчас. Орган в том виде, в котором мы знаем его сегодня, насчитывает не больше 20 лет. Последнее крупнее усовершенствование – это внедрение элементов компьютерного управления, что произошло буквально 15-20 лет назад. А одному из главных усовершенствований, полностью изменивших уровень доступности органа для музыкантов, чуть более ста лет. До конца XIX века воздух в органе рождался исключительно за счет человеческого труда: позади органа стояли два, четыре, а то и шесть человек, которые вручную качали воздух.  И вот в конце 19-го века в орган стали устанавливать электромоторы. И органисты сразу перестали нуждаться в помощи бригады крепких парней, чтобы поиграть на своём любимом инструменте. Так что совершенствование технологий идет непрерывно.– Компьютеризируясь, орган ничего не теряет? Почему было не оставить всё, как есть?

Каждое нововведение  традиционно несет в себе как положительное, так и отрицательное. Компьютер во многом упрощает работу органиста, иногда искушая его прибегать к таким ухищрениям, которые были бы невозможны на прежних органах с механической системой управления.

Оставить всё как есть – это задача перед хранителями исторических органов. Их стараются сохранять в первозданном облике. В основной своей массе за прошедшие века они получили лишь одно решительное усовершенствование – электромоторы. Хотя многие исторические органы сохранили ручное нагнетание как альтернативу: можно включать мотор, а можно не включать, а звать крепких ребят на помощь. Но есть и внешние факторы, которые влияют на инструменты негативно. Самый разрушительный из них – это войны. В Германии, к примеру, в ходе двух мировых войн погибло очень много превосходных органов. Плохо на органах отражаются и естественные факторы – например, такие, как влажность. Дерево далеко не такой прочный материал как камень. Часто бывает так, что за хорошими органами бывает плохой уход – и инструменты тоже рано погибают.

– На одном из концертов вы появились в историческом образе – парик, камзол. Чтобы передать эпоху и настроение исполняемой музыки, надо и самому в неё влиться?

Когда ты садишься за старый инструмент, сохранивший  эргономику игрового пульта того времени, то понимаешь, что не хватает и обуви старинной – с высоким деревянным каблуком.
Когда ты садишься за старый инструмент, сохранивший эргономику игрового пульта того времени, то понимаешь, что не хватает и обуви старинной – с высоким деревянным каблуком. 

Это было исключение (улыбается), и это был не концерт, а встреча с прессой. По случаю открытия 1-го международного фестиваля музыки Иоганна Себастьяна Баха «BACH-fest», теперь ежегодно проходящего в Екатеринбурге. Как я заметил раньше, органы совершенствуются, подстраиваясь, в том числе, под современную одежду. Когда ты садишься за старый инструмент, сохранивший  эргономику игрового пульта того времени, то понимаешь, что не хватает и обуви старинной – с высоким деревянным каблуком. А вот на современных органах конструкция игрового места уже другая. И нужды в высоком каблуке больше нет. Скорее есть необходимость в гибкой подошве.

Молодежь на концертах

– Органная музыка ассоциируется с эпохой Людовика Великого во Франции. А как сочетаются день сегодняшний и орган? Насколько современно он звучит?

Он звучит настолько же актуально, насколько музыка вообще может звучать актуально в наше время. Ведь что такое это «современное звучание»? Это звучание, которое способно затронуть души, сердца современных людей. Если они слышат какие-то нотки, гармонии, мелодии, созвучные их настроению сегодня – значит, музыка современна. И те переживания, которые автор закладывал в XVII веке, вполне возможно, актуальны и сейчас. Кроме того, органная музыка – это не обязательно XVII-XVIII века. Есть масса прекрасной органной литературы, написанной в позапрошлом и прошлом столетиях. И это уже светская органная музыка, предназначенная не только для исполнения в церквях и соборах. После появления концертных залов орган быстро занял там своё место как архитектурная и звуковая доминанта. Заходишь в такой зал, и первое что бросается в глаза – роскошный орган на сцене. И хочешь поскорее услышать его, чтобы к визуальной красоте добавить впечатление от красоты звуковой.

«Орган звучит настолько же актуально, насколько музыка вообще может звучать актуально в наше время».
«Орган звучит настолько же актуально, насколько музыка вообще может звучать актуально в наше время». Фото: www.sgaf.ru

В России орган – почти всегда светский инструмент, и наши органные концерты посещают слушатели всех возрастов. Но главное наше достижение – молодежь на концертах: школьники, студенты. А вот на Западе орган в представлении людей часто ассоциируется только с церковью, и связать его со светским началом, объяснить людям, что есть масса прекрасной нецерковной органной литературы, получается с трудом. Там на органные концерты, увы, молодежь не заманишь.

– А сегодня музыку для органов пишут?

Конечно. Многие исполнители и композиторы стараются удивлять чем-то новым. Я сам редко играю современную музыку, но если посмотреть афиши концертных сезонов в филармонии, программы фестивалей – в них много свежесочиненных композиций. Кроме того, есть импровизационная музыка на органе. В нашей стране импровизация не входит в программу обязательного органного образования, а вот в Европе импровизация – один из необходимых атрибутов образования органиста. Органист может включить в программу концерта собственную импровизацию на любую тему – то есть музыку, сочиненную здесь и сейчас, прямо на глазах зрителей.

Выспаться надо!

– Заманить людей в филармонию, да еще и на орган – бывает непросто. С чего следует начать, если такое желание появилось?

— Начать надо с того, чтобы хорошенько выспаться перед походом в филармонию (улыбается). Серьезно, это очень важно. Прийти после работы и мгновенно переключиться с заводского ритма на музыку – очень сложно. Свежая голова и открытая душа на концертах – это непременное требование. Без него удовольствия от посещения филармонии либо не будет, либо оно существенно уменьшится. А вот когда ты отдохнул, то, в принципе, уже не важно, с какой программы начинать. Хотя в филармонии есть деление на абонементы, которое позволяет условно классифицировать слушателей на начинающих и опытных.

– В Свердловской филармонии есть свои органные традиции. Ежегодно публике предлагаются несколько серий органных концертов (абонементов). Каким должен быть абонемент, чтобы удовлетворить и взыскательного слушателя, и новичка?

Я как исполнитель могу просто набросать список произведений, которые хочется сыграть. Слушатели послушают, похлопают – и разойдутся. Но если стоит задача собирать слушателей минимум четыре раза в год, то должна быть единая идея, которая заинтересует и обеспечит приход этих слушателей во второй, и в третий, и в четвертый раз.

Правильный путь, на мой взгляд, это создавать интересные тематические программы. Можно играть каждый раз «винегретами» – немножко Возрождения, чуть больше Барокко и Романтики и немного современности. Но мне больше нравится  играть тематическими программами, выдерживать концерт в одном направлении и дать слушателям возможность лучше узнать композитора, стиль, время. Конечно, идеальная форма для этого – абонемент. А вообще, главное – создавать в зале атмосферу неравнодушия и соучастия в творчестве!

– А как детей настраивать на музыкальную волну и знакомить с классическими органными произведениями?

«Мы не ждем, что слушатель свалится на нас с потолка, понимаем, что его надо заинтересовывать с детства».
«Мы не ждем, что слушатель свалится на нас с потолка, понимаем, что его надо заинтересовывать с детства». Фото: www.sgaf.ru

В России с советских времен еще сохраняется система планомерной работы со слушателями, в том числе, с самыми маленькими. Мы не ждем, что слушатель свалится на нас с потолка. Понимаем, что его надо заинтересовывать с детства. Филармония – не школа и не семья, где получают образование и воспитание. Мы можем предложить и заинтересовать. А по сути мы сеятели – сеем, надеясь на хорошие всходы спустя какое-то время.

Органная музыка конечно сложна для детей. Орган – это не просто звуки, но и аналитическая работа, погружение в исторический материал. Мы стараемся предлагать и показывать ребятишкам, что такая музыка есть, играем доступные для их восприятия произведения. Как я уже сказал, у нас на концертах много молодежи. И многие ребята признаются, что свой первый концерт они посетили еще в школе, вместе со своим классом. У меня в детстве тоже было именно так.

– Тарас Анатольевич, а что вам важно донести до своего слушателя?

Сложный вопрос. Музыкант, как мне кажется, – это проводник идей добра и гуманизма. Музыка вообще одна из самых светлых и наиболее привлекательных сторон нашей жизни. И если нам, музыкантам, удается пригласить человека в музыкальный мир, выхватив его из часто не очень симпатичной реальности,  если удаётся оставить след в его душе, если он задумается о чём-то прекрасном и уже благодаря этому станет хоть чуточку лучше, добрее, справедливее – тогда наша задача уже выполняется. Вот это и хочется донести: будьте красивыми и добрыми людьми!

 

http://www.ural.aif.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.