- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Органный концерт Пуленка и Первая симфония Гильмана
05 мая
вторник, 19:00
5-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»
ПУЛЕНК
Концерт для органа с оркестром соль минор, FP 93
ГИЛЬМАН
Симфония № 1 для органа с оркестром ре минор, соч. 42
Солистка – Лада ЛАБЗИНА
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Илья ДЕРБИЛОВ
Концерт для органа, литавр и струнного оркестра был создан Франсисом Пуленком в период, когда, по словам самого композитора, в нём «проснулся потомок суровых и богобоязненных горцев, искавших в религии утешения от земных горестей». Концерт – степенный и строгий, демонстрирующий новые тенденции – был новой, этапной работой композитора.
Преуспевающая литургическая органная традиция всегда была предметом гордости французского музыкального искусства. Начиная с середины XIX века из стен Парижской консерватории вышло немало выдающихся органистов и композиторов, создававших и исполнявших духовную органную музыку. Просто удивительно, что такое сочинение, как Концерт для органа с оркестром соль минор, было написано именно Пуленком – французским композитором, ничего не знавшем об органе и не имевшем академического образования (Первая мировая война и служба в армии помешали Пуленку поступить в консерваторию).
Но во Франции также процветала и светская культура органа. Органная фирма Аристида Кавайе-Коля, производившая и поставлявшая инструменты храмам и соборам по всей стране, одновременно строила много небольших органов для частных клиентов. Органы были установлены в фешенебельных салонах Парижа, где самыми влиятельными клиентами Кавайе-Коля была Полина Виардо и княгиня Эдмонд де Полиньяк. В этих кругах Пуленк ощущал себя, как дома, и именно княгиня де Полиньяк в 1934 году заказала ему Органный концерт. В ее салоне концерт впервые исполнялся 16 декабря 1938 года перед приглашенной аудиторией, с Морисом Дюрюфле на органе. Дирижировала Надя Буланже – знаменитый французский музыкант, педагог и композитор.
Изначально возникла идея пьесы для органа и небольшого оркестра, с несложной партией органа, которую могла бы исполнить сама княгиня. Жан Франсе был первым композитором, к кому обратились, но впоследствии заказ передали Пуленку. От «легкой партии органа» композитор отказался, поскольку имел другие идеи. Работа обещала быть самой масштабной из всего, что ему доводилось создавать, и в итоге Пуленку потребовалось почти четыре года для ее окончания. «Концерт почти закончен. Он доставил мне много неприятностей, но я надеюсь, что такой, какой он есть, он – хорош, и что он понравится Вам. Это не забавный концерт Пуленка для двух фортепиано, а скорее как бы путь Пуленка в монастырь …», – писал композитор княгине де Полиньяк весной 1936 года.
Чуть позднее Пуленка «абсолютно ошеломила» новость о смерти в автокатастрофе коллеги, молодого критика и композитора Пьера-Октава Ферро. Он совершает паломничество к древней святыне Черной Богоматери в Рокамадуре, на юго-западе Франции, где с ним происходит своего рода религиозное преображение. После двух лет неопределенности «почти законченный» Органный концерт был в значительной степени переработан. В своей окончательной форме его музыкальный язык имеет много общего с религиозными работами, и Пуленк позже описывал его как находящийся «на грани моей религиозной музыки». «Собственно говоря, – писал композитор, – это не церковный концерт, но, ограничив оркестр струнными и литаврами, я сделал возможным исполнение его в церкви».
В 1938 году Пуленк все еще напряженно работал над Органным концертом. «Как это трудно, – писал он, – приобретать навыки, когда все еще пытаешься нащупать свой путь. Я понимать это как лестницу для подъема, прямую и трудную». В конце концов, у него появилась возможность написать княгине де Полиньяк: «Дорогая княгиня, Вы, наконец, получаете ваш Концерт… Работа теперь действительно закончена – никогда, с того дня, как я начал писать музыку, я не имел таких больших трудностей в поисках выразительных средств».
После частного представления в 1938, первое публичное представление концерта произошло в июне следующего года в Зале Гаво в Париже под управлением дирижера Роже Дезормьера.
Разнообразие музыкального языка Органного концерта представляет только одно из многих очевидных противоречий в этой сложной пьесе, охватывающих как церковь, так и ярмарку, и разрывающую сердце ностальгию. Но, обращаясь к работе в целом, обнаруживаешь больше медленной музыки, чем быстрой, и именно она оставляет бóльшие впечатления.
Незадолго до своей смерти в изгнании в Англии во время войны, княгиня де Полиньяк писала Пуленку, что благодарит его за счастье, принесенное его работой. Ее воспоминания об Органном концерте выражались простыми словами: «Его проникновенная красота преследует меня».
* * *
Феликс Александр Гильман (1837-1911) – французский органист, композитор и педагог. Родился в Булонь-сюр-Мер, на севере Франции, музыке учился у своего отца, со временем стал церковным органистом и преподавателем в родном городе. В 1871 году Гильман получил место органиста в Париже, в церкви Святой Троицы. С этого момента началась его карьера концертирующего органиста-виртуоза, с гастролями по Европе и Америке.
В 1894 году Гильман стал одним из учредителей парижской Schola Cantorum, начал преподавать в органном классе Парижской консерватории, заменив на этом посту Шарля-Мари Видора. Благодаря своей недюжинной эрудиции, Гильман смог подготовить к изданию собрание органных сочинений старинных зарубежных мастеров в 25 томах под названием «Классическая школа органа», а также, вместе с Андре Пирро, – «Архивы мастеров органа», десятитомную антологию старинной французской органной музыки, последний том которой увидел свет в 1914 году, уже после его смерти. Большая часть сочинений Гильмана написана для органа; они собраны в 18 сборников под общим названием «Пьесы в различных стилях».
http://www.capella-spb.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Органная симфония великих 2 марта в Центральном концертном зале Волгоградской областной филармонии...
- Вручена первая премия имени Артура Вазера Органист Sebastian Küchler-Blessing стал лауреатом недавно учреждённой швейцарской премии...
- «Симфония цветов» http://www.collegiummusicum.ru/concerts/event/calendar_event/3839701 www.principal.su...
- Большой органный концерт Нижегородская консерватория им. Глинки приглашает всех ценителей органной музыки...
- Органный зал — рождественский концерт Андрея Бардина «По следам трех волхвов» 12 января (воскресенье) в 17:00 в Органном зале программу абонемента...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012