05 мая

вторник, 19:00

5-й концерт Первого абонемента «Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга»

ПУЛЕНК
Концерт для органа с оркестром соль минор, FP 93
ГИЛЬМАН
Симфония № 1 для органа с оркестром ре минор, соч. 42
Солистка – Лада ЛАБЗИНА

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Илья ДЕРБИЛОВ

Концерт для органа, литавр и струнного оркестра был создан Франсисом Пуленком в период, когда, по словам самого композитора, в нём «проснулся потомок суровых и богобоязненных горцев, искавших в религии утешения от земных горестей». Концерт – степенный и строгий, демонстрирующий новые тенденции – был новой, этапной работой композитора.

Преуспевающая литургическая органная традиция всегда была предметом гордости французского музыкального искусства. Начиная с середины XIX века из стен Парижской консерватории вышло немало выдающихся органистов и композиторов, создававших и исполнявших духовную органную музыку. Просто удивительно, что такое сочинение, как Концерт для органа с оркестром соль минор, было написано именно Пуленком – французским композитором, ничего не знавшем об органе и не имевшем академического образования (Первая мировая война и служба в армии помешали Пуленку поступить в консерваторию).

Но во Франции также процветала и светская культура органа. Органная фирма Аристида Кавайе-Коля, производившая и поставлявшая инструменты храмам и соборам по всей стране, одновременно строила много небольших органов для частных клиентов. Органы были установлены в фешенебельных салонах Парижа, где самыми влиятельными клиентами Кавайе-Коля была Полина Виардо и княгиня Эдмонд де Полиньяк. В этих кругах Пуленк ощущал себя, как дома, и именно княгиня де Полиньяк в 1934 году заказала ему Органный концерт. В ее салоне концерт впервые исполнялся 16 декабря 1938 года перед приглашенной аудиторией, с Морисом Дюрюфле на органе. Дирижировала Надя Буланже – знаменитый французский музыкант, педагог и композитор.

Изначально возникла идея пьесы для органа и небольшого оркестра, с несложной партией органа, которую могла бы исполнить сама княгиня. Жан Франсе был первым композитором, к кому обратились, но впоследствии заказ передали Пуленку. От «легкой партии органа» композитор отказался, поскольку имел другие идеи. Работа обещала быть самой масштабной из всего, что ему доводилось создавать, и в итоге Пуленку потребовалось почти четыре года для ее окончания. «Концерт почти закончен. Он доставил мне много неприятностей, но я надеюсь, что такой, какой он есть, он – хорош, и что он понравится Вам. Это не забавный концерт Пуленка для двух фортепиано, а скорее как бы путь Пуленка в монастырь …», – писал композитор княгине де Полиньяк весной 1936 года.

Чуть позднее Пуленка «абсолютно ошеломила» новость о смерти в автокатастрофе коллеги, молодого критика и композитора Пьера-Октава Ферро. Он совершает паломничество к древней святыне Черной Богоматери в Рокамадуре, на юго-западе Франции, где с ним происходит своего рода религиозное преображение. После двух лет неопределенности «почти законченный» Органный концерт был в значительной степени переработан. В своей окончательной форме его музыкальный язык имеет много общего с религиозными работами, и Пуленк позже описывал его как находящийся «на грани моей религиозной музыки». «Собственно говоря, – писал композитор, – это не церковный концерт, но, ограничив оркестр струнными и литаврами, я сделал возможным исполнение его в церкви».

В 1938 году Пуленк все еще напряженно работал над Органным концертом. «Как это трудно, – писал он, – приобретать навыки, когда все еще пытаешься нащупать свой путь. Я понимать это как лестницу для подъема, прямую и трудную». В конце концов, у него появилась возможность написать княгине де Полиньяк: «Дорогая княгиня, Вы, наконец, получаете ваш Концерт… Работа теперь действительно закончена – никогда, с того дня, как я начал писать музыку, я не имел таких больших трудностей в поисках выразительных средств».

После частного представления в 1938, первое публичное представление концерта произошло в июне следующего года в Зале Гаво в Париже под управлением дирижера Роже Дезормьера.

Разнообразие музыкального языка Органного концерта представляет только одно из многих очевидных противоречий в этой сложной пьесе, охватывающих как церковь, так и ярмарку, и разрывающую сердце ностальгию. Но, обращаясь к работе в целом, обнаруживаешь больше медленной музыки, чем быстрой, и именно она оставляет бóльшие впечатления.

Незадолго до своей смерти в изгнании в Англии во время войны, княгиня де Полиньяк писала Пуленку, что благодарит его за счастье, принесенное его работой. Ее воспоминания об Органном концерте выражались простыми словами: «Его проникновенная красота преследует меня».

* * *

Феликс Александр Гильман (1837-1911) – французский органист, композитор и педагог. Родился в Булонь-сюр-Мер, на севере Франции, музыке учился у своего отца, со временем стал церковным органистом и преподавателем в родном городе. В 1871 году Гильман получил место органиста в Париже, в церкви Святой Троицы. С этого момента началась его карьера концертирующего органиста-виртуоза, с гастролями по Европе и Америке.

В 1894 году Гильман стал одним из учредителей парижской Schola Cantorum, начал преподавать в органном классе Парижской консерватории, заменив на этом посту Шарля-Мари Видора. Благодаря своей недюжинной эрудиции, Гильман смог подготовить к изданию собрание органных сочинений старинных зарубежных мастеров в 25 томах под названием «Классическая школа органа», а также, вместе с Андре Пирро, – «Архивы мастеров органа», десятитомную антологию старинной французской органной музыки, последний том которой увидел свет в 1914 году, уже после его смерти. Большая часть сочинений Гильмана написана для органа; они собраны в 18 сборников под общим названием «Пьесы в различных стилях».

http://www.capella-spb.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.