Первый концерт в нынешнем сезоне дал известный казахстанский органист Габит Несипбаев, основатель отечественной школы органного исполнительства. Его консерваторские воспитанники с конкурсов и фестивалей возвращаются домой с дипломами и призами. Для начала новой серии своих выступлений перед публикой замечательный музыкант выбрал Баха и Мендельсона.

Неожиданным преображением покорила Хоральная прелюдия ми бемоль мажор И.- С. Себастьяна Баха. В ней присутствовали та самая колдовская звуковая вязь, которая является фирменной чертой великолепного баховского стиля, а также столь знакомое и волнующее органное цунами.

Габит Несипбаев показывает, сколь многогранной может быть интерпретация знакомой музыки.

Во втором отделении звучала музыка Мендельсона — сольмажорная «Прелюдия и фуга». Оба — Бах и Мендельсон — явили нам высокую и трагическую созерцательность, ту самую, что пленяет нас в роденовском «Мыслителе». После завершения концерта маэстро Несипбаев любезно согласился ответить на вопросы «Казахстанской правды»:

— Габит Толеутаевич, каковы ваши планы, над какими программами сейчас работаете?

— Постоянное соприкосновение с творческим наследием Баха — сверхзадача жизни любого органиста, и я — не исключение. Иной разговор, что у каждого с музыкой Мастера свои взаимоотношения, свой путь к сердцевине его гения. Я давно хотел посвятить одно отделение теме «Б. А. С. Х.» — такими инициалами принято обозначать все, что связано с личностью и музыкой великого немца. Мне очень интересны разные версии этого символа, разное видение. Так что, пожалуй, в ближайших планах — романтические импровизации Листа, Шумана на темы баховской музыки.

— Помнится, вы несколько концертов в прошлые сезоны посвятили органной музыке ХХ века. Да и на трех международных органных фестивалях, которые стали в нашем городе прекрасной филармонической традицией, сочинения для органа, созданные именно в ХХ столетии, звучали не раз, неизменно вызывая неподдельный интерес публики.

— Конечно, исключать из репертуара органную классику прошлого века было бы неправильно. Однако мне бы хотелось, чтобы музыка для органа сочинялась и в Казахстане. Сейчас мы работаем вместе с несколькими казахстанскими композиторами. Постоянно приходится консультировать, редактировать — нива, как говорится, еще не возделана, и здесь непочатый край работы. Есть удачные опыты, любопытные, на мой взгляд, задумки. Мне бы не хотелось загадывать, но то, что в дальнейшем слушателям будут представлены сочинения для органа казахстанских композиторов, можно не сомневаться. Сам я тоже начал практиковаться в композиции, записал в Германии две прелюдии на темы Ахана Серэ. Скоро состоится презентация сигнального экземпляра.

— Вы имеете непосредственное отношение к органному фестивалю, единственному в Центральной Азии. Состоится ли он в будущем году? И как все это соотносится с вашими педагогическими занятиями?

— К сожалению, филармония с января закрывается на ремонт, так что пока вопрос о фестивале остается открытым. Сроки не определены, что, впрочем, не означает прекращения концертов. Вскоре начинает работать консерваторский органный зал. Там не такой большой орган, как в филармонии, зато он как бы специально создан для исполнения барочной музыки, и акустику зала можно считать очень хорошей.

Константин Кешин «Казахстанская правда».  13.10.2006

 

Comments are closed.