Марина Воинова

Иерусалим — город, равного которому нет на свете. Три тысячи лет он принимает людей, собирающихся сюда со всех точек Земли: иудеи собираются у Стены плача, христиане встречаются в храме Гроба Господня, мусульмане — на Храмовой горе. Святой Град Иерусалим является первым местом в паломничестве по Святой Земле, здесь находятся знаменитые храмы и монастыри, и органы, которых во всем Израиле насчитывается около пятидесяти.

Храм Спасителя (Редимер)

Редимер был построен на месте, относившемся прежде к церкви Богородицы Марии, здание которой было возведено рыцарским орденом госпитальеров. Это место находилось в запустении до того времени, пока милостью султана Турции не было подарено Вильгельму Великому, королю Пруссии и императору Германии, в 1869 году.

Нынешнее здание церкви было построено в течение периода с 1893 по 1898 годы, под руководством Вильгельма II, о чем зафиксировано в документе, подписанным императрицей Августой Викторией в 1898 году, во время исторического визита в Палестину венценосных супругов.

Проект был воплощен в жизнь архитектором Фридрихом Адлером. Здание находится в центре типично мусульманского рыночного квартала и по идее, здание лютеранской церкви должно было являться для подобного окружения чем-то чужеродным, однако, архитектору удалось одному ему известным способом вписать строение в окружающий ландшафт. На Юге от храма находится лютеранская школа, а около нее — монумент в память о больнице госпитальеров и церкви периода крестоносцев.

В 1971 году в храме Спасителя (Редимер) был установлен 21-регистровый орган фирмы «Karl Schuke».

ДИСПОЗИЦИЯ

Manual I (Hauptwerk) Principal 8’ , Gemshorn 8’ , Oktave 4’ , Rohflöte 4’ , Nassat 2 2/3’, Waldflöte 2’ , Mixtur 4- 5f , Trompete 8’

Manual II (Brustwerk) Gedackt 8’ , Blockflöte 4’ , Principal 2’ , Quinte 1 1/3’, Sesqualters 2f , Scharff 3f , Krumhorn 8’ , Tremulant

Pedal Subbass 16’ , Oktave 8’ , Pommer 8’ , Nachthorn 4’ , Hintersatz 3f , Fagott 16’ , I/II, I/P, II/P

Лютеранская церковь Вознесения при больнице Августы Виктории

Начавшееся в XIX веке активное пребывание в Иерусалиме европейцев привело к интенсивному строительству, изменившему облик города. Одной из стран, доминировавших в этом процессе, стала Германия.

Во время визита императора Вильгельма II в Иерусалим (1898) представители общины протестантов-лютеран обратились к нему с просьбой о строительстве здания для проживания паломников из Германии и лечебницы для больных малярией. Вскоре в Потсдаме было основано Общество содействия проекту, а 9 апреля 1910 года церковь была торжественно освящена. Разработка проекта была поручена архитектору из Берлина Роберту Лейбницу. Дополнительно император потребовал, чтобы сооружение было похожим на замок его отца в Германии Hohenstaufen и чтобы оно было видно «от морского побережья на Западе до Моравских гор на Востоке». Взяв на себя общую разработку проекта, Р. Лейбниц привлек к его реализации еще двух архитекторов: Теодора Занделя из Иерусалима и Готлиба Шумахера из Хайфы. Самым роскошным строением комплекса является церковь, названная, по требованию императора, Церковью Вознесения (Himmelfahrts Kirche). Она оформлена в традиционном стиле средневековых германских церквей. Размеры здания, сооруженного в форме латинского креста, составляют 32 х 20.5 м.

Работы производились в 1910–11 художником из Германии Шмидтом по эскизам Отто Виттали.  В центре восседает на троне Иисус Вседержитель. Его ноги возложены на Луну и Солнце, а позади Его ― радуга, которая, как известно, символизирует связь небес с человеком. В руках Он держит книгу с буквами «альфа» и «омега» — началом и концом всего сущего. В центральных участках располагаются четыре Архангела: Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил. По четырем диагоналям расположены медальоны с изображениями евангелистов, а во внешних кругах — двенадцать апостолов. На потолке, в части, находящейся над алтарем, находится рисунок с изображением Иерусалима, окруженного стеной, и Храма. Над городом, на небесах — три ангела, играющих на музыкальных инструментах, и надпись «Sancta Jerusalem» — «Святой Иерусалим».

Над аркой, повернутой к апсису, изображены два главных апостола: Петр и Павел, а по бокам — четыре центральных персонажа периода крестоносцев: Готфрид Бульонский, Бодуэн I и Бодуэн II, и Фулько I Анжуйский ― короли Иерусалимского королевства периода крестоносцев, правившие в 1099–1187. На хорах церкви установлен орган.

Аббатство Дормицион

Аббатство расположено на горе Сион и получило свое название от латинского корня «дорм» — спальня, усыпальница, слово же «дормицион» переводится на русский, как «успение». Связано это с католическим преданием, что именно на этом месте умерла и вознеслась Мария, мать Иисуса. Большее из двух зданий аббатства, построенное в романском стиле, посвящено этому событию.

Центральное место в церкви —апсида с изображением Богоматери с Иисусом на руках и под ними —пророки. От алтаря по полукругу расходятся шесть капелл, выполненные мозаикой. Непосредственно под этим залом находится крипта, со статуей лежащей на смертном одре Марии. Одеяния выполнены из вишневого дерева, а лицо вырезано из слоновой кости.

Вокруг центральной капеллы — ряд алтарей и орган немецкой фирмы «Oberlinger» (1982, 3 мануала, 36 регистров, в том числе Glockenspiel, Cymbelstern).

Орган на хорах Помимо вышеупомянутых храмов, органы также можно встретить в протестантских церквах Erloser (Спасителя) в Иерусалиме и «Эммануэль» в Яффо (орган немецкой фирмы «Пауль Отт» из Гёттингена, установленный по инициативе Валерия Майского), а также в англиканском кафедральном соборе Сен-Джорж.

Церковь Сент-Джордж

Кафедральный собор Сент-Джордж возведен архитектором Джорджем Джеффри и назван в честь Св. Георгия, небесного покровителя Англии. Работы по строительству всего англиканского центра, включившего в себя кроме колледжа и церкви резиденцию епископа, библиотеку, странноприимный дом и помещения для священнослужителей, закончились в 1899 году, а колокольня, определившая рисунок комплекса, была пристроена только в 1912 году. По просьбе королевы Александры она стала называться колокольней Эдуарда VII, в честь ее мужа, короля Англии.

Стиль внутреннего оформления церкви не оставляет сомнений в его английском происхождении. Обращают на себя внимание стеклянные витражи, сюжеты которых взяты из жизни Иоанна Крестителя (Сент-Джона). Они установлены в память о выдающемся американском миссионере-археологе Джеймсе Барклае и его жене Джулии С. Барклай, работавших в Палестине в период с 1851 по 1861 годы. Во дворе, вход в который украшает помещение привратника в лже-тюдоровском стиле, располагаются покои декана и епископа, странноприимный дом, школа для мальчиков, а в последнее время и колледж для взрослых, принадлежащий филиалу Протестантской епископальной Церкви США.

C каждой эмиграцией в Израиль прибывали достаточно сильные органисты из разных стран мира, подготавливающие молодое поколение израильтян к исполнению органной музыки. Одной из первых в Израиль приехала органистка из Германии Элизабет Ролофф (она недавно умерла). Ученица Ральфа Даунса и Мари-Клер Ален, она подготовила немало крепких органистов, работая в Иерусалимской Академии музыки и танца имени Рубина. В 1985 году она сыграла в Иерусалиме все органные сочинения Баха в рамках фестиваля к 300-летию со дня рождения композитора.

С 1969 года в церкви «Эммануэль» в Яффо работал Хуан Онасис, органист из Уругвая.

В 1970-е годы приехал в Израиль замечательный ленинградский органист Валерий Майский (брат известного виолончелиста Миши Майского), трагически погибший в 1981 году в автомобильной катастрофе.

Несколько органистов прибыло с большой эмиграцией 1990-х годов. Например, активно выступающий с концертами по всему миру Роман Красновский, который любезно ответил на наши вопросы.

― Можно сказать, что Вы ― «гражданин мира» (уроженец Донецка, ученик Г. Козловой в Нижегородской консерватории, работали в Харьковской филармонии…). А каковы перспективы здесь, дома, чем интересна сегодня органная жизнь Израиля?

― Я живу в северной части Израиля, в прекрасном городе Кармиэль. Это довольно далеко от культурного центра страны и поэтому, к сожалению, в органной жизни Израиля я не очень участвую и выступаю здесь редко, в основном предпочитаю играть за рубежом…

― Существует ли, на Ваш взгляд, феномен национальной «органной школы» вашей страны и в чём её специфика? Или об этом пока не приходится говорить?

― Думаю, нет…

― Вы не только концертирующий исполнитель, но и композитор. Каковы Ваши творческие ориентиры?

― Свой первый опус — «Траур Ицхака Рабина» я писал под впечатлением от убийства Ицхака Рабина в 1995 году. Впоследствии я еще раз обратился к «национальным мотивам» в своем сочинении «Еврейская симфония» для органа, которая стала моей «визитной карточкой». Я переиграл эти произведения, наверное, во всех знаменитых соборах мира.

― Насколько Вы пытаетесь учесть в своей музыке органную специфику?

― Я пишу обычно трудную для исполнения музыку, в ориентире на романтические и, скорее, французские инструменты…

— Каково, на Ваш взгляд, будущее (перспективы) у органа в Израиле: насколько сегодня высок интерес к этой культуре со стороны слушателей, учащихся и музыкантов?

— На органную музыку, как ни странно, ходят. Но часто храмы с органами находятся в таких местах, куда израильтянам просто опасно идти (они находятся в зоне арабо-израильского конфликта — М.В.). Например, много органов в «Старом Городе» в Иерусалиме, в частности, один из таких инструментов фирмы «Rieger» установлен в Церкви Спасителя.

ДИСПОЗИЦИЯ

Jerusalem St. Saviour’s Church

Орган фирмы «Rieger» (2007) (Rieger Company of Schwarzach – Austria )

Grand Organo  Bordone 16’ , Principale 8’ , Flauto armon. 8’ , Voce humana 8’, Bordone camino 8’, Ottava 4’, Flauto 4’, Duodecima 2 2/3′, Decimaquinta 2’, Ripieno grave IV 2’, Ripieno acuto III 1’ , Tromba 16’, Tromba 8’ 

Positivo Principalino 8’ , Bordone 8’ , Ottava 4’ , Flauto camino 4’ , Sesquialtera II 2 2/3′, Flauto 2’ , Decimanona 1 1/3’, Piccolo 1’ , Cembalo III-IV 1’ , Cromorno 8’ , Tremolo

Recitativo Quintatön 16’ , Flauto 8’ , Bordone 8’ , Viola da Gamba 8’ , Viola celeste 8’ , Ottavina 4’ , Flauto trav. 4’ , Nazardo 2 2/3′, Flauto ottav. 2’ , Terza 1 3/5’, Pienino III — V 2’ , Bassoune 16’ , Tromba 8’ , Oboe 8’ , Clarino 8’ , Tremolo

Pedale Principale 16’ , Subbasso 16’ , Ottava 8’ , Violoncello 8’ , Bordone 8’ , Flauto concerto 4’ , Bombarda 16’ , Trombone 8’ Couplers: Combinations: II / I III / I III / II I / P II / P III / P

Инструмент имеет две консоли (механическую и электронную, с двумя соответствующими трактурами).

Одним из важнейших событий органной жизни Израиля 2000-х годов стал Первый органный фестиваль (2003).  Его организовал Жерар Леви, и это начинание имело огромный успех. Концерты проходили в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. Примечательно, что в Университете в Хайфе стоит инструмент, сделанный израильским органным мастером Гидоном Шамиром. На нём играли не только местные органисты — Элизабет Ролофф, Сабин Леви, Ювал Рабин и Роман Красновский, но и зарубежные: Франсуа Эпинас (штатный органист церкви Сен-Северин в Париже), Винсент Варнье (штатный органист церкви Сен-Этьенн-дю-Мон в Париже), Иштван Элла из Будапешта.

Одним из крупнейших представителей композиторской школы Израиля является Ами Мааяни (р. 1936), выпускник Академии музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме и Израильского института технологий в области архитектуры. Автор диссертации «Философия музыки — исследования эстетических писем Гегеля, Шопенгауэра, Вагнера и Ницше» (впоследствии вышедшая в виде монографии). Основатель и дирижер Израильского Национального молодежного оркестра, Тель-Авивского молодежного оркестра, молодежного оркестра Хайфы и др. В 1970–1973 и 1976–1980 был председателем Лиги Израильских композиторов, возглавлял израильскую секцию Международной Ассоциации современной музыки. Занимал руководящие посты в Академии музыки и танца в Иерусалиме. Мааяни руководил архитектурными и акустическими работами при строительстве Концертного зала «Клермонт» в Тель-Авиве.

В 2002 году в зале «Клермонт» Тель-Авивского Университета был установлен орган фирмы «Герман Ойле». Александр Горин, профессор класса органа в Высшей Школе Музыки имени Бухмана — Меты Тель-Авивского Университета, принял непосредственное участие в создании этого органа, о чем любезно побеседовал с нами:

— Вы непосредственно связаны с органом Тель-Авивского Университета. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея установить там орган, как выбирали фирму?

— Я думаю что органист, который не мечтает о том, чтобы иметь орган это нонсенс, явление, не имеющее место быть. Условия для будущего органа создались, когда был задуман и спроектирован новый зал для Академии Музыки имени Рубина. Профессор Ами Мааяни — композитор, дирижер, архитектор и философ, будучи ректором Академии при планировании зала, спланировал нишу, в которую можно было бы в будущем поставить орган. Постройка зала стала возможной благодаря пожертвованию Мориса Клермонта, человека, который очень поддерживал Академию и именем которого назван зал и конкурс пианистов и скрипачей в Академии. В феврале 1998 года была создана комиссия университета, членами которой среди прочих являлись профессор Ами Мааяни и ваш покорный слуга, и объявлен конкурс на постройку органа в зале Клермонт. В конкурсе участвовали 11 компаний и ровно через год, в феврале 1999 фирма «Герман Ойле» из Баутцена выиграла конкурс. В сентябре 2002 состоялась приемка органа и в ноябре открытие.

— Насколько долго велись работы?

— Где-то полгода на фирме в Баутцене, чему предшествовали визиты профессора Мааяни и мои на фирму, два месяца монтаж и два месяца интонировка в Тель-Авиве.

— В чем состоит концепция этого инструмента, от чего Вы отталкивались в диспозиции?

— Орган это такой инструмент, что чем больше он ориентирован на определенный стиль (период), тем меньше он подходит для другой музыки. К сожалению, мы не могли позволить себе итальянский или французский барочный инструмент, это было бы слишком узко для органа, на котором учатся и хотели бы играть концерты. В качестве примера инструмента, который мы бы хотели, компаниям, участвовавшим в конкурсе, была послана диспозиция трехмануального органа, где главный мануал раннеромантический, один побочный барочный, второй побочный романтический. Каждая компания предложила свое решение, основанное на этом примере. Идея «Ойле» основывается на позднебарочной (Бах) — раннеромантической (Мендельсон) традициях, что в принципе не далеко друг от друга. Чем ближе к этому как во времени, так и в пространстве, то есть, географически, тем больше орган подходит.

— Над инструментом трудился коллектив авторов, в том числе Ами Мааяни, который как архитектор курировал работы по дизайну и акустике. Насколько этот проект оправдал себя (то есть, насколько успешно воплощено задуманное)?

— Первоначальное решения дизайна фасада, предложенное фирмой «Ойле», было переработано на основе предложений профессора Мааяни. Инструмент был заказан и спроектирован позже и отдельно от постройки зала, несмотря на это орган «органично» вписался и полностью гармонирует с залом.

— Инструмент был построен на деньги швейцарского мецената Мориса Клермонта. Этот орган был заказан Университетом или предложение о финансировании стало инициативой «извне»?

— Мориса Клермонта на тот момент уже не было в живых, и значительная часть пожертвования (70%) на орган была сделана его женой Анжелой Клермонт и его сыном Джорджем. В финансировании органа участвовал также Тель-Авивский Университет и частные лица. Главную роль в организации финансирования сыграл профессор Мааяни.

— Насколько типична поддержка органостроения в Израиле со стороны частных лиц? В чем помощь государства?

— Несколько трудно говорить об «органостроении» в Израиле. О поддержке частных лиц мне не известно. Что касается государства то можно сказать, что участие Тель-Авивского Университета в финансировании органа «Ойле» это в известной мере участие государства.

— Насколько интенсивна органная жизнь концертного зала Тель-Авивского Университета? Как формируются программы, какие проходят фестивали?

— Жизнь концертного зала Академии, которая уже несколько лет называется Высшая Школа Музыки имени Бухмана-Меты Тель-Авивского Университета и заслуживает отдельного разговора, очень интенсивна и разнообразна. Органные концерты являются частью этой жизни. Действующих органных фестивалей нет, хотя была такая попытка.

— Исполняете ли Вы современную музыку, в том числе израильских авторов?

— Не могу сказать, что я много играю современную музыку, я бы даже сказал что непростительно мало. Не уверен, что можно говорить о специфике израильской органной композиторской школы и тем более, исполнительской.

— Но Вам посвящена Арабеска №5 Ами Мааяни? Расскажите немного об этом сочинении.

— Это интересное сочинение. В 1961 году Ами Мааяни написал Арабеску для арфы соло[7], у него, кстати, много сочинений для арфы. Затем последовали четыре версии этой Арабески, последняя из которых для органа. Композитор использует в ней мотивы арабского макамата[8]. Я сыграл премьеру пьесы в 2001 на Фестивале «Пражская Весна», и в том же году показал ее в Петербурге. В Израиле Арабеска прозвучала впервые на открытии органа в ноябре 2002 в моем исполнении. Сочинение начинается так же, как и «Volumina» Лигети — на аккорде тутти включается мотор и так же заканчивается — на аккорде тутти выключается мотор. У Ами Мааяни дома стоит небольшой орган и он рассказывал мне, что открыл для себя этот эффект держа аккорд и проверяя выключил ли он мотор. Разумеется, данный прием требует механической регистровой трактуры, так как при электрической, регистры не включатся пока не заработает электричество и мотор. В органе «Ойле» регистровая трактура электрическая, поэтому реализация этого эффекта потребовала некоторой изобретательности. Орган был включен, поэтому можно было пользоваться регистрами, но реле мотора выключено, внутри органа. Моя студентка, ассистировавшая мне на концерте, по моему сигналу включала реле мотора внутри органа, и происходил «взрыв», так как воздух поступал постепенно в трубы аккорда на тутти, «раздувая» его. Так же было и в конце, с той лишь разницей, что студентка выключала реле, а я продолжал держать аккорд. Интересно, что Армин Цукерридель, директор-менеджер компании «Ойле» в то время, присутствовавший на концерте и не знавший о том, что происходит, испугался, как мне рассказывали, что что-то случилось с органом, когда увидел, что студентка открыла дверь органа и пошла внутрь.

— Помимо концертной практики, Вы еще и преподаете. Насколько популярно органное образование в Израиле, много ли студентов, каковы их перспективы?

— Популярным органное образование в Израиле назвать трудно. Орган преподается только в Высшей Школе Музыки имени Бухмана-Меты Тель-Авивского Университета, где для этого есть условия — орган в зале и орган в классе — 2 мануальный, 17 регистров (израильский мастер Гидон Шамир). С другой стороны нельзя отрицать наличие большого интереса. Часть студентов продолжает учебу в Европе и Америке.

ДИСПОЗИЦИЯ

«Герман Ойле», Opus 630, III / 39[10]

Rückpositiv I (C–a3) Gedackt 8′, Quintadena 8′, Flötenprincipal 4′, Nasard 2 2/3′, Doublette 2′, Terz 1 3/5′, Larigot 1 1/3′, Krummhorn 8′, Tremulant

Hauptwerk II (C–a3) Bourdon 16′, Principal 8′, Rohrflöte 8′, Gamba 8′, Octave 4′, Spitzflöte 4′, Quinte 2 2/3′, Octave 2′, Mixtur IV 1 1/3′, Trompete 8′, Tremulant

Schwellwerk III (C–a3) Viola d’amour 16′, Geigenprincipal 8′, Flûte harmonique 8′, Salicional 8′, Unda maris 8′, Fugara 4′, Flûte octaviante 4′, Nasard 2 2/3′, Piccolo 2′, Cornet III 2 2/3′, Fourniture IV-V 1 3/5′, Fagott 16′, Oboe 8′, Tremulant

Pedal (C–g1) Principal 16′, Subbass 16′, Octavbass 8′, Bassflöte 8′, Tenoroctave 4′, Possaune 16′, Trompete 8′, Clarine 4′. Koppeln: I/II, III/II, III/I, I/P, II/P, III/P mechanisch Entwurf: Hermann Eule Orgelbau, Balanciertritt III. Manual Disposition: Prof. Ami Maayani, Tel Aviv Alexander Gorin, Tel Aviv, Hermann Eule Orgelbau Crescendo als Tritt Mensuration: Hermann Eule Orgelbau Intonation: Hermann Eule Orgelbau

 

 

Comments are closed.