- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Oрганист Людгер Ломан
За лоскутным одеялом важно не потерять мысль композитора.
Выдающийся органист Людгер Ломан о глобализационных процессах, «живых» органах и русских студентах.
Печаль, веселье – все надо уметь передать в своей игре.
В концертной жизни московских усадеб произошел, похоже, качественный сдвиг – в минувшие выходные в атриуме Хлебного дома в Царицыне играл Людгер Ломан. Не знаю, отдавали ли себе слушатели (а это были в основном любители, профессионалы пошли на другой концерт Ломана, в собор на Малой Грузинской) отчет в том, что для них играл один из самых авторитетных органистов современности, но отклик (вот она, сила талантливых музыкантов!) определенно был – слушатели после концерта живо обсуждали услышанное. Может быть, после выступлений таких именитых музыкантов залы московских усадеб – а среди них есть и роскошные площадки – заживут другой жизнью и смогут привлечь внимание не только жителей соседних домов? После концерта корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ задала Людгеру ЛОМАНУ несколько вопросов.
– Вы уже не в первый раз выступаете в России. Играете только в столицах?
– Нет, я выступал и в Самаре, Челябинске, Красноярске.
– Как вы оцениваете органный зал в Челябинске? Там непростая ситуация сложилась.
– Вы знаете, там очень хороший инструмент. Я думаю, среди всех органов, что были построены в Советском Союзе, он был самым лучшим. Да и сам зал очень симпатичный.
– У вас есть место в церкви или вы ведете только концертную деятельность?
– Я 25 лет играл в церкви, в католическом соборе в Штутгарте, но потом объем моей работы свелся в минимуму и я прекратил.
– Существует ли сейчас понятие органной школы – скажем, французской, немецкой?
– Да. Есть такие понятия. Но их значение постепенно теряется. Дело в том, что мир открыт, и молодые органисты не замыкаются в своей стране, они много ездят, знакомятся со всем спектром национальных школ, участвуют в мастер-классах самых разных педагогов. Так что сегодня можно скорее говорить об интернациональной школе.
– Глобализация?
– Да, именно. Если говорить конкретно, то у меня есть пара очень забавных примеров. Скажем, специфические вещи: во французской традиции есть определенные правила исполнения рубато в сочинениях позднеромантического периода. Так вот, когда я преподаю на мастер-классах, я, немец, объясняю это студентам из Франции. Это говорит о том, что новое поколение педагогов там этому уже не учит.
– В вашем классе в Штутгарте много иностранных студентов (Ломан превратил школу в настоящую мекку органистов. – «НГ»). Вы чувствуете разницу между ребятами из стран, где органная культура – часть традиции, и остальными, скажем, россиянами?
– И эти различия стираются. Последние двадцать лет, когда Россия интегрирована в мировые процессы, исполнители тоже не замкнуты в своем мире, они имеют возможность познакомиться с интернациональной сценой. Российские органисты, которые приезжают в Европу, в частности ко мне, очень хорошо образованны. Например, на вступительных экзаменах бывает так, что студент из России играет намного лучше, чем тот, кто учился где-нибудь в маленькой деревушке в Германии. И не только в отношении техники, но и в стилистическом. И из азиатских стран, где традиции органного исполнения еще моложе, чем в России, приезжают тоже очень хорошо образованные люди.
– В органном искусстве тоже существуют понятия аутентичного и современного стилей?
– Я думаю, не в такой степени, как у пианистов или струнников. Орган по своей природе исторический инструмент, соответственно у исполнителей – историческое сознание. В случае с фортепиано это не совсем так. Пианисты играют на инструменте, который был сформирован в конце XIX века, и они, допустим, играют Баха в манере конца XIX века. Я тоже однажды исполнял Баха на органе конца XIX века, но все равно попытался в звуковом и эстетическом отношениях играть в исторической манере.
– Современные органы – они лучше старых или другие?
– Опасный вопрос. Я бы сказал, конечно, они другие. Но и этот ответ не совсем правильный. Многие органы, которые были созданы сегодня, пытаются имитировать исторические инструменты. И эти копии делают, ориентируясь на лучшие исторические инструменты. И вот в этом смысле они лучше, к тому же технически они более совершенные. Но музыкально они не так интересны, и поэтому они все-таки хуже (смеется).
– А что для вас значит «музыкально интересные»?
– Это непросто определить. Это в первую очередь касается физических и метафизических свойств звука: живет ли он в трубах, как в старинных органах, или он стерильный, как в современных. Когда играешь на старом органе, все время должен заботиться о том моменте, когда после прикосновения к клавише воздух идет в трубу. Так как эти органы технически не идеальные, воздух может и закапризничать, «заклокотать». Вот этот момент прикосновения к клавише – он особенный для исполнителя, он сам при помощи пальцев творит звучание. А у современных инструментов звук очень стабильный.
– Один московский критик написал однажды, что на современном органе слушатель никогда не поймет, играет органист или его парикмахер. По звучанию, конечно.
– Да, так может быть, когда соединение между клавишей и трубой электрическое. Но сейчас органы строят по механическому принципу.
– Один российский органист рассказывал мне о случае, когда он вместе с Гийю был на концерте немецкого органиста. Тот играл Баха и в течение всей пьесы ни разу не сменил регистровку. Только ближе к концу сделал незначительное изменение. Гийю в этот момент шумно выдохнул – дескать, наконец-то. Существуют какие-то традиции или правила регистровки?
– Ну, Гийю как раз относится к тем мастерам, которые обожают «цветастую» регистровку, буквально на каждой фразе что-то меняют. Но, на мой взгляд, важнее донести содержание, смысл, некое высказывание, причем высказывание композитора, а не интерпретатора. Я лично всегда отдаю приоритет композитору. Нет, жестких правил регистровки не существует, есть основы, а дальше каждый исполнитель решает сам.
– Вы принципиально обходитесь без ассистента?
– Это зависит от сочинения. Но должен сказать, что предпочитаю обходиться своими силами. С ассистентом играю процентов двадцать.
– А как вы вообще стали органистом?
– Да случайно. Я в детстве занимался на фортепиано, но моя учительница умерла. Альтернативы не было, и я некоторое время вообще ничего не делал. А потом я случайно – через друзей моих родителей – познакомился с органом и был, естественно, под большим впечатлением. Такая машина грандиозная! Мне было двенадцать лет. Потом, когда все-таки встал вопрос о том, что надо дальше заниматься музыкой, мама меня спросила: «Может быть, хочешь на том инструменте играть? Он тебе понравился вроде», я сразу ответил «Да!». Вот так я и стал органистом.
Нет связанных постов
Календарь публикаций
Март 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012