- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Органист живет «в раковине»
ОРГАН — самый сложный инструмент из всех известных человечеству. В нем может быть до нескольких тысяч звучащих труб, деревянных и металлических, разного размера. Все они заключены в общий корпус, воздухопроводы соединяют трубы с кафедрой управления. Помимо клавиатур используются десятки различных регистров… Нам сложно представить степень концентрации внимания органиста и количество энергии, которое он теряет за концерт. «АиФ» беседует с известным белорусским органистом Константином ШАРОВЫМ.
— Константин Константинович! Как вы относитесь к тому, что в костелах стали появляться электронные органы?
— Если брать храм в комплексе, то собор и орган — единое целое. Орган всегда строится для определенного костела, в котором он должен жить и умереть… лет через триста. Это неотъемлемая часть души храма. К большому сожалению, электронные органы стоят в концертном зале Пинска, в костеле святой Варвары в Витебске. Было бы хорошо, если бы настоятели соборов все-таки нашли спонсоров для покупки живых инструментов. Орган -живой, он дышит одним с нами воздухом…
— Органная музыка представлена на дисках. Вы — против?
— Когда я работал в ансамбле старинной музыки «Кантабиле», мы делали записи. Если кто-то немного сфальшивил, то на компьютере все можно было подтянуть. Это все-таки неживая музыка. Еще Сергей Васильевич Рахманинов говорил: «Записи мои — это трупы мои». Слушать стоит не орган, а того, кто с ним общается.
— Вы верующий? Можно играть на органе, не веря в Бога?
— Верю, я — православный. Исторически сложилось, что католики приняли орган, у нас, православных, стало развиваться хоровое пение. Бог — един, не стоит разделять конфессии. Многие играют на органе, не веря в Бога. Но я убежден, что орган и вера неотделимы.
— Это правда, что орган лечит душу?
— А скрипка нет? Я часто вспоминаю цитату почти современника Баха — математика, философа Лейбница. В переводе это звучит приблизительно так: «Музыка — это скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей себя выразить»…
— Когда вы поняли, что орган — ваш инструмент?
— Мне было лет 9–10, мама привела меня на концерт органной музыки. Тогда и понял, что буду органистом. Учился играть на фортепиано и на органе, мои педагоги — из Беларуси, России, Латвии, Германии. Потом стажировался в Швейцарии у одного из ведущих органистов мира Жана Гийу. И вот уже 24 года работаю в нашей филармонии.
Орган — это не профессия, а образ жизни. Для меня это как дышать, ходить… Только недавно понял, что это инструмент второй половины жизни…
— Как настраиваетесь перед концертом?
— Дома я читаю книги, решаю кроссворды. А после концерта люблю, когда все уйдут, сесть и на тихих регистрах сыграть то же самое для себя. Иногда, бывает, сажусь за инструмент и чувствую, что мне надо уйти. Это может быть связано с тем, что мне нахамили в троллейбусе. Поэтому стараюсь как можно меньше быть на людях, не смотрю телевизор, живу, к сожалению, как в раковине.
— У вас есть ассистент?
— Да, конечно. Татьяна Стахович, композитор по образованию. Она мой давний соратник, с ней как за каменной стеной. Ассистент должен дышать вместе со мной. Ноты стоят не для меня. Если я не знаю наизусть произведение, ничего не сыграю. Ноты нужны ассистенту, чтобы видеть, в какой момент переключить нужный регистр.
— Стоял ли выбор: профессиональная музыкальная карьера или что-то другое?
— Всегда мечтал летать. Папа был категорически против. Мои друзья стали летчиками. С высоты прожитых лет я все-таки хотел бы совместить эти профессии. Думаю, что у меня это бы получилось, но…
— Может, играя, вы как раз и летаете?
— Вы знаете, да…
Наталья МУХА
http://gazeta.aif.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Орган и его органист Первый в Черноземье штатный органист, солист Белгородской филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН...
- Ироничный органист в носках «Вы уникальный в своем роде», — сказала после концерта директор...
- Органист из Домского собора сыграл в Ульяновске Вчера, 27 апреля, в Ульяновской областной филармонии известный латвийский композитор...
- Органист из г. Крефельда (Германия) Андреас Кавелиус Анастасия Преображенская Андреас Кавелиус: в органисты я б пошёл, пусть...
- Барнаул впервые посетил органист Хуан Мария Педреро Испанцы в представлении большинства людей, страстные танцовщики фламенко или авантюрно-брутальные...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012