Анастасия Тэммо

В начале марта солист новгородской областной филармонии и органист Ришард Сварцевич и тенор Большого театра Виталий Панфилов выступят в Московском кафедральном соборе. Прелюдией к этому крупному проекту стал концерт в новгородском костеле, где звучала музыка Баха, Генделя, Моцарта и Франка.
Концерты в церкви святых апостолов Петра и Павла же давно стали доброй традицией, начало которой 18 лет назад положил новгородский пианист и органист Ришард Сварцевич. Сейчас в России концерты органной музыки в костелах повсеместны, а тогда, в 96-ом году, вспоминает музыкант, это было совершенно новое явление. С тех самых пор выступления в новгородском католическом храме проходят каждый месяц, и, надо сказать, что интерес к ним не угасает. К музыке великих композиторов тянется и старшее поколение, и молодежь.
Большая часть произведений, включенных в концерт, написаны Иоганном Себастьяном Бахом. Новгородский органист сделал это намеренно. Он был просто ошеломлен, узнав, что чиновник из Саратовской области заявил буквально следующее: от музыки Баха у детей болит голова.
Абсолютно солидарен с Ришардом Сварцевичем и солист Новгородской областной филармонии Николай Иванов. Вообще, это выступление лично для него стало большим событием в жизни. В сопровождении органа молодой баритон выступал впервые.
Наблюдая за тем, как играет на органе Ришард Сварцевич, мы поражались тому, с какой кажущейся легкостью рождается у него музыка. А ведь здесь, как известно, больше чем где-либо еще нужна отличная координация руки ног! По всей видимости, это гены, говорит музыкант. Ведь органистами были и его дед, и отец. Впрочем, одного этого, конечно, же, мало. Очевидно, что освоить искусство исполнения невозможно без трудолюбия и музыкального вкуса. Бах, к примеру, никогда не указывал в своих нотах, какой регистр нужно применить. Здесь уже, говорит Ришард Сварцевич, следует полагаться исключительно на свое чутьё. Без этого чуда не произойдет. Тем более что у каждого органа – свои особенности, свой набор клавиатур и регистров. В Новгородском костеле их – 27, а в Московском кафедральном соборе — 74. Впрочем, к таким профессиональным трудностями, связанными с гастролями, новгородский органист уже привык. Главное – приехать заранее. Чтобы подружиться с незнакомым инструментом, Ришарду Сварцевичу достаточно трех дней.

http://novgorod.rfn.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.