- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Органист Константин Волостнов рассказал о мистическом опыте и особенностях сибирской публики
Он один из лучших европейских органистов. Коллеги во Франции и Канаде удивляются его виртуозному владению французским стилем. В Штутгарте он учился у крупнейшего музыканта современности профессора Людгера Ломанна. Но при этом говорит о себе как о воспитаннике прежде всего русской классической музыкальной школы. Победитель международных конкурсов Константин Волостнов в прошедшее воскресенье, 13 декабря, представил в краевой филармонии программу «Орган. Сакральные символы».
Понять и передать
– В программе «Орган. Сакральные символы» вам важно было донести до публики послание Баха или эта музыка уже отчасти переработана у вас внутри и уже больше личное послание?
– Музыка – это, по сути, вся моя жизнь. Впервые на сцену я вышел в 13 лет. Это был Большой зал Московской консерватории. С тех пор прошло 28 лет. И чем дальше погружаюсь в профессию, тем больше убеждаюсь в том, то музыкант – это ретранслятор. Наша задача – максимально тонко, глубоко, внимательно и точно понять те мысли, те задачи, которые композиторы вкладывают в музыку. Понять и передать – ретранслировать в мир, другим людям. Так что для меня важно донести послание Баха или любого другого композитора. Плюс, работая над каждой пьесой, мы обязательно погружаемся в культурно-историческую среду, в которой появилось то или иное сочинение. Опять же для того, чтобы лучше понять автора и его эпоху.
– Как вы считаете, сакральность органа важна для современного слушателя?
– Дело в том, что орган, как инструмент, возникший, развившийся, достигший высот в рамках церкви, изначально подразумевает сакральность. Орган всегда сопровождал церковные службы, говорил о Боге, о вечном и непреходящем. Никуда от этого не денешься. Это даже не обсуждается. Но сейчас на органе исполняют и джаз, и рок – что только не играют! Мне не очень близко это все. На мой взгляд, сакральная наполненность органного репертуара обладает особой ценностью на сегодняшний день. И программа, с которой я приехал в Барнаул, призвана напомнить людям о природе и философии инструмента. Например, в первом отделении концерта я исполняю прелюдию и фугу ми-бемоль мажор Иоганна Себастьяна Баха, где он зашифровал сакральные символы – музыкальные обороты, которые свидетельствуют об определенном образе. В этом он большой мастер.
Не мистик. Органист
– Известно, что Бах увлекался нумерологией…
– Да, Бах увлекался нумерологией и при ее помощи в своих произведениях нередко шифровал важные символы. Например, если мы задумаемся о прелюдии ми-бемоль мажор, то нота ми от нижней клавиши органа третья. Сама тональность имеет три бемоля при ключе. Дальше – больше. И в прелюдии, и в фуге по три темы. Первая – помпезная, торжественная, величественная, написанная во французском дворцовом стиле. Вторая тема совершенно не похожа на Баха. Это подражание композитора стилю своего сына – Карла Филиппа Эмануэля Баха. Третья – полетная, стремящаяся, парящая тема, там быстрые пассажи вверх-вниз. Дальше пытливый ум легко находит ответ, что же Бах зашифровал в этой прелюдии и фуге? Это символ Святой Троицы. Торжественная первая тема – Бог Отец. Вторая тема – это четкое указание на творчество своего сына, значит, Бог Сын. И третья, полетная – Святой Дух. Вот так Бах шифрует сакральную символику.
– Константин, а для вас, как музыканта, важно иметь свой мистический опыт общения с Высшим для того, чтобы лучше прочувствовать музыку?
– Вы понимаете, для органиста, если говорить о веках до XX столетия, было немыслимо, чтобы он не был связан с христианством. Это естественная для музыканта среда, в особенности когда мы говорим об ушедших временах. Да и в целом органист – это церковная профессия. Конечно, я верующий человек. А как можно играть на органе и быть неверующим? Такого не бывает. Это значит, ты просто неправильно выбрал профессию. И в этом случае, давайте скажем таким примитивным языком, без веры органист не сможет сделать свою работу качественно. Вера, а также и осознанная любовь не просто так даны людям, они, собственно, и делают человека человеком.
– Знаки, символы в своей жизни отслеживаете?
– Я не склонен погружаться в бытовой мистицизм. Но должен отметить, что Бог необычайно изобретателен. Ты можешь планировать все что угодно, но Ему виднее.
Универсальный язык
– Вы выступали во многих странах мира, а есть разница в том, как воспринимают произведения Баха, Мендельсона в России и Германии?
– Надо сказать, что в Германии публика на концерте воспринимает музыку несколько иначе, чем, например, в России. Немецкий слушатель очень терпелив. Прежде чем сделать какие-то выводы о том, нравится или не нравится, – это свойство национального менталитета – он должен подумать. А почему нравится? Или задаться вопросом: если мне это не очень близко, то почему мне это неблизко? Но это же играется. Значит, в этом что-то есть. Вот такой анализ происходит. Российская публика более эмоциональная, более непосредственная в своих реакциях. Но знаете, что интересно, если Бах удался, то одинаково живая, благодарная реакция будет у любой аудитории. В конце концов, музыка – это универсальный язык.
– Какой был самый старинный орган, на котором вам довелось играть?
– Это был орган в городе Кадакасе в Каталонии. Возраст инструмента – конец XVI – начало XVII века.
– Какие чувства вы испытывали, когда прикасались к такому инструменту?
– Подходя к такому инструменту, нужно, безусловно, перенастроиться. Необходимо изменить свое состояние. Орган сам диктует тебе, каким ты должен быть для того, чтобы успешнее состоялось исполнение. Но в тот момент я был занят не анализом своего состояния, а именно самим процессом приспособления. Потому что 400-летний инструмент действительно очень сильно отличается от современных. Другие тактильные ощущения и размер клавиатуры, ответ после нажатия клавиши, окраска звучания…
– Скажите, каким же тогда в Кадакасе вам нужно было стать, чтобы заиграть на органе совсем другой эпохи?
– Главным и самым сложным было замедлить темп своего мироощущения, это совершенно точно. Стать более церковным, созерцательным, менее концертным. Вот, пожалуй, так.
Сибиряки – это про искренность
– До концерта в алтайской филармонии вы репетировали несколько часов на нашем органе. Какой он для вас?
– Ваш орган – это классический пример концертного инструмента. Он достаточно яркий, многое позволяет сделать при исполнении самого разнообразного репертуара. Особенно после успешного ремонта. Для меня это пример очень успешной реконструкции.
– Каким вы становитесь, когда работаете именно за нашим инструментом? Что этот орган запрашивает от вас?
– Он запрашивает подачи, яркой и приподнятой игры. И гибкости. Так что, выступая у вас, я добавляю внутреннего артистизма, как бы «увеличиваю громкость» у этого своего качества.
– Мы с вами говорили про особенность немецкой публики. А есть ли какие-то особые качества у аудитории в Сибири?
– Да, именно у сибирской публики есть особая искренность и открытость. Понимаете, иногда в столичных городах можно ощутить некоторый снобизм и избалованность аудитории. А здесь люди привыкли ценить искусство как таковое, и это очень приятно.
– А искренность и открытость сибирской публики вас как-то располагает?
-Да. А как это может не располагать? Это же естественно для человека: как к тебе относятся, так и ты в ответ. Для меня, как музыканта, видевшего разные условия, сталкивавшегося с разными этническими средами, здесь к публике возникает чувство бережности и ответственности. Когда люди тебе доверяют, это повод с особой ответственностью относиться к этому доверию. Это очень важно.
– Скажите, Константин, каждый ли пианист может стать органистом? Или для этого нужно иметь какие-то особые профессиональные и личностные качества?
– Для того чтобы быть органистом, безусловно, требуются личностные качества. Орган – это инструмент, требующий крайне много затрат от музыканта. И на этапе обучения, и потом уже во взрослой профессиональной жизни. Ты не можешь просто приехать, попробовать механику инструмента и заиграть. Нет. Ты должен провести 4–5 часов готовя инструмент. Прописывая звуковые комбинации, тембры. Либо прописывая в ноты, либо занося в специальный компьютер, как здесь, в Барнауле. Потом ты должен это еще все собрать в голове и донести, чтобы родилась настоящая музыка, аутентичная идее, заложенной Бахом или Мендельсоном, Регером, Франком… Всеми, кто внес тот неоценимый музыкальный вклад в сокровищницу человечества.
Ольга НАУМКИНА.
www.principal.su
Связанные посты:
- «Константин Волостнов — посол Его Величества» 19 августа в филармонии один из самых ярких представителей нового...
- Органист Константин Волостнов: «Академическое искусство это абсолют» Имя его известно как в зарубежных столицах, так и...
- Органист Константин Волостнов даст единственный концерт в Новосибирске 21 марта в Камерном зале выступит органист Константин Волостнов,...
- Органист Константин Волостнов открывает серию концертов в Петербурге 15 ноября в Церкви Святой Марии в Санкт-Петербурге состоится концерт...
- Органист Константин Волостнов выступил в Белгородской государственной филармонии Константин Волостно. Фото: Сергей Егоров Константин Волостнов – выпускник Московской...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012