- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Органист Дечебал Григоруцэ: «Не люблю джаз — это плотская музыка»
Дечебал Григоруцэ — один из тех редких композиторов, которые могут сочинять музыку для органа и писать партии для симфонического оркестра. Это сегодня он известный органист, сочиняющий академическую музыку, а в школьные годы играл в панк-группе с сумасшедшим названием «Белая горячка». А ещё — не любит джаз, но с удовольствием слушает шаманские напевы.
Отец Дечебала Григоруцэ, румын по происхождению, переехал с семьёй в Иркутск в 60-х годах XX века. Будущий композитор родился уже здесь и никогда не был в Румынии, но воспитанный на румынском искусстве, чувствует культурологическую связь с исторической родиной и живо откликается на нотки румынской народной музыки. Однако и творчество сибирских народов не оставляет его равнодушным.
– При том, что я православный христианин, мне очень нравятся бурятские, шаманские напевы. Культурная сторона язычества мне кажется интересной, – говорит Дечебал Георгиевич.
Творческий союз композитора и самого готического инструмента в мире – органа образовался ровно 10 лет назад. Тогда на концерте, где присутствовали представители католической церкви, оркестр и хор исполнили «Пасхальную мессу» Григоруцэ. Католикам настолько понравилось произведение, что они предложили переложить его для органа и исполнить в Кафедральном соборе. За две недели Дечебал, имея образование Российской академии музыки имени Гнесиных, освоил орган и с успехом сыграл своё произведение в храме.
Однако успех ждал композитора прежде всего в Иркутске. Не имея деловой жилки, в Москве Григоруцэ пробиться не удалось. Но, по его словам, необходимости в этом и не было.
– В Москве все композиторы распределены по «цехам», по музыкальным направлениям, по пристрастиям. Каждый подсознательно или явно недолюбливает других. Там очень важно, к какому «муравейнику» ты хочешь прикрепиться. А мне никогда не хотелось ни к кому присоединяться, я всё время как-то сам по себе. А в Иркутске это нормальное состояние.
Сам Дечебал Григоруцэ называет свою музыку «не от мира сего». Говорит, ему всегда хотелось сказать музыкой о том, что имеет хоть какое-то отношение к вечности.
Вечное и бездонное
– Я не люблю джаз, хотя это великое искусство и быть хорошим джазменом – от Бога талант. Но эта музыка очень земная. Сами джазмены говорят, что это «вкусная» музыка, она вызывает такие плотские ассоциации. Мне сиюминутное всегда было неинтересно.
– По моему мнению, классическая музыка со временем становится только ценнее. Ведь исполнителю проще сыграть произведение Баха, чем современного малоизвестного композитора. Сложно ли в таких условиях сочинять что-то новое?
Историческая справка:
В 1978 году в отреставрированном здании католического храма был открыт филармонический зал. В объеме апсиды прежнего костёла был установлен специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) «Александр Шуке».
Орган привезли в Иркутск по частям и собирали уже внутри костела.
– Человечество всё время меняется. Душевные ценности, которые создаёт творческий человек – художник, композитор, скульптор, ветшают точно так же, как и материальные. Слушая старинные произведения, современные люди воспринимают их не так как люди того времени. Это может быть интересно, может будить какие-то ассоциации. Но для того чтобы отобразить пульс нашего времени, нужно создать что-то новое. И постоянно, так же как нужно делать новые стулья, столы, строить новые дома, нужно строить и душевные ценности. Этот процесс вечен.
– Дечебал Георгиевич, в одном из интервью вы говорили, что рок слушают те, кто любит мрак и разрушение. Вы считаете, музыка имеет значение в становлении человека как личности?
– Мы люди грешные, поэтому когда пытаемся изобразить чистый свет, это получается сладенько и фальшиво. Попытка мегапросветления создаёт фальшь в искусстве, а тут нельзя врать. Поэтому правда жизни иногда просит и заставляет брать жёсткие и даже страшные нотки. В этом, наверное, сила рок-музыки. Каждый человек, пока формируется, проходит стадию борьбы со своими родителями, с мироустройством в целом. У меня в этом возрасте была панк-группа «Белая горячка», мы даже записали два альбома. Это были песни с совершенно идиотическими текстами. А вообще, насколько я знаю молодое поколение, рок слушают самые мыслящие ребята.
Ближе к современному слушателю
– Лично мне учёба в музыкальной школе психологически давалась очень трудно. Осознание того, что я не зря училась, пришло спустя много лет после выпускного. Легко ли вам давалось музыкальное образование? И стоит ли ребёнка заставлять ходить в музыкальную школу?
– Меня заставляли. Я начал сочинять музыку в 6 лет. Но этого бы не случилось, если бы мама, не спрашивая, не отвела в музыкальную школу. В любом случае, лучше уметь, чем не уметь. Ты можешь не выступать на сцене, но если ты хотя бы научился слушать музыку, а это тоже творческий процесс, уже хорошо. Есть три вида музыкального творчества – слушание, исполнение и сочинение, каждый последующий включает предыдущий. Почему слушать классическую музыку для некоторых утомительно? Потому что душа должна работать во время неё. Человек, у которого «душевные мышцы» дряблые, очень быстро устаёт. Кто засыпает, кто уходит. Чтобы тело было здоровым, нужно заниматься физкультурой. А занятие в музыкальной школе – это физкультура для души.
– Вы часто играете для детей. Как они ведут себя на концертах?
– По-разному. Но обычно всё проходит нормально. Главное, адекватно с детьми общаться. Чем труднее зал, тем больше надо интерактива. Когда всё время им рассказываешь, это скучно. Когда задаёшь вопросы, когда они всё время чувствуют общение, концерты проходят хорошо.
– А вы можете описать портрет вашего обычного зрителя? Кто ходит на ваши концерты?
– Нет единого портрета. Ходят все: от дошколёнка до пенсионера. И представители молодёжных субкультур приходят. Проблема в том, что люди обычно представляют орган как что-то учёное, заумное, скучное. Но я, собственно говоря, не профессиональный органист, я – самоучка. Моя изюминка в том, что играю не совсем академичные концерты, а пытаюсь преподносить орган через призму своего композиторского сознания. Играю музыку, которая ближе современному слушателю, делаю обработки народных песен. К тому же орган – это такой инструмент, который потрясает. То есть, просто берёшь аккорд, а у людей сразу возникает ощущение восторга и приобщения к чему-то великому. Человек, который хоть раз к этому прикоснулся, который хоть раз услышал орган, уже не забудет это состояние.
http://www.irk.aif.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Дечебал Григоруцэ: «Красота — это обещание истины» Сегодня гость нашей рубрики — иркутский композитор, человек необычной...
- Концерт из цикла «Иркутский дневник» 3 июля в 16-00 Концерт из цикла «Иркутский дневник»...
- Органист из Домского собора сыграл в Ульяновске Вчера, 27 апреля, в Ульяновской областной филармонии известный латвийский композитор...
- Органная музыка лечит 14 января в Барнауле, в зале краевой филармонии выступила Анастасия...
- Органист уехал с обещанием вернуться Виктор Ряхин вновь в Архангельске. В Кирхе прошел концерт известного...
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012