21 января, среда, 19.00 
г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.54, л.А
Концертный зал Яани Кирик
ll

ОРГАНИЧНОЕ БЕЛЬКАНТО

Юлия Корпачева — сопрано
Регина Каменщикова — орган

Программа этого концерта — не что иное, как отражение музыки для органа «в зеркале разных эпох». Заявленные исполнителями сочинения дают представление о роли «короля инструментов» в искусстве времен барокко, классицизма и романтизма. И роли эти в разные периоды сильно отличаются. Проведут «краткий экскурс» по истории органной музыки, а также позволят насладиться союзом голоса и органа опытнейшая органистка и педагог Регина Каменщикова и дающая концерты на лучших площадках мира («Карнеги-Холл» в Нью-Йорке и «Музикферайн» в Вене) сопрано Юлия Корпачёва.
Без упоминания эпохи барокко музыкальный «рассказ» об органе просто не мог бы состояться: именно в этот период орган переживает «золотые времена», становясь для композиторов одним из главных творческих ресурсов. И, конечно, среди всех писавших для этого инструмента в XVII и начале XVIII века ну совершенно невозможно не выделить И.С. Бах. На предстоящем вечере будут исполнены его инструментальные сочинения для органа крупной и малой формы.
«Золотое время» органа длилось не так уж долго. В эпоху классицизма он теряет пальму первенства: все более популярным тогда становится клавесин и недавно изобретенный «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Речь о «gravicembalo col piano e forte» или сокращенно — «фортепиано». Однако орган не исчезает из поля зрения композиторов. Его значимость во времена классицизма подтверждается в том числе и тем фактом, что в этот период создаются механические имитаторы органа: так называемые «часы-орган», самостоятельно озвучивающие партитуры за счет использования часового механизма. Именно для такого «музыкального робота галантной эпохи» В.А. Моцарт создает Andante F-Dur (K. 616), которое будет исполнено Региной Каменщиковой. При этом Моцарт активно пишет и для настоящего органа: им создаются и церковные сонаты для органа, и мессы, и даже песни для органа и голоса. На предстоящем концерте в переложении для органа прозвучат песни венского классика, написанные первоначально для фортепиано.
Вообще говоря, вокально-камерное творчество Моцарта — своеобразная изюминка этого концерта. Оно не столь хорошо известно, как оперы или симфонии композитора, и очень зря. Ведь именно песни Моцарта (их у него в арсенале около 30) стали предвестником романтических вокальных циклов XIX века (в том числе, песенных циклов Шуберта и Шумана), в популярности которых среди самой широкой аудитории еще много лет никто и не подумает усомниться.
Протянутая с помощью песен Моцарта связующая нить от барокко к эпохе романтизма приведет слушателей к творчеству двух скандинавских романтиков: Э. Грига и шведского композитора и органиста О. Линдберга. Песни Грига будут исполнены в переложении для органа, что по мнению Корпачёвой и Каменщиковой, предаёт им новое оригинальное звучание. А инструментальное творчество Линдберга раскроет орган с новой стороны, ведь в эпоху романтизма он из церковного инструмента превращается в концертный, обогащаясь новыми тембрами и приемами звучания.
Стоит отдать должное исполнителям, готовым совершить этот марш-бросок по истории классической музыки, и рассказать о «смельчаках» поподробнее. Юлия Корпачева — солистка театра «Геликон-опера» (2000-2007 гг.), сценический партнер Ю. Башмета, Г. Кремера и других известных музыкантов, желанная гостья многих международных фестивалей. Вместе с ней в отчаянное путешествие по стилям и эпохам отправится органистка Регина Каменщикова, сделавшая специально для этого концерта несколько органных переложений. Регина Каменщикова имеет большой опыт гастролей по городам России, как с сольными программами, так и в ансамблях с вокалистами, инструменталистами, камерными оркестрами и хоровыми коллективами. Она неоднократно выступала на главных органных площадках нашего города: в Большом зале филармонии и зале Академической Капеллы. Всего сказанного, вероятно, вполне достаточно, чтобы понять, что концерт обещает быть более чем интересным.

Концерт рекомендован для посещения детям от 6-ти лет.
Стоимость билетов — 450 руб.
Билеты в кассе концертного зала и театральных кассах города.
Справки по телефону 710-84-46

http://www.jaanikirik.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.