Возрождали орган эпохи барокко московские реставраторы, а впервые он зазвучит 18 ноября

 

СЕРГЕЙ ТРЕФИЛОВ
Орган после реставрации заметно преобразился. Фото: архив Татьяны Бембель
Орган после реставрации заметно преобразился. Фото: архив Татьяны Бембель

Орган попал в поле зрения энтузиастов, когда в Старых Василишках в Щучинском районе на Гродненщине открылся музей самого знаменитого уроженца деревни – польского рок-гения Чеслава Немена.

А этот кадр зафиксировал момент, когда инструмент еще не блистал новизной. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

А этот кадр зафиксировал момент, когда инструмент еще не блистал новизной.Фото: СЕРГЕЙ ТРЕФИЛОВ

– Он находится в костеле Святых Петра и Павла, на той же деревенской улице, что и дом Немена. Этот инструмент напрямую связан с Неменом: его отец был органистом и настройщиком, значит, в такой звуковой среде рос будущий артист. Это был отличный вариант для полноценного турмаршрута по этим местам, – вспоминает председатель национального комитета Международного совета музеев, искусствовед Татьяна Бембель.

На фреске в костеле святых Петра и Павла даже изображен органист. Фото: архив Татьяны Бембель

На фреске в костеле святых Петра и Павла даже изображен органист. Фото: архив Татьяны Бембель

Попечительский совет музея Немена во главе с киносценаристом Верой Савиной занялся поиском вариантов восстановления органа. Примерно четыре года назад энтузиасты вышли на московских специалистов Дмитрия Лотова и Владислава Иодиса.

Реставраторов встретили искривленные трубы, гарантию звучания которых после восстановления не мог дать никто. Фото: Рыгор Курыловiч, radzima.org

Реставраторов встретили искривленные трубы, гарантию звучания которых после восстановления не мог дать никто. Фото: Рыгор Курыловiч, radzima.org

– Они взялись за проект, но сразу предупредили: инструмент может ожить, а может и не зазвучать. Трубы органа к моменту начала работы были скручены, как змеи, инструмент выглядел буквально избитым, – говорит Татьяна Бембель. – Но при этом, за исключением нагнетательного меха, орган сохранился без изменений с конца XVIII – начала XIX века!

Таким костел святых Петра и Павла в Старых Василишках был до возведения каменного здания из красного кирпича. Фото: radzima.org

Таким костел святых Петра и Павла в Старых Василишках был до возведения каменного здания из красного кирпича. Фото: radzima.org

Еще одно опасение: если восстанавливать каждую деталь, работа растянется на годы. Дешевле все сломать и оставить только фасад, за которым будет стоять электроорган. Но москвичи решили реставрировать инструмент по длинному пути. В результате белорусские специалисты говорят: удалось сохранить даже барочную специфику звучания органа.

В костеле немного прихожан, так что минские энтузиасты будут рассчитывать на помощь неравнодушных к истории людей. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

В костеле немного прихожан, так что минские энтузиасты будут рассчитывать на помощь неравнодушных к истории людей.Фото: СЕРГЕЙ ТРЕФИЛОВ

Орган после первого этапа реставрации (на него деньги собирали с миру по нитке – в основном из частных рук) откроют 18 ноября концертом классической музыки. При финансовой поддержке посольства Германии в Беларуси там выступят солистка минского Большого театра Ирина Кучинская, квартет «Акварель» и органист костела Святого Роха в Минске, композитор Виктор Кистень.

В костеле установлена мемориальная плита в честь Чеслава Немена. Фото: Сергей ТРЕФИЛОВ

В костеле установлена мемориальная плита в честь Чеслава Немена.Фото: СЕРГЕЙ ТРЕФИЛОВ

А сейчас энтузиасты ищут средства на то, чтобы завершить работы. К примеру, для органа нужен мотор. Конечно, небольшая паства храма таких денег не найдет. Возможно, под этот проект будет объявлена кампания по сбору денег.

Отец Чеслава Антон Выджицкий был органистом в костеле, потому его сын постоянно рос в замечательной фоносфере. Фото: архив Сергея Лущика (из группы Дом-музэй Чэслава Немэна ў Старых Васілішках в Facebook)

Отец Чеслава Антон Выджицкий был органистом в костеле, потому его сын постоянно рос в замечательной фоносфере. Фото: архив Сергея Лущика (из группы Дом-музэй Чэслава Немэна ў Старых Васілішках в Facebook)

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

На органе в Старых Василишках не сохранилось фирменных табличек. Но реставраторы установили: по конструктивным особенностям это, скорее всего, творение мастерской Фридриха Самуэля Янтцона из Гамбурга. Он работал в XVIII – XIX веках, несколько его малых органов сохранилось в Литве, а в Беларуси – орган в будславском костеле, дошедший до наших дней с минимальными изменениями. И как раз сравнение нюансов строения с будславским органом подтверждает гипотезу реставраторов о работе Янтцона для Старых Василишек. Правда, этот инструмент создавался не для нынешнего костела – его перенесли в каменное сооружение начала ХХ века, вероятно, из прежнего деревянного. Кстати, участвовал в создании инструмента для парафии в Старых Василишках и подмастерье Модест Михневич с наших земель. Он стажировался у Янтцона в мастерской, а для создания данного инструмента выполнял некоторые работы по дереву.

На всю жизнь Чеслав Немен остался верен клавишным, причем прочим инструментам предпочитал... электроорган. Фото: архив

На всю жизнь Чеслав Немен остался верен клавишным, причем прочим инструментам предпочитал… электроорган. Фото: архив

КСТАТИ

Сейчас Дмитрий Лотов участвует в реставрации органа для концертного зала «Верхний город». Туда его перенесли из одной из минских детских музыкальных школ, где он давно выполнял декоративную функцию. Этот инструмент собран из двух органов работы виленского мастера Вацлава Бернацкого. Добавим, что всего в Беларуси порядка 100 органов, но действует лишь пятая часть из них. Самые известные инструменты – в Большом зале Белгосфилармонии и в костеле Святого Роха, храмовые органы.

 

https://www.kp.by

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.