Музыка на пленэре — главный тренд лета

Концертные залы летом на замке — куда податься? Но есть в Москве две первоклассные энтузиастки-органистки Лена Привалова и Катя Мельникова, необычно пропагандирующие любимый инструмент — основали собственные фестивали. У них и спросим.

Привалова говорит: податься в лес! Или в парк. Скажем, в «Кусково», где все лето традиционно идут необычные органные концерты. Публика-то органа боится, думает, в голову сейчас будут гвозди забивать, и нет-нет, идет бочком к дверям летней графской рези денции, слушая все первое отделение на почтительном расстоянии. Смех, да и только…

— Смех — не смех, но как-то надо приучать, — парирует Лена (идеолог кусковского феста), — месяц минул, смотрю: не только привычные нам филармонические бабушки, но и яркие длинноногие красавицы с импозантными кавалерами на орган идут: прогресс! Не поверишь — едут из Химок.

…Тут маленькая оговорка: «при графьях» в «Кусково» никаких органов и рядом не валялось: во-первых, инструмент не «танцевальный», под него не попляшешь, во-вторых, резиденция все-таки летняя, с каминами, но деревянная, а для органа нужен идеальный температурно-влажностный режим. Лену все это не смутило: лично привезла из Питера полуцифровой-полудуховой здоровенный инструмент Johannus «Рембрандт» в разобранном на части виде — пульт, скамейка, трубы… все эти центнеры весело так водружались друг на друга группой мужиков. (Сейчас, в 2012 году концерты проводятся на органе Viscount- http://www.organconcert.ru/index.php/organ)

— Люди заходят, видят — серый волк! — улыбается Лена. — Чтобы не испугать органом, перемежаем его звучание ансамблевой игрой с флейтой, кларнетом, или был на днях потрясающий дуэт органиста Кости Волостнова с аккордеонисткой Марией Власовой: это чудо — как звучание инструментов гармонировало! И еще одна новость: люди стали требовать много современной музыки — Татьяны Чудовой, Кикты, а не только узнаваемого Баха. Интересы смещаются на наших глазах.

— А можно ли играть совсем на открытом воздухе, среди деревьев?

— Можно, идея все более зреет. Но придется (заручившись хорошей погодой) ставить усилители. А то звук даже самого мощного органа просто уйдет в космос (смысл-то органа в том, что звук отражается).

…Но и без того впечатление в усадьбе воздушное — двери-окна открыты, шныряют солнечные зайчики, люди дышат свободно. А что у другой нашей знакомой, Кати Мельниковой? Ее идеи вообще пробудят и мертвого. Она вместе с Юрием Берестенниковым придумала органную «Историю любви»:

— Это знаменитые любовные сюжеты (Ромео и Джульетта, Кармен, Дон Жуан), рассказанные языком музыки, видеопроекции и света, — говорит Мельникова, — мы берем разнообразных композиторов числом до 30, многих из которых (Морриконе, Рыбников, Ллойд-Уэббер, Петров) вы никак не ожидаете услышать посредством органа. И «препарируем» в течение двух часов, а на сцене в этот момент постоянно что-то происходит…

С Катей традиционно играет кларнетист Сергей Шитов — одно его появление обещает блестящие джазовые импровизации. Вообще, это надо видеть. Стройная Мельникова выходит в разнообразных «к случаю» платьях — она героиня драмы, садящаяся за пульт и начинающая от первого лица рассказ, повороты которого предсказать невозможно.

материал: Ян Смирницкий

09.08.2011

www.mk.ru

 

 

www.principal.su

 

2 Responses to Орган — не волк, хотя и в лес бежит

  1. Олег Макаров:

    Статья содержит несколько устаревшие данные об инструменте.
    См. актуальные данные на http://www.organconcert.ru/index.php/organ