Орган — самый уникальный из всех изобретенных в истории музыки инструментов. Неслучайно его называют царем. На протяжении многих веков он поражает воображение слушателей богатством выразительных возможностей.

Зарождение органной традиции в Казани связано с выпускником Петербургской консерватории Ксаверием Корбутом. Он приехал в Казань весной 1894 года и в течение многих лет работал педагогом по классу фортепиано. Кроме того, он служил органистом в лютеранской церкви. Ксаверий Корбут выступал с концертами сначала на старом, а с 1901 года на новом органе евангелическо-лютеранской церкви. В 20-е годы нынешнего столетия инструмент был утерян. Свой концертный орган появляется в Казани в 1972 году. Этот орган был изготовлен фирмой «Rieger-kloss».

Установка органа имела огромное значение для развития татарской музыкальной культуры. Органные концерты пользовались в Казани неизменной популярностью. Появление инструмента вызвало проблему исполнительных кадров. Сначала ему не позволяли безмолвствовать заезжие органисты — Гарри Гроберг, Леонид Ройзман, Олег Янченко.

Но вскоре в Казани появился свой исполнитель. Первым органистом Татарстана стал Рубин Абдуллин. Он и явился основателем органного класса в Казанской консерватории.

В 1978 году был установлен небольшой «учебный» орган немецкой фирмы «Eule» в Казанской консерватории. Однако «малый» орган тоже включился в концертную практику.

Органная музыка самых разных эпох и стилей в Казани звучала со времени установки органа. Особенно выделяются отдельные программы и тематические концертные циклы Рубина Абдуллина. Например, «Из истории органной музыки» — цикл концертов, охватывающий несколько веков развития музыки для органа.

Со второй половины 80-х годов в концертной жизни города появляются новые имена. Активно включаются в концертную практику выпускники органного класса Рубина Абдуллина. Это молодые органистки Елена Базова, Елена Бурундуковская и Людмила Камелина. Новые исполнители представляют слушателям новые программы, открывают не известные ранее страницы органной музыки.

За эти годы авторитет Казани как крупного центра органной культуры значительно возрос. В 1991 году здесь проводится Второй Всероссийский открытый конкурс органистов.

Представители казанской органной школы обратили на себя внимание и жюри, и многочисленной публики. Лауреатами конкурса стали представители Казани: Дарья Миркова, Елена Базова, Люда Лабзина, дипломантом конкурса — Людмила Камелина.

Как признание высокого уровня казанской органной школы можно расценивать активную гастрольную практику наших органистов.

В 1994 году начато строительство нового Большого концертного зала консерватории. Это великолепное здание было построено в 1996 году.

В 1997 году в БКЗ был установлен новый орган. Как неузнаваемо изменился бывший Актовый зал консерватории, оснащенный по «последнему слову» техники, так и новый инструмент по своим характеристикам и возможностям — новейшее слово органостроения. Прежний орган был демонтирован, в будущем планируется его установка в Центральном Дворце культуры Набережных Челнов. Таким образом, во втором по величине городе Республики Татарстан тоже откроется органный концертный зал.

Новый высококлассный инструмент голландской фирмы «Flentrop» учитывает не только акустические особенности нового зала, но и является одним из важнейших элементов его интерьера. Новый орган относится к так называемому «французскому» типу органов и, по мнению специалистов, не имеет пока аналогов в нашей стране.

Итак, любимые казанцами органные концерты теперь превратились в настоящие объекты паломничества поклонников музыки. Первую серию концертов на новом инструменте дал профессор Рубин Абдуллин. Кстати, он не прекращал концертные выступления в Казани даже в период смены инструментов, играя на небольшом «мобильном» органе, подаренном фирмой «Flentrop».

В 1997 году Казань стала местом проведения международного фестиваля органной музыки. На нем звучала музыка от эпохи Возрождения до наших дней: сочинения Джироламо Фрескобальди, Иоганна Себастьяна Баха, Ференца Листа, Иоганеса Брамса, Сезара Франка, Оливье Мессиана, Олега Янченко и других.

До установки органа в 1972 году в Казани не было написано ни одного органного произведения. Сейчас среди композиторов, работающих в данном направлении, можно назвать Рашида Калимуллина, Шамиля Шарифуллина, Леонида Любовского, Лоренса Блинова и Александра Миргородского.

Через международный язык органа татарская музыка находит отклик у зарубежной публики. Самобытность национальной музыки вызывает интерес зарубежных слушателей. Это показывают и проводимые в Казани международные фестивали современной музыки «Европа — Азия», и зарубежные гастроли казанских органистов.

В Казани есть прекрасный инструмент, сильная исполнительская школа, прекрасные авторы музыки, отзывчивая публика — все, чтобы называться городом органной культуры.

Эльмира ШАЙМАРДАНОВА

http://www.иске-казан.рф

 

 

 

www.principal.su

 

 

 

 

 

Comments are closed.