- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Орган для немца — как для русского балалайка
Зинаида ШЕМЕТОВА.
Выдающийся немецкий музыкант Хуберт Майстер считается лучшим в мире интерпретатором органной музыки Баха. Недавно знаменитый исполнитель впервые побывал в России, дав всего два концерта: один в Большом зале Московской консерватории, другой — в Ярославской филармонии. Визит мировой музыкальной звезды в провинциальный город, безусловно, событие. А обязаны мы ему давней дружбой ярославской органистки Любови Шишхановой с Хубертом Майстером — они познакомилась много лет назад на семинаре в Австрии. После концерта, прошедшего с неимоверным успехом, нашему корреспонденту удалось побеседовать с Хубертом Майстером.
— Господин Майстер, вы получили приглашение приехать в Ярославль еще в 1991 году, но приехали только сейчас. С чем это связано?
— У меня всегда было желание побывать в России. В детстве, когда я учился играть на фортепьяно, у меня был русский педагог из эмигрантов. Я очень любил его, учил язык, читал русские книги. Это было в Регенсбурге, близ Мюнхена. В церковь на воскресные богослужения приходили русские эмигранты, я просил у них книги. Так я познакомился с творчеством Толстого, Гоголя, Достоевского. Эта литература производила на меня сильное впечатление. Когда Любовь Шишханова спросила, нет ли у меня желания приехать в Россию, я не задумываясь ответил: конечно, есть. Но шел 1991 год. Из России стали поступать тревожные известия. Я читал газеты, думая, правда это или нет, насколько опасно то, что там происходит. В Вальдхайме, где я живу, не так много событий. Поэтому были сомнения насчет поездки.
— У вас тоже было неспокойно. Например, Берлинская стена обрушилась.
— Для нас это не было связано с Россией.
— Вы сказали, что учились игре на фортепьяно. А как пришли к органу?
— Еще осваивал скрипку, альт. А с органом я был связан с детства. Мой отец играл на органе, часто мы с ним музицировали в четыре руки.
— Как вы думаете, есть ли разница в отношении к органу у наших и немецких музыкантов?
— У нас в каждой церкви орган, и для нас он как для русских балалайка.
— У нас все органисты — это концертирующие исполнители. А у вас?
— Во всей Европе вы не найдете только концертирующих органистов. Либо они еще играют в церкви, либо преподают.
— Существует ли противостояние между католическими и протестантскими органистами?
— Немножко есть. В школах идет раздельное обучение из-за разницы литургического богослужения. Однако процесс постепенно сглаживается, появляются школы, где нет раздельного обучения, а есть одно церковное отделение.
— В православном храме главным является слово Божие, поэтому там нет музыкальных инструментов. В католическом храме какую роль играет орган?
— Вот уже в течение 12 столетий одно предназначение органа — сделать богослужение праздничным, торжественным, другое — поддерживать хор. Единство архитектуры, живописи, музыки создает определенный настрой.
— Вы являетесь лучшим интерпретатором органной музыки Баха. Помните, как услышали ее впервые?
— Когда мне было девять лет, я пел в церковном хоре мальчиков. Помню, какое сильное впечатление произвела на меня си-минорная месса Баха. Специально заниматься его творчеством я не думал, это происходило исподволь. Я много играл композиторов добаховского периода, увлекался Чайковским, буквально был потрясен его музыкой. В 15 лет слушал только Чайковского. Я изучал музыку от композиторов прошедших эпох до современных. Не заметил, как все больше и больше погружался в Баха, стал заниматься теорией. Сейчас я работаю над банком данных, посвященных Баху. У меня три системы, очень сложные. Аналогов нет, поэтому работа очень трудная.
— В процессе работы находились новые произведения?
— Обнаруживается другое: произведения, которые приписывались Баху, оказывались не его, а учеников или композиторов из его окружения. Так что чем глубже погружаешься в Баха, тем его произведений становится даже меньше.
— В Германии есть еще такие же преданные исследователи?
— Наверное, каждый может сказать про себя утвердительно. Особенно в этом преуспели голландцы, которые считают: только они знают, как надо играть Баха.
— Научная работа в Германии дает средства к существованию?
— Да, если вы работаете профессором в университете, или критиком в большой газете, или являетесь специалистом научно-исследовательского института.
— Приходилось ли вам играть в Ватикане или перед европейскими титулованными особами?
— Нет, это не так интересно. Я думаю, у них нет такого понимания, какое есть у истинных ценителей музыки.
— В поездках вас сопровождает фрау Майстер. Она тоже музыкант?
— Нет, просто любительница. Она от отца узнала много музыки, играла с ним на органе.
— Где вы встретились?
— Она пела в студенческие годы в хоре, где я дирижировал. У нас три дочери. Никто из них не стал профессиональным музыкантом, но все они с любовью относятся к музыке. Младшая дочь играет в студенческом оркестре на альте, сейчас собирается с оркестром ехать в Китай на гастроли.
— Ваши впечатления о России?
— В официальных учреждениях столкнулся с хамством, а в кругу друзей — с таким добросердечием, какого нет в Германии. Россия — страна контрастов: можно чем-то восторгаться, а через мгновение появляется противоположное настроение. Некоторые моменты мне были вовсе непонятны. Почему, например, я должен забрасывать на верхнюю полку свой неподъемный чемодан? Россияне точно не выше меня, но как они умудряются это делать? Странно было слышать в поезде: «закрываются туалеты». Непонятно, почему при посадке в поезд надо показывать паспорт. Мы можем по всей Европе разъезжать без паспорта и без визы.
— Вы попробовали русскую водку?
— Да, нам она понравилась. Мы увезли бутылочку домой, но почему-то дома так вкусно не было. Водка, наверное, хороша только в русском обществе, с закуской и разговорами. А дома мы пили просто, как вино. Этот визит подарил много впечатлений. Мы увидели старую культуру. Люди за небольшую плату сохраняют ее, любят. Это очень впечатляет. Ваш орган прекрасно звучит, я считаю, что это счастье для Ярославля.
29 марта 2003
www.sevkray.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Барнаульский орган зазвучит по-новому Любители органной музыки в Алтайском крае могут радоваться В скором...
- Подайте на орган 29.03.2012 Оксана ДОНИЧ В рамках благотворительного концерта Раймонда Паулса в...
- Зал, как храм, когда звучит орган Олеся Серегина. 15 августа 2008 года Даже в летний будний...
- В Большом театре вновь звучит орган 20 июля 2012 Пока только для комиссии театра; на Исторической...
- Александр Титов: «Белгородский орган — орган просто выдающийся!» 25 мая в Органном зале Белгородской государственной филармонии прозвучал «Орган...
Календарь публикаций
Март 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012