Орган — самый большой клавишно-духовой музыкальный инструмент, который по звуковому богатству занимает первое место среди всех остальных. В Кыргызстане орган всего один. Людей, которые умеют на нем играть, мягко сказать, мало. Одна из них — Виктория Васильева — солистка Чуйского оркестра, преподаватель музыкального училища имени М. Куренкеева.

— Виктория, а почему вы выбрали орган?

— Потому что нет другого инструмента с такими фантастическими возможностями.

— Где вы обучались игре?

— В Киеве и Саратове, потому что у нас не обучают этой специальности. Изначально в консерватории не было класса органа и специалистов, которые могли бы преподавать. В Алматы есть все условия: музыкальные инструменты, преподаватели, настройщики. И хотя желающих обучаться музыке всегда много, но в органисты нет очереди. Это особый труд, который требует много времени, усилий, отрешенности от других вещей. Есть еще одна причина: в настоящее время профессия музыканта малопрестижная и соответственно малооплачиваемая.

— А что по поводу обучения молодых кадров? Есть ли сегодня желающие «покорить» орган?

— Всегда есть люди, которые хотят учиться. Тут главное, чтобы желание совпало с возможностью, потому что зачастую ехать приходится в другую страну и за свои средства. Я не имею диплома, дающего право обучать людей по классу органа, да и не только в этом дело. Где преподавать? Единственный орган, который есть в республике, принадлежит филармонии и может быть использован только для концертов. Поэтому невозможно организовать там занятия. Сами понимаете, обучать человека игре на инструменте, не имея этого инструмента, невозможно. Так что никаких вариантов.

— А орган в филармонии сейчас исправен?

— Пока да, но сами понимаете, что долго эксплуатировать любой инструмент без какой-то технической базы, без настройщиков невозможно. Теперь такого сервиса нет. Раньше инструмент обслуживали союзные специалисты, но, как известно, ничто под луной не вечно. Поэтому если что-то случится с нашим органом, то ремонтировать будет некому.

— Часто ли приезжают к нам с концертами зарубежные исполнители?

— Не часто, и мы сразу сталкивались с рядом проблем. Во-первых, инструмент предварительно нужно подготовить, а это уже проблема. Во-вторых, устроители гастролей, кроме затрат на организацию концерта, должны вкладывать средства в подготовку инструмента к выступлению. А это немалая часть общего бюджета мероприятия. Так что чаще всего концертируют местные музыканты.

— Как регулярно необходимо проводить профилактику инструмента?

— Следить следует постоянно, так как это очень хрупкая вещь, тонко реагирующая на изменение климата, влажности, температуры. Даже скрипку Страдивари содержать проще. Естественно, должен быть человек, который работает с органом до концерта, во время и после него. В условиях экономического кризиса говорить об этом сложно, потому что людям, которые едва сводят концы с концами, не до искусства. Но с другой стороны, культура должна сохраниться, хотя бы на прежнем уровне. Кризисы? Жизнь коротка, музыка вечна. Может быть, доживем до лучших времен, когда будут возможны какие-то инвестиции в культурные проекты. Ведь и сегодня люди что-то пытаются делать. В филармонии 17 февраля как раз прошел концерт-лекция для юношества.

— В чем сверхзадача таких концертов?

— Музыки-то сейчас очень много. Мы ее просто перестали замечать, она стала фоновой. Звучит отовсюду и при этом не трогает ни душу, ни сердце. Раньше люди шли на концерты, чтобы получать эстетическое удовольствие. Парадокс — возможностей слушать много, а серьезные классические произведения потеряли былую популярность. Массовая культура предлагает упрощенные стандарты потребления, в том числе и музыки. Не каждый слушатель готов воспринимать шедевры, и наша задача — ломать стереотипы. Нельзя сказать, что «гламур» или «клубность» уже отходят на второй план, но в зале появляется все больше молодых лиц. Именно их и нужно не только привлечь в филармонию, но и помочь понять и полюбить классику. В этом и заключается цель наших просветительских концертов. Главная задача, несмотря на трудные времена, — не потерять духовность, сохранить интерес к истинной культуре и высокому искусству.

Екатерина БЕЛИНЧЕНКО.

http://www.msn.kg

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.