- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения
В любви к органу признаются многие. В свое время тех, кто побывал в Домском соборе в Риге, считали счастливчиками и истинными меломанами. Сегодня органами никого не удивишь, их много в церквях, а в больших городах Украины созданы целые органные залы. Но никуда не исчезло то трепетное и восхищенное чувство, испытываемое человеком при звуках этого удивительного инструмента. Да и инструмента ли? Удалось услышать от одного музыканта, что орган и инструментом называть как-то неловко, так как это, по правде, – уникальное могучее создание рук человеческих, призванное своим звучанием удивлять, потрясать и проникать в самые потаенные уголки души.
Король инструментов
Люблю орган: он – гром и лира, ночь и блеск,
«Он – дрожь и бронза, он волны безмерной всплеск…»
– такими словами выразил свое восхищение органом Виктор Гюго.
В одном из интервью художественный руководитель камерного хора «Кантус» Эмил Сокач назвал орган королем инструментов. И именно так многие любители музыки и воспринимают старый орган известной чешской фирмы «Riger Kloss, который находится в главном концертном зале Закарпатской областной филармонии.и является главной ее ценностью. История его воцарения в филармонии описана так: в1974 году по инициативе одного из секретарей обкома компартии орган был заказан и построен на фирме«Rieger-Kloss» в Праге и обошелся в 300 тысяч долларов. Причем его характеристики были согласованы с акустикой концертного зала областной филармонии. Впрочем, есть и другая версия, которую озвучил директор филармонии Иван Микита. Согласно ей, орган был куплен в Прибалтике и привезен на Закарпатье.



Иван Микита рассказывает, что на органе начинали играть Иштван Мартон, для него подбирал музыку Дезидерий Задор, но главным специалистом, исполнителем и хранителем органа была, конечно же, Наталия Высич. Высокого класса музыкант, она не только сама играла на этом инструменте, но и основала в Ужгороде органную школу. В детской музыкальной школе им. Чайковского, во многом благодаря тогдашнему ее директору Ивану Шляхте, был открыт и поныне действует специальный органный класс. Эта работа имела огромное значение, ведь ученики Высич воспитывают уже третье поколение органистов. И начало фестивалям органной музыки было положено тоже благодаря усилиям Наталии Высич.
Орган как живое существо
Ее ученица и теперь уже солистка-органистка Екатерина Исак-Гажо до сих пор не может говорить о своей наставнице спокойно: слишком тяжелым ударом стал ее уход из жизни. Екатерина вспоминает, что Наталия Дмитриевна никогда не воспринимала орган как машину Она говорила, что это живое существо. Бывало, придет разыгрываться, а какая-то нота не дает нужный звук, вспоминает молодая органистка. Наталья Дмитриевна в таких случаях говорила, мол, вот ему (инструменту) что-то не нравится, показывает характер. Когда через какое-то время, все налаживается, Наталья обращается к органу со словами: «Теперь ты нас любишь, и мы тебя любим».


Екатерина Исак-Гажо унаследовала любовь своей учительницы к органу и посвятила ему уже 15 лет своей жизни. Осваивала инструмент в музыкальной школе, в училище, а потом в филиале Донецкой музыкальной академии. Сейчас у нее уже есть свой органный класс при музшколе, в котором занимаются трое учеников. Екатерина искренне благодарна директору филармонии Ивану Миките за то, что дети имеют возможность учиться и заниматься на концертном органе. Этим не могут похвастаться даже в Европе.
Молодая солистка сознается, что общается с органом так же, как и ее наставница – как с близким человеком. «Каким бы ни было мое настроение, какой бы усталой я ни была, а сяду за инструмент – и все проходит, настроение поднимается и остается лишь желание играть», – делится Екатерина, – Наталья Дмитриевна в таких случаях говорила: «Ну что, отвела душеньку? Уже полегчало?» Кроме Екатерины, на органе играют также Леся Гайдук, Ольга Чудак, Татьяна Тищенко.

Спецсчет для «лечения» органа
О самом же герое нашего рассказа – органе – написано и сказано немало. Известны его технические характеристики.
«Орган, opus 3428, имеет 32 регистра, многочисленные приспособления и копуляции клавиатур, разнообразные исполнительские возможности. При сравнительно небольшой общем количестве регистров орган позволяет успешно исполнять музыку любой эпохи. Обращает внимание то, что в органе много микстур и язычковых регистров – 12. Орган поднят над сценой филармонии на укрепленных в стене балках, звук органа равномерно заполняет помещение, не создавая акустических узлов и впадин. Благодаря такому размещению легко исполнять произведения вместе с камерным ансамблем, оркестром, солистами, вокалистами». Однако больше всего об этом уникальном инструменте знает человек, который в прямом смысле слова проник в его сущность и исследовал самые потаенные уголки этого величественного организма. Речь идет о мастере-настройщике Шандоре Шрайнере, музыканте и одновременно реставраторе органов. Именно хорошая музыкальная подготовка позволила ему заняться, казалось бы, не совсем обычным для кларнетиста делом. А началось все, рассказывает Шандор, с одного из церковных органов, который его попросили подремонтировать. Музыкант попробовал и у него получилось. А потом был еще один орган, и еще… И Шандор увлекся этим делом, а теперь успешно сочетает свою музыкальную карьеру и новую должность – настройщика главного органа края. Рассказывает, что на Закарпатье действуют 60 органов, большинство – в церквях. Некоторые функционируют еще с 19 века. Это механические и пневматические инструменты. Филармонический орган –электро-пневматический, все его четыре части отдельные. На протяжении того времени, когда Шандор приглядывает за органом, он привык считать его ребенком, за которым надо очень внимательно следить, искать причины его капризов и стараться их устранять. Мастер научился сразу чувствовать сбой в «настроении» органа и определять. где необходимо его вмешательство. А проблемы бывают, и чаще, чем мастеру хотелось бы. Сейчас у Шандора большая работа по очистке систем органа. Трудности состоят в том, что многие детали, например, тонкую кожу для пневматики, можно найти только за границей. «Считаю, что для такого уникального и особенного для области инструмента как орган нужно открыть специальный счет, чтобы знающие и понимающие любители музыки могли оказывать материальную помощь для его обслуживания. Это намного облегчило бы приобретение необходимых материалов для его ремонта и реставрации и надолго продлило ему жизнь», – уверен реставратор.

Орган в филармонии – самый большой на Закарпатье, но не в Украине. Но от этого он не стал менее значимым. Следует учесть, что большие органы, скажем, во Львове или в Харькове, установлены в специальных органных залах, приспособленных для такой музыки. Зато наш, единственный в стране, находится в концертном зале филармонии, и это дает более широкие возможности его использования, в частности, участии в концертах разных музыкальных коллективов.

С этим полностью согласен директор филармонии Иван Микита.

Он хорошо знает историю воцарения органа в концертном зале филармонии. Добавляет: именно тогда зал стал называться органным. И считает его уникальным. Как уникальна и сама филармония, где сохранилась прекрасная акустика. Благодаря этому. в зале не нужна звукоусиливающая аппаратура. Именно потому тут проходят многочисленные конкурсы. «Орган – это органическая составляющая не только филармонии и Закарпатья, но и всей Украины. И то, что мы единственная область, где орган расположен в зале филармонии, делает ее такой же уникальной, как и сам орган», – уверен Иван Микита.

http://uzhgorod.in
www.principal.su
Связанные посты:
- Без органа может остаться ровенский зал органной музыки Инструменту четверть века и он срочно нуждается в капитальном ремонте....
- Андрей Бардин. История органа Андрей Бардин начинает цикл видео-лекций об органе. История инструмента, история...
- «Органа чарующие звуки». Цикл концертов к 30-летию сочинского органа 06 февраля 17:00 Органный зал Цена билетов: 250-500 руб. Приходя на...
- «МИР FANTASY, СОЗДАННЫЙ НОВЫМ ЗВУЧАНИЕМ ОРГАНА» Проект Екатерины Мельниковой и её друзей «Орган-Перезагрузка» (6+) Центральный музей...
- Цикл «Сказки дедушки органа» Цикл субботних концертов для детей младшего и среднего возраста и...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012