В любви к органу признаются многие. В свое время тех, кто побывал в Домском соборе в Риге, считали счастливчиками и истинными меломанами. Сегодня органами никого не удивишь, их много в церквях, а в больших городах Украины созданы целые органные залы. Но никуда не исчезло то трепетное и восхищенное чувство, испытываемое человеком при звуках этого удивительного инструмента. Да и инструмента ли? Удалось услышать от одного музыканта, что орган и инструментом называть  как-то неловко, так как это, по правде, – уникальное могучее создание рук человеческих, призванное своим звучанием удивлять, потрясать и проникать в самые потаенные уголки души.

Король инструментов

Люблю орган: он – гром и лира, ночь и блеск,
«Он – дрожь и бронза, он волны безмерной всплеск…»

– такими словами выразил свое восхищение органом Виктор Гюго.

В одном из интервью художественный руководитель камерного хора «Кантус» Эмил Сокач назвал орган королем инструментов. И именно так многие любители музыки и воспринимают старый орган известной чешской фирмы «Riger Kloss, который находится в главном концертном зале Закарпатской областной филармонии.и является главной ее ценностью. История его воцарения в филармонии описана так: в1974 году по инициативе одного из секретарей обкома компартии орган был заказан и построен на фирме«Rieger-Kloss» в Праге и обошелся в 300 тысяч долларов. Причем его характеристики были согласованы с акустикой концертного зала областной филармонии. Впрочем, есть и другая версия, которую озвучил директор филармонии Иван Микита. Согласно ей, орган был куплен в Прибалтике и привезен на Закарпатье.

Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G0052)
Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G0087)
Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G0085)

Иван Микита рассказывает, что на органе начинали играть Иштван Мартон, для него подбирал музыку Дезидерий Задор, но главным специалистом, исполнителем и хранителем органа была, конечно же, Наталия Высич. Высокого класса музыкант, она не только сама играла на этом инструменте, но и основала  в Ужгороде органную школу. В  детской музыкальной школе им. Чайковского, во многом благодаря тогдашнему ее директору Ивану Шляхте, был открыт и поныне действует специальный органный класс. Эта работа имела огромное значение, ведь ученики Высич воспитывают уже третье поколение органистов. И начало фестивалям органной музыки было положено тоже благодаря усилиям Наталии Высич.

Орган как живое существо

Ее ученица и теперь уже солистка-органистка Екатерина Исак-Гажо до сих пор не может говорить о своей наставнице спокойно: слишком тяжелым ударом стал ее уход из жизни. Екатерина вспоминает, что Наталия Дмитриевна никогда не воспринимала орган как машину  Она говорила, что это живое существо. Бывало, придет разыгрываться, а какая-то нота не дает нужный звук, вспоминает молодая органистка. Наталья Дмитриевна в таких случаях говорила, мол, вот ему (инструменту) что-то не нравится, показывает характер. Когда через какое-то время, все налаживается, Наталья обращается к органу со словами: «Теперь ты нас любишь, и мы тебя любим».

Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G9963)
Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G9980)

Екатерина Исак-Гажо унаследовала любовь своей учительницы к органу и посвятила ему уже 15 лет своей жизни. Осваивала инструмент в музыкальной школе, в училище, а потом в филиале Донецкой музыкальной академии. Сейчас у нее уже есть свой органный класс при музшколе, в котором занимаются трое учеников. Екатерина искренне благодарна директору филармонии Ивану Миките за то, что дети имеют возможность учиться и заниматься на концертном органе. Этим не могут похвастаться даже в Европе.

Молодая солистка сознается, что общается с органом так же, как и ее наставница – как с близким человеком. «Каким бы ни было мое настроение, какой бы усталой я ни была, а сяду за инструмент – и все проходит, настроение поднимается и остается лишь желание играть», – делится Екатерина, – Наталья Дмитриевна в таких случаях говорила: «Ну что, отвела душеньку? Уже полегчало?» Кроме Екатерины, на органе играют также Леся Гайдук, Ольга Чудак, Татьяна Тищенко.

Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G9947)

Спецсчет для «лечения» органа

О самом  же герое нашего рассказа – органе – написано и сказано немало. Известны его технические характеристики.

«Орган, opus 3428, имеет 32 регистра, многочисленные приспособления и копуляции клавиатур, разнообразные исполнительские возможности. При сравнительно небольшой общем количестве регистров орган позволяет успешно исполнять музыку любой эпохи. Обращает внимание то, что в органе много микстур и язычковых регистров – 12.  Орган поднят над сценой филармонии на укрепленных в стене балках, звук органа равномерно заполняет помещение, не создавая акустических узлов и впадин. Благодаря такому размещению легко исполнять произведения вместе с камерным ансамблем, оркестром, солистами, вокалистами». Однако больше всего об этом уникальном инструменте знает человек, который в прямом смысле слова проник в его сущность и исследовал самые потаенные уголки этого величественного организма. Речь идет о мастере-настройщике Шандоре Шрайнере, музыканте и одновременно реставраторе органов. Именно хорошая музыкальная подготовка позволила ему заняться, казалось бы, не совсем обычным для кларнетиста делом. А началось все, рассказывает Шандор, с одного из церковных органов, который его попросили подремонтировать. Музыкант попробовал и у него получилось. А потом был еще один орган, и еще…  И Шандор увлекся этим делом, а теперь успешно сочетает свою музыкальную карьеру и новую должность – настройщика главного органа края. Рассказывает, что на Закарпатье действуют 60 органов, большинство – в церквях. Некоторые функционируют еще с 19 века. Это механические и пневматические инструменты. Филармонический орган –электро-пневматический, все его четыре части отдельные. На протяжении того времени, когда Шандор приглядывает за органом, он привык считать его ребенком, за которым надо очень внимательно следить, искать причины его капризов и стараться их устранять. Мастер научился сразу чувствовать сбой в «настроении» органа и определять. где необходимо его вмешательство. А проблемы бывают, и чаще, чем мастеру хотелось бы. Сейчас у Шандора большая работа по очистке систем органа. Трудности состоят в том, что многие детали, например, тонкую кожу для пневматики, можно найти только за границей.  «Считаю, что для такого уникального и особенного для области инструмента как орган нужно открыть специальный счет, чтобы знающие и понимающие любители музыки могли оказывать материальную помощь для его обслуживания. Это намного облегчило бы приобретение необходимых материалов для его ремонта и реставрации и надолго продлило ему жизнь», – уверен реставратор.

Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G0013)

Орган в филармонии – самый большой на Закарпатье, но не в Украине. Но от этого он не стал менее значимым. Следует учесть, что большие органы, скажем, во Львове или в Харькове, установлены в специальных органных залах, приспособленных для такой музыки. Зато наш, единственный в стране, находится в концертном зале филармонии, и это дает более широкие возможности его использования, в частности, участии в концертах разных музыкальных коллективов.

Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G0029)

С этим полностью согласен директор филармонии Иван Микита.

Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G0128)

Он хорошо знает историю воцарения органа в концертном зале филармонии. Добавляет: именно тогда зал стал называться органным. И считает его уникальным. Как уникальна и сама филармония, где сохранилась прекрасная акустика. Благодаря этому. в зале не нужна звукоусиливающая аппаратура. Именно потому тут проходят многочисленные конкурсы. «Орган – это органическая составляющая не только филармонии и Закарпатья, но и всей Украины. И то, что мы единственная область, где орган расположен в зале филармонии, делает ее такой же уникальной, как и сам орган», – уверен Иван Микита.

Ода признательности – для филармонического органа и его близкого окружения (3I3G9983)
 

http://uzhgorod.in
www.principal.su
 

Comments are closed.