Новая жизнь челябинского органа началась под Рождество

Состоялся первый официальный концерт в новом зале органной и камерной музыки «Родина».

В нем приняли участие звезды челябинской сцены: органисты Владимир Хомяков и Лариса Тимшина, солисты Наталья Воронкина (сопрано) и Сергей Ванин (контртенор), камерный хор имени В.Михальченко и камерный оркестр «Классика» под управлением А.Абдурахманова.

Во втором отделении к ним присоединился мэтр органа из Казани Рубин Абдуллин. Он, кстати, приехал в зал прямиком из аэропорта и исполнил «Дорийскую токкату» Баха. А выйдя на поклон, красноречиво поднял вверх большой палец – инструмент, которого он три минуты назад коснулся впервые в жизни, ему явно понравился.

Обошлось без торжественных речей – их оставили на сегодня. Здесь ждут губернатора Бориса Дубровского, который вчера работал в Москве. Между тем даже без громких слов атмосфера была по-настоящему праздничной. Во-первых, концерт случился под католическое (или, если угодно, протестантское) Рождество. Во-вторых, зал выглядит естественно нарядным. Нет впечатления, что здесь на чем-то экономили. Еще бы что-нибудь сделать с системой охлаждения и вентиляции, которые слишком откровенно добавляют себя в общую партитуру… Впрочем, думается, это устранимый и единственный явный недостаток. Реконструкция только что закончилась, а в зале уже есть нечто важное – ощущение обжитости. Заметно, что музыканты и солисты работают с удовольствием.

Несмотря на то, что в прежнем органном зале звук был как будто несколько мягче, «уютнее», Владимир Хомяков говорит, что, в целом, получилось неплохо.

Просто нужно учитывать, что у нового зала абсолютно иной тип акустики. Сам орган расположен правильнее, чем в зале на Алом поле – там он был из-за недостатка площади как бы выдвинут к первому ряду. Теперь же между сценой и слушателями появилось пространство. А сам орган поднялся к потолку, что тоже более корректно для концертного инструмента. В новом зале немного более продолжительная реверберация, то есть время затухания звука. На пользу пошел капитальный ремонт инструмента. Ему почистили трубы и внутренности от пыли, заменили кожу на всех мехах и изношенные детали в механике. Особенно ответственной работой было переинтонирование органа в новых акустических условиях (интонировка – придание определенных звуковых качеств органным трубам). Этим занимались замечательные мастера Йоханнес Адлер и Кристиан Макс.Немецкие органостроители исполнили «рацпожелания» Хомякова. В частности, поставили новый игральный стол с возможностью компьютерного программирования комбинаций регистров. Была увеличена эффективность швеллера (своего рода жалюзи для плавного усиления и ослабления звука). В органе появились два новых регистра – ксилофон и челеста. Они дают эффект ударных инструментов, что позволит расширить возможности органа, например, сделать более ясным начало звучания труб, что особенно важно для исполнения джазовой, подчеркнуто ритмизованной музыки. Другое дополнение, предложенное Хомяковым, – устройство под названием «дроссель». Он был на прежнем инструменте, но как самодельное дополнение. Теперь же изготовление «фабричное». Органист может изменять величину давления в трубах, звук получает новые краски, напоминающие звуки синтезатора. Кстати, челябинский орган теперь единственный в России с такими возможностями.

И Владимир Викторович не преминул продемонстрировать публике потенциал инструмента, выбрав помимо обязательного Баха, в частности, вариации на «Рождественскую песню» Эбена. Вообще, репертуар концерта нес в себе, так сказать, «тестовую» сверхидею. Ведь новым является не только орган, но и зал. Наталья Воронкина вместе с «Аве Марией» исполнила озорную «Белорусскую польку» Прицкера. А Сергей Ванин – «Кораблик в бурном море» Генделя, но и арию альта из «Рождественской оратории» Баха. Солистов сопровождал камерный оркестр «Классика».

Показалось, что лучше всех чувствует себя в «Родине» хор имени В. Михальченко. Под управлением Ольги Селезневой он исполнил «Эхо» Лассо, «Ubi caritas» Дюрюфле и знаменитую «Шутку» Баха. А в финале вечера прозвучала оратория «Мессия» Генделя, причем публику поразила не только мощь самого ликующего напева с мощным голосом органом, а еще и то, что компактная, казалось бы, сцена вместила в себя оркестр и хор!

Теперь у челябинского органа и его собственного дворца начинается новая, будем уверены, счастливая жизнь. Ему предстоит напитаться голосами, техниками, темпераментами и энергетикой самых разных музыкантов, певцов и композиторов.

http://mediazavod.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.