8 октября в Центральном концертном зале Волгограда выступила знаменитая московская органистка Екатерина Мельникова. В афишах её новой программы — музыкальной инсталляции «Истории Любви» — интригующее словосочетание: «впервые на органе». Что не удивительно, так как Екатерина давно известна как новатор в исполнении музыки на органе. Но, одно дело, новатор-исполнитель, и совсем иное — орган, инструмент древний, кажущийся архаичным, от звучания которого трудно ожидать сюрпризов.

— Екатерина, на органных концертах люди нередко начинают зевать, да и просто засыпают. Согласны?

— Согласна. Несколько раз видела сама, сидя в зале на органном концерте, как публика вокруг начинает дремать. Но орган — как инструмент, и органист — как исполнитель здесь ни при чём.

— В чём тогда «снотворный эффект» органной музыки?

— Органная музыка большей частью написана для сопровождения богослужений: огромный собор, эффектная акустика, красивые одеяния и соответствующее настроение. Концертный зал — место другое. Ауры общения с Богом в нём нет, звучание органа лишено объёмности, свойственной собору, и, когда концертная программа состоит из длинных однотипных хоральных прелюдий и фуг, в количестве, в котором никогда на службах они не исполняются, то — как бы ни была прекрасна музыка — она начинает утомлять.

— И что вы чувствуете тогда, как исполнитель, находясь на сцене и зная, что в зале кто-то вот-вот начнёт зевать или, чего доброго, захрапит?

— А я такие программы никогда не играю. Мне нравится, когда люди приходят на мои концерты отдохнуть, развеселиться, получить удовольствие. Поэтому тот репертуар, что я исполняю, вы вряд ли встретите на афишах других органных концертов. Выбираю ту музыку, которая мне нравится самой — не важно в какое время, для какого инструмента и в каком жанре она была написана. Звучит красивая мелодия в кино — я переношу её на орган. Есть прекрасная ария в оперетте или в мюзикле — добро пожаловать! Я человек весёлый и мне хочется людям дарить хорошее настроение, заряжать их оптимизмом и… немного удивлять.

— Чем же ещё можно удивить публику?

— Новизной. Орган звучит совершенно не так, как привыкли его воспринимать. У него сотни вариантов звуковых сочетаний, которые органисты обычно не используют. Я — наоборот, стараюсь избежать привычного звучания инструмента. Да, и произведения, которые я включаю в программу, люди не привыкли слушать на органе.

— Например?

— Эннио Морриконе, Ллойд-Уэббер, Рыбников, Петров, Таривердиев, знаменитые оперные увертюры Россини, Верди, наконец, танго и известные романсы. Плюс я делаю то, что сегодня называется модным словом «микс»: соединяю разные произведения или отдельные музыкальные темы в одну композицию, «разбавляю» всё это своими сочинениями и импровизациями. Получается очень необычно и интересно.

— Публика довольна?

— Мне кажется, что такого никогда так не бывает, чтобы все были довольны. То, что я делаю вызывает разную палитру реакций: кому-то нравится, кто-то считает, что на органе должен звучать только Бах… Главный показатель — люди до конца концерта остаются в зале, аплодируют, слышу крики «Браво!». А ведь публике приходится слушать 2-х часовой нон-стоп, то есть, два часа музыки на органе без остановки.

— Разве не утомительно — высидеть два часа в зале?

— Вы в кино ходите? Сколько обычно длится фильм? Возможно, в чистом виде непрерывный поток музыки и может быть утомителен, но когда к нему присоединяется и специальный световой дизайн, и видео-инсталляции или лазерное шоу, есть общий сюжет, — действие на сцене воспринимается совершенно по-другому. Часто после такого концерта, люди подходят, говорят, что очень понравилось, жалко, только, что всё так быстро кончилось.

— А сами не устаёте за эти два часа?

— Моя фамилия — Мельникова. «В движении мельник жизнь ведёт, в движении», есть песня у Франца Шуберта. В таком постоянном движении вся моя жизнь: люблю ездить на велосипеде, приходится много путешествовать — и по гастрольным делам, и просто для души и удовольствия, но больше всего люблю играть необычные концерты и радовать зрителей, в том числе и два часа подряд.

— В Волгограде у вас первое выступление….

— После окончания Московской Консерватории, я училась в аспирантуре Лондонской Королевской Академии Музыки, и длительное время жила в Англии. Поэтому в основном играла концерты в Европе. Последние годы я много выступаю в России. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, это и Калининград, и Хабаровск, и Челябинск, Тюмень, другие города. И, вот, теперь я рада увидеть волгоградского зрителя, познакомиться и, надеюсь, своим выступлением поднять настроение, подарить немного радости, чего в нашей жизни часто не так много, как хотелось бы.

 

Comments are closed.