Воскресенье, Август 23
 19:00 — 20:30
В исполнении солистов барочной капеллы «Золотой век», лауреатов международных конкурсов Александра Листратова (барочная виолончель) и Алексея Шевченко (орган) звучат произведения И.С. Баха. Помимо знаменитых Сюиты №6 для виолончели соло и Хроматической фантазии и фуги, прозвучат две камерные сонаты и органная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор.

23 августа / воскресенье, 19:00

Музыка «Золотого века»

Орган и виолончель

 

Известный дуэт солистов барочной капеллы «Золотой век», Александр Листратов (барочная виолончель) и лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко (орган), для своей программы выбрали на этот раз камерные сочинения И. С. Баха. Написанные для светского музицирования, они не утратили духовной связи с церковными произведениями великого мастера.

 

Обрамляют программу две из трёх великолепных сонат для виолы да гамба и клавира. Они написаны, как и большинство камерно-инструментальной музыки Баха, во время работы композитора в Кётене. Предполагают, что сонаты эти были созданы для выдающегося гамбиста Кристиана Абеля, который служил в кётенском оркестре. Но возможно Бах написал их для развлечения своего хозяина, князя Леопольда, который среди прочего играл и на виоле да гамба.

Немало музыкальных тайн кроет в себе знаменитая сюита для виолончели соло №6. До сих пор учёные спорят, для какого именно инструмента она была сочинена, ведь те исполнительские задачи, которые композитор ставит перед музыкантом в этой сюите, порой оказываются за гранью технических возможностей исполнителя и инструмента.

Теснее всего с церковными традициями связана органная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, известная также под названием «Св. Анна», потому что первая тема фуги напоминает один из англиканских гимнов св. Анне. Всё в этом цикле связано с символическим выражением Святой Троицы: три разнохарактерные темы в прелюдии (три духовных образа — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), три раздела и три темы в фуге и даже выбор тональности ми-бемоль мажор с тремя ключевыми знаками.

Хроматическая фантазия и фуга ре минор уже при жизни Баха заслужила любовь и признание и с тех пор входит в число самых популярных произведений композитора. Теоретическая схема фантазии столь же безупречна, сколь и её художественное воплощение, Бах достигает поразительного эффекта движения гармонической лавины. Под влиянием хроматической фантазии были созданы произведения Моцарта (фантазия c-moll), Бетховена (последние сонаты), Листа (соната h-moll), Франка (Recitativo Fantasia скрипичной сонаты), Регера (Вариации ор. 81) и других. Не менее оригинальна и грандиозная фуга, построенная на хроматической теме и предвосхитившая поиски композиторов начала ХХ века в области двенадцатитоновой техники.

Хроматическая фантазия и фуга написана для клавира, но её масштабность говорит о влиянии органной традиции. На рубеже XIX-XX веков один из величайших пропагандистов музыки Баха, Макс Регер, сделал переложение этого сочинения для большого органа. Оно и прозвучит в концерте.

 

Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной.

Алексей Шевченко — ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Программа:

И. С. Бах (1685-1750)

Соната №2 ре мажор для виолы да гамба и клавира BWV 1028 в версии для виолончели и органа

Прелюдия и фуга ми бемоль мажор BWV 552 для органа

Cюита для виолончели соло № 6 BWV 1012

Прелюдия и фуга ми минор BWV 548

Соната № 3 соль минор для виолы да гамба и клавира BWV 1029 в версии для виолончели и органа

http://www.collegiummusicum.ru

 

www.principal.su

 

Comments are closed.