Самый большой музыкальный инструмент Самарской филармонии — орган — отмечает 13-летие. Людмила Камелина, которая 10 лет работает за пультом королевского инструмента, рассказала РИА Новости о том, откуда в городе орган, о его характере и музыкальных «способностях».
Органистка Людмила Камелина

© РИА Новости. Георгий Портнов

 

САМАРА, 17 фев — РИА Новости, Георгий Портнов. Самый большой музыкальный инструмент Самарской филармонии — орган — отмечает 13-летие. Людмила Камелина, которая 10 лет работает за пультом королевского инструмента, рассказала РИА Новости о том, откуда в городе орган, о его характере и музыкальных «способностях».

Немецкие корни

«Долгие годы известный советский органист Гарри Гродберг, благодаря которому во многих филармониях страны появился орган, вел переговоры с руководством Самарской области. Они завершились успешно. В начале 2000-х годов состоялось подписание договора с известной немецкой органостроительной фирмой «Рудольф фон Беккерат», — рассказывает Людмила Камелина.

Бард Олег Митяев. Архивное фото

© РИА Новости. Павел Лисицын

После этого немецкие мастера приехали в Самарскую филармонию, оценили акустические характеристики зала и передали рекомендации производителям, которые изготовили трубы и корпус для органа. Сам инструмент собирали в Самаре, и 17 февраля 2001 года в концертном зале филармонии прошел первый органный концерт. 

Как уточнили в пресс-службе самарской филармонии, первым исполнителем, севшим за пульт органа, стал народный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Гарри Гродберг.

«В филармонии поначалу не было штатного органиста. На органе три года играли приглашенные музыканты. А в 2004 году произошло мое знакомство с органом. Я приехала по приглашению тогдашнего директора филармонии Натальи Глуховой. Позади у меня была учеба в Казанской консерватории и 10 лет работы в филармонии Красноярска», — рассказывает Камелина.

 

© РИА Новости. Георгий Портнов
Органистка Людмила Камелина

Для первого выступления органистка подготовила классическую программу — шедевры Иоганна Себастьяна Баха и Сезара Франка.

«Еще готовясь к концерту, я поняла, что Франк, как и вообще французская музыка, не очень годится для этого органа, потому что интонировка его труб сделана таким образом, что он больше ориентирован на музыку немецкого барокко. Поэтому я очень боялась именно за вторую часть программы, в которой был заявлен Франк. Но она прозвучала убедительно, и публика, и руководство филармонии приняли ее хорошо», — продолжает органистка.

Целитель с характером

За первым концертом последовали новые приглашения, и вскоре Людмила Камелина стала солисткой филармонии. Однако орган с музыкантом привыкли друг к другу не сразу.

«Я не могу сказать, что на первом своем концерте почувствовала инструмент, что я его сразу полюбила. Наверно, это связано с тем, что я тогда закончила стажировку в Германии, где играла в основном на органах в церквях. А между органом церковным и концертным есть существенное отличие — оно касается акустического окружения инструмента», — пояснил Камелина.

Однако с годами ее отношение к органу изменилось — теперь музыкант называет свой инструмент целителем и помощником.

«Орган — мой помощник в жизни. Я отношусь к тем, кто считает, что музыка — часть жизни, и это основная составляющая моей профессии, уже не обязанность, а условие существования. Если случаются какие-то казусы, конфликтные ситуации, они удивительным образом отступают, когда я приступаю к репетиции», — говорит она.

Музыкант, сидевшая за пультами разных инструментов, считает, что у самарского органа неповторимый характер. 

«Я убеждена, что у органа немецкий характер. Чем больше я провожу времени с органом, тем больше я понимаю, что наш орган — типичный представитель немецкой культуры. В нем есть какая-то присущая немецкому характеру внутренняя логика, разумность и обоснованность. В его звучании нет случайностей и не надо особо мудрить, когда играешь, например, музыку барокко», — говорит органистка.

Королевские возможности

Со временем орган стал главным героем детского и взрослого концертных абонементов, международного фестиваля «Королевские аудиенции» и цикла программ «Органные столицы мира».

Маленькие слушатели благодаря Людмиле Камелиной и артистам Самарской филармонии на органных концертах и с помощью сказочных историй осваивают язык музыки и узнают об устройстве инструмента.

 

© РИА Новости. Георгий Портнов
Орган, самарская филармония

Взрослые же слушатели на концертах открывают для себя не только самарский орган, но и другие королевские инструменты мира.

Пожалуй, в полной мере богатство звучания и возможностей самарского органа раскрывается на фестивале «Королевские аудиенции». На нем орган звучит во всевозможных дуэтах, например, со скрипкой, фортепиано, вокалом, или, как это было на концертах немца Йоханнеса Майера, становится инструментом для импровизации или музыкального сопровождения к немому кино. А на концерте швейцарца Дамира Дантеса органную музыку эффектно дополнила пантомима.

«Пока не буду раскрывать имен исполнителей, но на новых «Королевских аудиенциях» орган будет сопровождать, к примеру, современный танец. У нас планируется и дуэт с ударными, трубами. Сейчас мы ведем переговоры с музыкантами, которые представят нам орган в качестве джазового инструмента, что бывает очень редко. Мне на подобных концертах всегда интересно: как орган ведет себя в новых условиях, насколько умело он подчиняется солисту, а публике любопытна новая форма и новый жанр органного представления», — считает Камелина.

По словам музыканта, за 13 лет на органе прозвучало две трети мирового репертуара — от барокко до современной музыки. За его пульт садились многие знаковые исполнители мира, в их числе — Зигмунд Сатмари, Лоренцо Гиельми, Людгер Ломанн, Винфрид Бениг, Оливье Латри, Даниэль Рот и Андреас Роткопфф. 

Большая чистка и новые встречи

Все годы за самарским органом присматривает Юрий Савельев, который оперативно настраивает его, заменяет поврежденные детали и делает все, чтобы инструмент сохранил королевское звучание. Но, как и всем органам, самарскому раз в 15 лет требуется глобальная очистка труб от пыли, и сейчас руководство учреждения ведет переговоры с представителями Германии по поводу этой процедуры.

В понедельник же вечером орган будет справлять свое 13-летие в семье исполнителей и верных слушателей.

 

Пульт органа, самарская филармония

Среди музыкантов, которые в этот вечер будут чествовать именинника, числятся пианист Николай Фефилов, певицы Ольга Ушкова и Оксана Антонова (сопрано), трубач Антон Антонов, флейтистка Евгения Трибунская и исполнитель на ударных Ксения Бровченко. Из композиторов же, чьи произведения будут звучать на сцене, — Бах, Мендельсон, Масканьи и Сен-Санс.

До конца этого сезона королевский инструмент будет радовать слушателей не менее интересными встречами: второго марта он будет сопровождать выступление учеников образцовой хореографической школы «Карнавал».

Пятнадцатого мая пройдет совместный концерт оперной певицы Екатерины Лейдер из Казани и Людмилы Камелиной. Кроме того, органистка готовит спектакль «Демон» по одноименной поэме Михаила Лермонтова и совместно с камерным оркестром филармонии Volga Philharmonic под управлением Лео Кремера — концерт ко дню рождения Баха.

РИА Новости http://ria.ru/samara

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.