Древнее, с веками сложившимися традициями искусство народной деревянной резьбы обогатилось рокайльным формообразованием не только в Белоруссии, тесно связанной с западноевропейским орнаментальным искусством этого периода. Взаимопроникновение и взаимообогащение профессионального и народного искусства резьбы но дереву отмечено и в Латвии. Отдаленные отголоски рококо обнаруживаются, в деревянном узорочье русского Севера, где традиционный орнамент растительного характера сплетается с типично рокайльными абстрактными завитками. Проявление форм рококо в народном деревянном зодчестве Польши отмечает К. Мокловский.

Материалом для создания резных орнаментальных композиций служила древесина липы — наиболее мягкая и пластичная порода дерева. Стиль диктует отказ от естественного цвета и открытой текстуры дерева в угоду сплошному золочению и тонированию по левкасу (смесь мела, мездрового клея, охры, олифы). Теплая и живописная структура неокрашенного дерева укрывалась левкасом и раскрашивалась в соответствии сообщим колоритом конкретного интерьера. Левкас и позолота делали произведения резного декоративного искусства весьма эффектными, привлекательными и радостными.

Необходимость вписать произведении живописи и общее декоративное оформление интерьера определила их рокайльно насыщенное орнаментальное обрамление. Рамы икон являлись органичными компонентами общего декора культового зала, перекликаясь своими пластическими мотивами с резьбой, лепниной и живописью алтарей, амвонов, культовой утварью.

Богато орнаментированное обрамление алтарной картины Петропавловского костела в Жупранах создает освоивший принципы рокайльной орнаментики народный мастер. Форму раковины народные зодчие сохраняют и обрамлении икон вплоть до начала XIX в.

Деревянная резьба в XVIII в. получает самое широкое распространение во многих сферах художественного творчества и является оригинальным, высокотехничным достижением эпохи рококо. Своим великолепием ей обязаны не только атрибуты культовых сооружений, но и дворцовые интерьеры. Как и деревянная скульптура, резная орнаментика была наделена активной экспрессией и недостижимой на последующих этапах развития этого вида искусства выразительностью.

Немаловажное значение в создании эмоционально-чувственной атмосферы культового интерьера придавалось музыкальному сопровождению. В католических храмах эту функцию выполнял орган, свежим и чистым, мощным и красочным звучанием оказывающий необыкновенно высокое эмоциональное воздействие на эстетическое чувство человека. Музыкально-драматические средства литургии действовали заодно со всеми компонентами культового интерьера Установка органа в отреставрированном Софийском соборе в Полоцке вернула ему первоначальный характер и атмосферу великолепного, украшенного лепниной и позолотой интерьера.

Для установки органа в храмах устраивались специальные хоры — выступающая в центральный неф со стороны главного входа галерея. В архитектуре рококо парапет галереи получает музыкальный ритм плавных линий, выпукло-вогнутую, подобную волнистой «коропко» рокайльной посуды, гофрированную форму (костелы бернардинок и бернардинцев в Слониме, базилиан в Борунах, кармелитов в Глубоком, иезуитов в Несвиже, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах и др.). Наиболее выразительно были выполнены покрытые тонкой леппиной в изысканных формах рококо хоры Благовещенской церкви Сунрасльского монастыря. Консольный балкон трактован необычно словно поднятый ветром парус. Вогнуто-выпуклое чеканное ограждение наполнено мелодичной и ритмичной орнаментикой, оригинальной и поразительно свежей под сводами древнего храма. Поддерживающая плоскость покрыта орнаментальными разводами, пеной картушей, завитков и раскреповок.

Трепещущей тканью кажется ограждение вогнуто-выпуклых органных хоров в костеле базилиан в Василишках и Троицкой церкви в Лиепае. Рокайльная «волновая» трактовка гнутого органного парапета костела иезуитов в Бобруйске (не сохранился) была выполнена Т. Жебровским — представителем архитектуры рококо в Литве и Белоруссии. Богатством и живописностью форм наделены идентичные по трактовке рокайльные хоры кармелитского костела в Мстиславле. Вогнуто-выпуклый парапет приусадебного костела в Городно установлен на бочкообразные, невиданной доселе формы опоры, покрытые рокайльной лепниной, скрывающей их тектоническое предназначение. Аналогично решены органные хоры костела доминиканцев в Вильно, имеющие волнообразный парапет и в качестве опор четыре фигурных столба, сужающихся в центре и распушенных вверху. Изгибающийся парапет органных хоров костела иезуитов в Несвиже покрыт охристой фресковой росписью на музыкальную тематику. Здесь полный набор светских инструментов: скрипка, арфа, бубенцы, трубы, мандолина, валторна, рожок и др. В центре фресковой композиции рокайльный картуш. Хоры Благовещенского костела в Германовичах в центральной выпуклой плоскости заполнены топкого обрамления картушем, в котором размещены выполненные лепкой инструменты камерного музыкального ансамбля XVIII в.- виолончель, скрипка, корнет и рожок. В изобразительном арсенале фрескового декора Кростоноздвиженского костела в Лиде также музыкальные инструменты светского салона.

Расположение хоров выше, к сводам храма обусловливалось соображениями акустики. Благодаря этому звук первоначально «округлялся» под сплетениями сводов, и лишь потом музыка лилась к слушателям.

Расположенном органа на фоне западной стены главного нефа достигалось равновесие композиции интерьера. Поэтому в художественной трактовке органов стремились к столь же интенсивному использованию скульптуры, резьбы, золочения, лепнины. Блеск органа сливался с потежами «звучащего серебра», с выразительностью извлекаемой из его недр музыки, многообразием и золотистостью тембровой окраски регистров, силой и полнотой контрастно противопоставленных низких и высоких топов. Музыка как бы перекликалась с богатым декором и полифоничностью архитектуры, произведений декоративно-прикладного искусства и самих музыкальных инструментов, обильно украшенных орнаментальными «мелизмами», легкой и прозрачной резной фактурой. В ту эпоху музыкальный инструмент наделялся повышенной духовно эмоциональной значимостью. Даже «молчащий» орган был не только художественно-декоративно, но и эмоционально значим.

Орган привносил в культовый интерьер ощущение торжественности и праздника. В Литве и Белоруссии органы создавали Гендовский и работавший с ним А. Каспарини (орган костела доминиканцев в Вильно, 1774). Ими же был создан ряд прекрасных органов в городах Восточной Пруссии. Архитектор И. К. Глаубиц, возводя монументальные произведения зодчества, создает в 1753 г. и рокайльный органный «шкаф» для костела Иоанна Крестителя в Столовичах, покрывая его искусственным голубым с золотыми прожилками мрамором.

Ряд органов белорусских храмов создан в приемах рокайльного декоративного искусства. Мощный орган костела францисканцев в Гродно декорирован профилировкой, накладными резными рокайлями, раковинами, динамичной изысканно-вычурной скульптурой.

Облаченный и скульптурный и орнаментальный наряд музыкальный механизм — результат тонкой работы, высокого эстетического вкуса мастера, осуществлявшего поиск сложного единства акустического совершенства, красоты силуэта и декоративного оформления. Присутствие скульптуры и отделке органа Преображенского костела в Новой Мыши (17(52) вместе с аппликационной накладной резьбой придает музыкальному инструменту орнаментально-пластическое богатство. Три регистра басовых звуковых труб объединены остроугольными тонко профилированными вогнуто-выпуклыми антаблементами с картушами и рокайлями.

Установка в завершении инструмента экспрессивно вытянутых ваз-кубков с «петушиными» гребнями приобщает его оформление к трактовке алтарей и амвона. Золочеными вазами был декорирован и орган костела Иоанна Крестителя в Столовичах.

Органы костелов Успения богородицы в Дятлово, кармелитов в Гудогае, Николаевского в Гера пенах, бернардинцев в Будславе также покрыты накладной золоченой резьбой, орнаментальные мотивы которой включают сплетенные в стиле рококо листья аканта, пальметты, свободно свивающиеся завитки. Б распределении скульптурных и орнаментальных акцептов в декоративной обработке музыкальных инструментов проступают художественная щедрость, свобода и легкость творческого мышления, что избавляет их от конструктивной тяжеловесности, сухой ритмичности звуковых труб.

http://rancho-club.com.ua

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.