- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Музыкальный антураж
Древнее, с веками сложившимися традициями искусство народной деревянной резьбы обогатилось рокайльным формообразованием не только в Белоруссии, тесно связанной с западноевропейским орнаментальным искусством этого периода. Взаимопроникновение и взаимообогащение профессионального и народного искусства резьбы но дереву отмечено и в Латвии. Отдаленные отголоски рококо обнаруживаются, в деревянном узорочье русского Севера, где традиционный орнамент растительного характера сплетается с типично рокайльными абстрактными завитками. Проявление форм рококо в народном деревянном зодчестве Польши отмечает К. Мокловский.
Материалом для создания резных орнаментальных композиций служила древесина липы — наиболее мягкая и пластичная порода дерева. Стиль диктует отказ от естественного цвета и открытой текстуры дерева в угоду сплошному золочению и тонированию по левкасу (смесь мела, мездрового клея, охры, олифы). Теплая и живописная структура неокрашенного дерева укрывалась левкасом и раскрашивалась в соответствии сообщим колоритом конкретного интерьера. Левкас и позолота делали произведения резного декоративного искусства весьма эффектными, привлекательными и радостными.
Необходимость вписать произведении живописи и общее декоративное оформление интерьера определила их рокайльно насыщенное орнаментальное обрамление. Рамы икон являлись органичными компонентами общего декора культового зала, перекликаясь своими пластическими мотивами с резьбой, лепниной и живописью алтарей, амвонов, культовой утварью.
Богато орнаментированное обрамление алтарной картины Петропавловского костела в Жупранах создает освоивший принципы рокайльной орнаментики народный мастер. Форму раковины народные зодчие сохраняют и обрамлении икон вплоть до начала XIX в.
Деревянная резьба в XVIII в. получает самое широкое распространение во многих сферах художественного творчества и является оригинальным, высокотехничным достижением эпохи рококо. Своим великолепием ей обязаны не только атрибуты культовых сооружений, но и дворцовые интерьеры. Как и деревянная скульптура, резная орнаментика была наделена активной экспрессией и недостижимой на последующих этапах развития этого вида искусства выразительностью.
Немаловажное значение в создании эмоционально-чувственной атмосферы культового интерьера придавалось музыкальному сопровождению. В католических храмах эту функцию выполнял орган, свежим и чистым, мощным и красочным звучанием оказывающий необыкновенно высокое эмоциональное воздействие на эстетическое чувство человека. Музыкально-драматические средства литургии действовали заодно со всеми компонентами культового интерьера Установка органа в отреставрированном Софийском соборе в Полоцке вернула ему первоначальный характер и атмосферу великолепного, украшенного лепниной и позолотой интерьера.
Для установки органа в храмах устраивались специальные хоры — выступающая в центральный неф со стороны главного входа галерея. В архитектуре рококо парапет галереи получает музыкальный ритм плавных линий, выпукло-вогнутую, подобную волнистой «коропко» рокайльной посуды, гофрированную форму (костелы бернардинок и бернардинцев в Слониме, базилиан в Борунах, кармелитов в Глубоком, иезуитов в Несвиже, Крестовоздвиженская церковь в Жировичах и др.). Наиболее выразительно были выполнены покрытые тонкой леппиной в изысканных формах рококо хоры Благовещенской церкви Сунрасльского монастыря. Консольный балкон трактован необычно словно поднятый ветром парус. Вогнуто-выпуклое чеканное ограждение наполнено мелодичной и ритмичной орнаментикой, оригинальной и поразительно свежей под сводами древнего храма. Поддерживающая плоскость покрыта орнаментальными разводами, пеной картушей, завитков и раскреповок.
Трепещущей тканью кажется ограждение вогнуто-выпуклых органных хоров в костеле базилиан в Василишках и Троицкой церкви в Лиепае. Рокайльная «волновая» трактовка гнутого органного парапета костела иезуитов в Бобруйске (не сохранился) была выполнена Т. Жебровским — представителем архитектуры рококо в Литве и Белоруссии. Богатством и живописностью форм наделены идентичные по трактовке рокайльные хоры кармелитского костела в Мстиславле. Вогнуто-выпуклый парапет приусадебного костела в Городно установлен на бочкообразные, невиданной доселе формы опоры, покрытые рокайльной лепниной, скрывающей их тектоническое предназначение. Аналогично решены органные хоры костела доминиканцев в Вильно, имеющие волнообразный парапет и в качестве опор четыре фигурных столба, сужающихся в центре и распушенных вверху. Изгибающийся парапет органных хоров костела иезуитов в Несвиже покрыт охристой фресковой росписью на музыкальную тематику. Здесь полный набор светских инструментов: скрипка, арфа, бубенцы, трубы, мандолина, валторна, рожок и др. В центре фресковой композиции рокайльный картуш. Хоры Благовещенского костела в Германовичах в центральной выпуклой плоскости заполнены топкого обрамления картушем, в котором размещены выполненные лепкой инструменты камерного музыкального ансамбля XVIII в.- виолончель, скрипка, корнет и рожок. В изобразительном арсенале фрескового декора Кростоноздвиженского костела в Лиде также музыкальные инструменты светского салона.
Расположение хоров выше, к сводам храма обусловливалось соображениями акустики. Благодаря этому звук первоначально «округлялся» под сплетениями сводов, и лишь потом музыка лилась к слушателям.
Расположенном органа на фоне западной стены главного нефа достигалось равновесие композиции интерьера. Поэтому в художественной трактовке органов стремились к столь же интенсивному использованию скульптуры, резьбы, золочения, лепнины. Блеск органа сливался с потежами «звучащего серебра», с выразительностью извлекаемой из его недр музыки, многообразием и золотистостью тембровой окраски регистров, силой и полнотой контрастно противопоставленных низких и высоких топов. Музыка как бы перекликалась с богатым декором и полифоничностью архитектуры, произведений декоративно-прикладного искусства и самих музыкальных инструментов, обильно украшенных орнаментальными «мелизмами», легкой и прозрачной резной фактурой. В ту эпоху музыкальный инструмент наделялся повышенной духовно эмоциональной значимостью. Даже «молчащий» орган был не только художественно-декоративно, но и эмоционально значим.
Орган привносил в культовый интерьер ощущение торжественности и праздника. В Литве и Белоруссии органы создавали Гендовский и работавший с ним А. Каспарини (орган костела доминиканцев в Вильно, 1774). Ими же был создан ряд прекрасных органов в городах Восточной Пруссии. Архитектор И. К. Глаубиц, возводя монументальные произведения зодчества, создает в 1753 г. и рокайльный органный «шкаф» для костела Иоанна Крестителя в Столовичах, покрывая его искусственным голубым с золотыми прожилками мрамором.
Ряд органов белорусских храмов создан в приемах рокайльного декоративного искусства. Мощный орган костела францисканцев в Гродно декорирован профилировкой, накладными резными рокайлями, раковинами, динамичной изысканно-вычурной скульптурой.
Облаченный и скульптурный и орнаментальный наряд музыкальный механизм — результат тонкой работы, высокого эстетического вкуса мастера, осуществлявшего поиск сложного единства акустического совершенства, красоты силуэта и декоративного оформления. Присутствие скульптуры и отделке органа Преображенского костела в Новой Мыши (17(52) вместе с аппликационной накладной резьбой придает музыкальному инструменту орнаментально-пластическое богатство. Три регистра басовых звуковых труб объединены остроугольными тонко профилированными вогнуто-выпуклыми антаблементами с картушами и рокайлями.
Установка в завершении инструмента экспрессивно вытянутых ваз-кубков с «петушиными» гребнями приобщает его оформление к трактовке алтарей и амвона. Золочеными вазами был декорирован и орган костела Иоанна Крестителя в Столовичах.
Органы костелов Успения богородицы в Дятлово, кармелитов в Гудогае, Николаевского в Гера пенах, бернардинцев в Будславе также покрыты накладной золоченой резьбой, орнаментальные мотивы которой включают сплетенные в стиле рококо листья аканта, пальметты, свободно свивающиеся завитки. Б распределении скульптурных и орнаментальных акцептов в декоративной обработке музыкальных инструментов проступают художественная щедрость, свобода и легкость творческого мышления, что избавляет их от конструктивной тяжеловесности, сухой ритмичности звуковых труб.
http://rancho-club.com.ua
www.principal.su
Связанные посты:
- Самый большой музыкальный инструмент в мире Самый большой в мире орган, насчитывающий 33 тысячи труб, был...
- Музыкальный салон «Орган плюс цимбалы» «Музыкальный салон» дворца Румянцевых и Паскевичей представит гомельской публике необычный...
- Международный музыкальный фестиваль «Орган + » Фестиваль «Орган+» впервые состоялся в Калининграде в 2011 году и...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012