М.С.Казиник. Эффект Баха, часть 1

М.С.Казиник. Эффект Баха, часть 2

 

«Нет расстояний, есть начало», — так звучит первая строка одного из прекрасных стихотворений Михаила Семёновича Казиника, которого справедливо называют ныне живущим гением. Он скрипач, крупный общественный деятель, лектор-музыковед, писатель, эксперт Нобелевского комитета, исследователь в области музыкотерапии, режиссёр, актёр, профессор драматического института в Стокгольме и высшей школы бизнеса Скандинавии. В шведских газетах Казиника часто называют «апостолом культуры» или «страстным пророком культуры».

 Свет через искусство

 

«Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства. Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают её. У меня совершенно иная задача — духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство — это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, — испорченный приёмник. Я его ремонтирую».

…Михаил Семёнович Казиник родился 13 ноября 1951 года в Ленинграде. Детство и раннюю юность провёл в Витебске. Он был очень способным ребёнком, читать начал рано — уже в три года знал наизусть почти все стихи Чуковского и Маршака. Артистичный и выразительный от рождения, он не раз выручал своих нянечек и воспитателей в детском саду: предприимчивые, они сажали юного Мишеньку на сцену и спокойно уходили по своим делам. Женщины знали, что импровизирующего ребёнка дети могут слушать часами. Так проходили первые концерты четырёхлетнего дарования.

С шести лет он начал играть на скрипке и фортепиано, писал стихи, музыку. Будучи школьником, научил своих одноклассников играть на музыкальных инструментах и создал оркестр, где был скрипачом и дирижёром. Подростки, ни разу в жизни не державшие в руках музыкальных инструментов, быстро постигали азы нот и ритмов — оркестр стал получать награды. После таких достижений Михаила наградили путёвкой в «Артек».

Для 13-летнего мальчишки каждый лагерный день был неожиданностью. Михаил, никогда не видевший Чёрного моря, кипарисов и пальм, летал в облаках. Романтика, витавшая в пространстве «Артека», сделала своё дело, и юный маэстро впервые влюбился. Он писал своей избраннице красивые, чувственные стихи, которые просто не могли остаться без внимания. Были и выступления на костровой площади. На одно из них, как вспоминает Михаил Семёнович, приехали два высокопоставленных гостя: индийский президент Саправали Радхакришнан и первый секретарь ЦК Никита Сергеевич Хрущёв.

С 15 лет в Михаиле Казинике начал проявляться яркий талант лектора-музыковеда. Популярность его лекций была огромна: концертные залы с выступлением Михаила Казиника всегда были переполнены. Часто ввиду большого количества желающих ему приходилось давать по два концерта в день. Такие лекции-концерты с большим энтузиазмом были встречены не только студенческой аудиторией школ и университетов, но и другими разноуровневыми категориями слушателей — от тонких знатоков классической музыки до малолетних преступников, перед которыми маэстро выступал в колониях. Поэтому география его лекторской и концертной деятельности постоянно расширялась. C 1975 по 1990 год выступления Михаила Казиника стали проводиться в форме регулярных лекций и абонементных серий лекций-концертов в 17 городах Советского Союза.

 «Музыка — это великий договор с Творцом»
Михаил Казиник

Им был разработан метод вовлечения аудитории в процесс лекции. В понимании Михаила Казиника искусство, в том числе и музыка, это мощный «источник вибрирующей энергии», а человек — приёмник этой энергии. Будучи страстным популяризатором классической музыки, своей первостепенной задачей Михаил Семёнович считает сонастройку волн приёмника и передатчика, поэтому через яркие запоминающиеся образы он стремится показать своим слушателям красоту и глубину исполняемого произведения. По убеждению Казиника, в результате подобной координации «момент восприятия музыкального произведения становится необычайно острым и интенсивным, и слушатель из ранга любителя музыки переходит в ранг гения восприятия».

С 1991 года, став резидентом Швеции, Михаил Казиник начинает активную музыкально-просветительскую деятельность в Восточной и Западной Европе и США. По проекту российского режиссёра-документалиста Игоря Шадхана и режиссёра Натальи Кугашовой совместно с Михаилом Казиником было снято 64 документальных фильма о гениальных композиторах разных эпох и направлений: «эффект Моцарта», «эффект Баха», «эффект Шуберта», «эффект Бетховена», «эффект Шопена» и другие.

Михаил Казиник общается с людьми на интернациональном языке — языке искусства. Как эксперт Нобелевского комитета, он проводил опрос Нобелевских лауреатов, касающийся классической музыки. Результаты оказались просто удивительными: у всех Нобелевских лауреатов (вне зависимости от области научной деятельности) было в детстве увлечение классической музыкой, и практически все учёные имеют любимых классических композиторов. Более того, до последнего момента выдающийся физик Макс Планк (которому мы обязаны фундаментальным понятием в области квантовой физики — постоянной Планка) никак не мог решить: кем ему быть — музыкантом или физиком. А Альберт Эйнштейн, профессионально владевший скрипкой, говорил, что если бы не музыка Баха, он никогда бы не создал теории относительности.

Михаил Семёнович уверен, что, воспринимая музыку без слов и принимая её глубину, люди способны проявить свои скрытые Божественные способности. По его глубокому убеждению, музыка — это высшая энергия космоса, и только открытый человек способен воспринять её как часть космического дара. Он абсолютно уверен, что Бог дал людям общий язык — музыку. И свою задачу маэстро видит в просветительской деятельности — его цель, чтобы каждый человек смог разглядеть в себе Божественную гениальность.

Очень важна классическая музыка при воспитании детей. По мнению Казиника, именно музыка способна пробудить в ребёнке заложенные Богом великие Дары, коды воспоминания о великом предназначении человека как фрактальной частицы Бога.

«Музыкальное воспитание не есть воспитание музыканта, музыкальное воспитание — это воспитание Человека… Человек музыки — человек гармонии. Музыка — это питание человеческого мозга. В музыке заключены формулы мышления, формулы бытия, формулы существования, формулы бессмертия, формулы гармонии. Все музыкальные формы учат ребёнка восприятию не музыки только, но слова, поэзии, изобразительного искусства, пробуждают творческий дар. Музыка — это язык науки, культуры, логики, риторики. Ребёнок, начинающий изучать музыку, получает огромную подпитку мозга. Более того, этот ребёнок может быть куда удачливее, чем ребёнок без музыкального начала, в любой области науки и искусства», — это цитаты из его видеофильма «Зачем учить детей музыке?»

По мнению Казиника, классическая музыка — одна из высших форм искусства и культуры, и поэтому должна ставиться во главу угла образовательной системы. У маэстро есть теория, согласно которой, по закону космической этики, каждый человек по своей природе гениален. Но, попадая на Землю, ребёнок оказывается в болоте устоявшихся мнений и готовых точек зрения, которые навязываются ему обществом по мере его взросления. По мнению Казиника, современное общество излечивает маленьких гениев от их гениальности, выстраивая всех в одну линейку, заставляя подчиняться чужой воле. Где-то это удаётся, а где-то не получается, и тогда на сцену жизни выходят Моцарты и Бахи.

Образование и культура, по его глубокому убеждению, неразделимы. Более того, культура, особенно в изначальном своём значении (культивирование, взращивание Света), — есть основа, фундамент правильного образования. Можно сказать, что Казиник проделывает просто титанический труд по развитию культуры, изменению системы образования, раскрытию гениальности, заложенной в каждом ребёнке Богом.

 Современное общество излечивает
маленьких гениев от их гениальности,
выстраивая всех в одну линейку, заставляя
подчиняться чужой воле. Где-то это удаётся,
а где-то не получается, и тогда на сцену
жизни выходят Моцарты и Бахи.

По мнению Михаила Семёновича, обычный человек стремится к точке покоя, идея же гениальности заключается в постоянном поиске, страстном желании добраться до истины.

Маэстро глубоко убеждён, что музыка композиторов-гениев (Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Шопена и других) — это по своей глубинной сути есть канал связи с космосом. Он на примере «Токкаты и Фуги Ре минор» — одного из самых известных творений Баха и мировой музыки в целом — показывает, что это произведение содержит в себе пропорции золотого сечения, повторяющиеся трижды. По мнению Казиника, звуки фуги Баха описывают акт Творения, когда хаос сменяется торжеством Гармонии и единства всего Мироздания.

И если к любому великому произведению подходить с открытым сознанием, то непременно можно ощутить дыхание вечности. По наблюдениям Михаила Семёновича как опытного эксперта в области классической музыки у гениальных творений культуры есть 2-й, 3-й, 4-й и дальше слои (уровни глубины). Помня мудрость о том, что «путь в 1000 миль начинается с первого шага, не следует опрометчиво заявлять о своей неспособности понять классическую музыку. Не лучше ли правильно расставить приоритеты и идти без лишней суеты по пути погружения в самые глубокие слои нашего культурного наследия? Глубокое погружение в шедевры гениальных классиков приближает человека к Богу и позволяет ему соприкоснутся с великим космосом, с вечностью».

Наши далёкие предки считали, что культура есть основа развития цивилизации, и поэтому ведущую роль у них играли музыка и риторика. Если вспомнить про «семь свободных искусств», царствовавших в древние времена, то можно увидеть, что по существу культура в своём высшем значении есть воспитание Божественных качеств в человеке, а значит, раскрытие человеком в себе фрактального подобия Богу, или, другими словами, — путь от человека к Богочеловеку. И если в бюджете страны культура будет занимать приоритетное место (а не по остаточному принципу, как в настоящее время), то в сознании людей произойдут колоссальные изменения. И мы, наконец-то, будем жить, как мечтал великий певец современности, в стране… гениев.

Подготовили Людмила НЕГАНОВА, г. Ижевск
Антон УТКИН, 
г. Нижний Новгород

По материалам персонального сайта М.С. Казиника
http://www.kazinik.ru

 

http://cp-pressa.info

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.