4

В одно из воскресений, на трамвайной остановке у метро Чистые пруды я стал свидетелем одной, приятно удивившей меня, картины. В ожидании транспорта здесь собралось множество интеллигентных, нарядно одетых людей, которые явно направлялись на какое-то важное культурное мероприятие. Их оказалось даже больше чем способен вместить в себя один трамвай… а ведь это был не будний день, и не час пик… Как впоследствии выяснилось, абсолютное большинство пассажиров трамвая направлялось в Московскую центральную церковь (МЦЦ), на вечер органной музыки…

Подобные концерты вот уже более 10-ти лет ежемесячно проходят в зале старейшей евангельской церкви Москвы, оборудованной раритетным органом, которому более 100 лет. Недавно инструмент прошел капитальный ремонт и вновь зазвучал всеми красками своего богатого звукового диапазона.

Многие композиторы, чьи произведения звучат во время концертов в МЦЦ, к сожалению, малоизвестны современной широкой публике. Часто такое забвение глубоко несправедливо и музыкальные вечера позволяют познакомить публику с этими шедеврами органной музыки. В то же время здесь звучат известные произведения, с которыми у большинства людей ассоциируется голос органа…

27-го января 2013 года в Московской центральной церкви (МЦЦ) состоялся очередной, но необычный, вечер органной музыки. Программа концерта была озаглавлена так: «Между серьезностью и курьезностью». Сюда вошли весьма разные произведения, как по форме, так и по содержанию… Впрочем, их объединяло то, что они были написаны для самого величественного и возвышенного музыкального инструмента — органа.

Вел программу Лев Ионович Болеславский, краткие экскурсы в историю музыки и живые комментарии которого, давно полюбились постоянным посетителям вечеров органной музыки.

Подводя слушателей к правильному восприятию разнообразной программы концерта, Лев Ионович привел ряд высказываний Марина Лютера: «Я хотел бы, чтобы все виды искусств служили Ему и служи людям»… и еще: «Все истинное искусство духовно»…

За инструментом в этот вечер был маэстро Александр Кошель, который является не только виртуозным органистом, но и автором многочисленных публикаций об истории органа. Доктор философии, А. Кошель, был основателем, а до 2005 года и президентом, интернационального «Общества Франца Ладегаста», выступающего за сохранение и реконструкцию исторических органов в Европе. Сегодня он является главным органистом католической церкви Св. Карла в Ленцерхайде, Швейцария

Открыло программу концерта исполнение «Аливской табулатуры», соединившей в одну сюиту шесть танцев. Написанное еще донотными значками, это произведение приписывают Цистерцианскому монашескому ордену.

Далее, прозвучала бессмертная «Токката и фуга ре-минор». Сегодня ведутся споры об изначальном авторстве этого произведения. Одни приписывают его Иоганну Петру Келлнеру (1705-1772), другие придерживаются традиционной точки зрения, считая автором Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750). Впрочем, можно с уверенностью утверждать лишь то, что это великое произведение было вдохновлено Всевышним.

Итальянец Феличче Моретти, более известный под именем Давиде де Бергамо (1791-1841), счет опусов которого идет на тысячи, написал «Симфонию об одном известном гимне» (речь идет об австрийском гимне), которая также была виртуозно исполнена маэстро Кошелем.

Еще один итальянец Антонио Диано, о котором известно совсем мало, написал прекрасное произведение «Во время причастия» (Елевационо), которое также вошедшее в программу концерта.

Клоду Бальбастру (1727-1799), уроженцу французского города Дижон, запрещали играть во время богослужений, так как публика, приходившая послушать его, переполняла храм. Он был органистом при короле и обучал музыке Марию Антуанетту… Но великая французская революция все переменила. Опасаясь, что революционеры могут разрушить собор Парижской Богоматиери, с его уникальным органом, он написал «Вариацию на тему Марсельезы». Тогда вожди революции увидели, что орган можно использовать, для вдохновения революционных масс. Так уловка музыканта спасла прекрасный инструмент, а его талантливая отработка известной мелодии доставила немало удовольствия слушателям органного концерта.

Также в программу вечера вошли два произведения великого органиста Алфреда Лефебур-Вели (1817-1869): «Религиозная Медитация» и «Болеро». В танцевальном ритме Болеро явно ощущается влияние учителя Лефебура-Вели, Адана — автора множества великих балетов.

Джузеппе Герардески известен тем, что начал в органную музыку вклинивать ударные инструменты, чтобы ее обогатить. В программу вечера вошла его «Соната для органа в стиле военной капеллы»

По окончании основной программы концерта зал взорвался бурными аплодисментами, которые долго не стихали. В ответ маэстро Кошель исполнил Вариацию на тему гимна Российской империи «Боже царя храни». Затем, после очередной «порции» оваций, была исполнена Вариация на тему гимна Швейцарской Конфедерации, где в данный момент проживает музыкант.

Существует еще одна традиции, связанная с вечерами органной музыки. В ходе программы обязательно выделяется время для краткой проповеди, которую произносит диакон МЦЦ, Сергей Павлович Скворцов. В этот раз был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором повествуется о женщине, уличенной в прелюбодеянии. Именно здесь Спаситель произнес слова, давно ставшие афоризмом: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень»

В заключение обращаем внимание на то, что наш портал представляет уникальную возможность прослушать или скачать все произведения, прозвучавшие во время концерта

Вновь прикоснуться к прекрасному миру органной музыки, слушатели смогут 23-го февраля 2013 г. Концерт который состоится, как обычно, в Московской центральной церкви ЕХБ. Следите за нашими анонсами…
Денис Гостев, специально для

слово-для-тебя.рф

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.