«Настанет день, когда симфонические сочинения помимо оркестровых масс будут исполняться более простым способом, вполне сохраняющим заключенные в них эффекты, и только тогда они будут понятны всем…» 


Л.В. Бетховен, 1825 г.

Без сомнения, мысль великого композитора была связана с развитием в ХVIII веке автоматических музыкальных инструментов, из которых по своим музыкальным качествам особенно выделялись механические органы малых форм комнатные, салонные, переносные органчики-шарманки и так называемые «флейтовые часы». Знаменитые композиторы Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен и многие другие увлекались «механической музыкой» и сочиняли специально для них музыкальные пьесы.

Механические органы и органчики привлекли внимание и российских любителей музыки. Появились мастера органного дела, а в начале XIX века — мастерские, небольшие фабрики и торговые дома.

В 1806 г. в С.-Петербурге начинает работать фабрика знаменитого органного мастера И.Ф. Винтергальтера, а в начале 1830-х гг. в Москве Павел Бруггер со своим компаньоном Георгом (Егором) Фуртвенглером организуют фирму по выпуску музыкальных машин, органов и оркестрионов. Изделия Торгового дома «Бруггер и Фуртвенглер» быстро завоевали всеобщее признание, экспонировались на многих российских художественно-промышленных выставках XIX века, где получали награды и медали. Фирма дважды заслужила почетное право проставлять на своих изделиях Государственный герб с двуглавым орлом.

Московские предприятия фирмы и ее филиалы действовали в XIX веке в районе Мясницкой части. На механическом органе из коллекции Политехнического музея сохранилась бумажная этикетка: «Заведение музыкальных машин и органов Павла Бруггер, на Мясницкой, против дома Черткова, № 12 в Москве». На планке механизма проставлен год изготовления — «1880» и клеймо мастера «А. Бруггер». Дом, в котором находилась мастерская, носящая имя П. Бруггера, сохранился до наших дней.

Конструкция органа типовая, характерная для относительно недорогих инструментов, сходная в общем с устройством переносных органчиков, получивших в России название «шарманок», хотя и не имеет присущего шарманкам нарядного фасада — «проспекта». Музыкальная часть инструмента состоит из 70 деревянных лабиальных труб в два регистра: 35 открытых и 35 закрытых. Основные тоны закрытых труб на октаву ниже открытых. Звукоряд хроматический, диапазон — три октавы. Привод машины ручной. При вращении кривошипной рукоятки приводится в действие пневматический нагнетающий механизм и одновременно кулачковый вал с программами мелодий. Кулачки выполнены из проволоки в виде штифтов для коротких звуков и скобочек для продолжительных звуков. К органу придано три вала, по 10 программ-мелодий на каждом. Конструктивной особенностью органа является программный блок, смонтированный на деревянном кронштейне вал с осью и насаженной на нее червячной шестерней. Это позволяет легко менять блоки, вставляя их в пазы станины. На валах запрограммированы мелодии классические, танцевальные, народные, а также духовная (церковная) музыка.

Механический орган Бруггера дошел до нас в рабочем состоянии, без переделок и реставраций. Он хранит память об известных московских мастерах органного дела, о музыкальных вкусах российской публики прошлого века. Орган Бруггера можно считать памятником истории автоматической техники и одновременно памятником музыкальной культуры России.

М.А. Нурок

http://rus.polymus.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.