15.01.2012
Екатерина Березовская

 

Лучший в мире исполнитель органной музыки Константин Волостнов дал концерт в усадьбе Царицыно. Маэстро считают любителем экспериментов. Например, на это выступление он надел танцевальные туфли и попросил зрителей как можно меньше аплодировать.

Из-за плотного графика гастролей в музыкальных кругах его называют «полномочным послом его Величества органа».

Ученик лучших педагогов России и Германии, Волостнов сделал блестящую карьеру в Европе и Америке. Ему тридцать три, и «переманить» его к себе хотят лучшие филармонии мира, но Константин предпочитает жить и выступать в России. О своей новой программе шутит: ее готовили, как средневековые хозяйки готовили блюдо на кухне.

«Есть такие блюда, которые — как хозяйки говорят или как мы читаем в поваренных книгах — готовились пару недель. Вот это тот же случай. Я уверен, что большая часть музыки, которая сегодня будет исполнена, не звучала доселе в Москве, или, по крайней мере, не звучала целиком. Это Габриэле, это музыка Шутца, это музыка Бибера, это такая ранняя барочная классика», — говорит музыкант.

Последние напутствия перед выступлением солистам ансамбля «Орфарион». Больше всего органист переживает за прелюдии и фуги Баха. Исполнение произведений именно этого композитора и принесло Волостнову три года назад первый приз и звание «лучшего органиста» на престижном фестивале в английском Сент-Олбансе.

А вот влюбился в органную музыку Константин намного раньше, 11-летним подростком.

«То что внесло вклад в мое восприятие инструмента, — это заставка на советском телевидении, которую сопровождала хоральная прелюдия Баха Ich ruf zu dir. Собственно, большинству почитателей режиссера Тарковского эта музыка знакома, потому что она является музыкой к фильму «Солярис», — рассказывает Волостнов.

Как считает музыкант, каким бы старым ни был орган, ему нужен небольшой «тюнинг». Например, вот такое зеркало. Через него органист смотрит на дирижера, хор и, конечно, зрителей.

Кому-то Волостнов может показаться сторонником экспериментов: консерваторскому залу предпочитает Хлебный дом усадьбы Царицыно — говорит, акустика в нем одна из лучших в Москве. Вместо обычных ботинок на концерт надевает танцевальные туфли – в них удобней исполнять виртуозную партию на нижней клавиатуре.

Впрочем, сам музыкант уверяет: если дело касается исполнения классической музыки, тут он — противник любого новаторства.

«Мы расчищаем шедевр — и вот он, этот бриллиант, который прошел через века. Нас не будет, а музыка Габриэля, музыка Шуберта — она такая же, и ценность ее именно в историчности, в максимальном приближении к тому, как она звучала», — уверен музыкант.

Перед выступлением Константин Волостнов напоминает слушателям: программа построена как мистерия — все произведения переходят одно в другое. Поэтому главная его просьба к залу — чтобы не сбить оркестр с ритма, аплодировать как можно меньше, даже если очень хочется.

www.vesti.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.