Молдавское музыкальное искусство тесно связано с Россией. Диалог двух культур продолжается, творческие связи, к счастью, не прерываются.

Анна СТРЕЗЕВА, наша единственная органистка, музыковед, преподаватель Республиканского музыкального лицея имени Рахманинова, только что вернулась с Шестого международного симпозиума «Орган в ХХI веке», который проходил в Москве, в Российской академии музыки им. Гнесиных. Органисты из России, Германии, Великобритании, США, Австрии, Словении, Беларуси, Украины, Молдовы играли на разных органах российской столицы. Прошли и Гнесинские органные чтения. Сообщение Анны вызвало живой интерес деятелей культуры. В нём — открытие темы и для молдавских любителей классической музыки. Публикуем самые интересные фрагменты выступления Анны Стрезевой, достойно представившей на симпозиуме нашу страну.

— Органной музыке, написанной молдавскими композиторами, столько лет, сколько функционирует единственный в Молдове концертный орган – 32 года. В 1978 году в Кишинёве был установлен чешский король инструментов. Для этого переоборудовали одно из красивейших старинных особняков в центре столицы – здание банка, сооружённого в самом начале позапрошлого века. Для торжественного концерта, приуроченного к открытию Органного зала, было написано и первое органное сочинение молдавским композитором Эдуардом Лазаревым, которое исполнила Светлана Бодюл. С той поры к органу обращались многие композиторы. Были написаны и исполнены сольные произведения, сочинения для органа с оркестром, с хором — разные по стилю, жанру и музыкальному языку. Выпускница Московской консерватории Татьяна Тарасенко написала пьесу «Медитация» и посвятила её известному импровизатору Олегу Янченко. Надпись на нотах, не лишённая юмора, гласила: «Прекрасному органисту и композитору от самовлюблённого и наглого автора из Молдавии».

В середине 80-х молодые молдавские композиторы серьёзно изучают орган и пишут для него интересные и сложные произведения. Анфисе Фёдоровой принадлежит Фантазия для органа «Аркан». Она напоминает цимбальное звучание, типичное для молдавской народной музыки. Фёдорова сумела соединить национальную окраску мелоса и жанра с современной композиторской техникой. В органной пьесе Галины Кузьминой «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» нет национальных элементов, но религиозная тематика выражена очень оригинально. Орган в пьесе звучит и глубоко, и высоко, светло, небесно.

В современной композиторской стилистике выдержаны несколько пьес для органа Геннадия Чобану. Выпускник Гнесинки, он опирается на новаторскую технику письма последнего времени. В том же ключе – и недавнее произведение Владимира Беляева: Фантазия-экспромт. Пьеса небольшая, манера письма доступная для широкого круга любителей музыки.

В композиторской среде Молдовы последнее десятилетие отмечено особой творческой активностью двух братьев – Николая и Владимира Чолак. Оба в разное время написали органные произведения, посвящённые выдающимся музыкантам Молдовы. Николай создал пьесу для органа, которую так и назвал: «Посвящение памяти Георгия Стрезева», ведущего хорового дирижёра, профессора молдавской консерватории, главного хормейстера Оперного театра Молдавии, которую с благодарностью играла я, его дочь. Исполняя это произведение, мне очень хотелось передать важную идею автора, которую он выразил так: «В жизни Георгия Стрезева прозвучали две главные темы — Борьбы и Созидания».

В 2004-м Владимир Чолак написал органную пьесу под французским названием «Tombeau» и посвятил её памяти известного молдавского композитора Василия Загорского. В ней звучит тема самого Загорского из его кантаты «Кто собирает росу?». Композитор умело пользуется возможностями органа, и эта тема звучит в очень разных образных красках. Перу Виктора Симонова принадлежит органная сюита «Памяти Шостаковича». Одно из последних органных сочинений современных композиторов, прозвучавшее в Кишинёве, – соната Владимира Биткина. Премьера её состоялась в прошлом году. Незавершённость и многозначность последнего раздела сонаты определяют основную идею сочинения – вечность и беспредельность бытия, его философское осмысление.

Мало кто знает, что несколько произведений в Молдове написаны для органа с оркестром. Первое из них – рельефный, чёткий по форме концерт для органа, струнных и литавр Дмитрия Киценко. Двойной концерт для арфы, органа и симфонического оркестра был написан 22 года назад. Автор – один из старейших композиторов Молдавии, основоположник нашей композиторской школы Леонид Гуров. Его концерт в двух частях – солидное, фундаментальное сочинение. Музыкальный стиль Гурова далёк от модерна и современных находок. Он ближе к позднеромантическому складу музыкального письма.

На суд слушателей в свое время было представлено интересное сочинение Тудора Кирияка «Миорица», в котором роль органа – ведущая. Взяв за основу народную балладу об овечке Миорице, Кирияк создал поэму для голоса, органа, церковных и оркестровых колоколов. Это национальное народное произведение. Поэма «Миорица» получила признание в разных странах. Она отмечена на престижном конкурсе, проходившем в рамках ЮНЕСКО, высоко оценена на загребском фестивале.

Почти все произведения, написанные в Молдавии для органа и с участием органа, прошли через мои руки, а также исполнялись в разные годы моими коллегами – органистками Светланой Бодюл, Ольгой Бабаджановой, Мариной Загорской. Мы все, выпускницы Московской консерватории, старались достойно исполнить органные произведения молдавских композиторов и дать им новую концертную жизнь. Как было бы справедливо, если бы этим бесценным музыкальным наследием заинтересовались исполнители, музыковеды, издатели.

http://www.kn.md

www.principal.su

 

 

Comments are closed.