- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Кристиан Прэстхольм: Я хотел показать самые разные краски органа
18 ноября в рамках проекта «Органисты европейских соборов» в гостях у Белгородской филармонии побывал органист из Дании Кристиан Прэстхольм, исполнивший произведения европейских композиторов XVIII, XIX и ХХ веков.
Орган для одного из знаковых органистов Европы, главного органиста и директора музыки в соборе св. Мортена в Рандерсе (Дания) Кристиана Прэстхольма (р. 1972) — не единственная страсть. Среди других его приоритетов — фортепиано, карильон, композиция, преподавание музыки, и, конечно, семья — любимая жена и четверо детей. Но именно орган и органная музыка стали предметом внимания белгородской публики на продолжительные два часа концерта.
Перед своим концертом, который явился третьим финальным аккордом в рамках гастрольного тура по России, музыкант рассказал о себе и поделился своими впечатлениями от первой поездки в Россию:
— Кристиан, в программе Вашего концерта заявлено исполнение музыки композиторов XIX и ХХ веков, а также И. С. Баха (XVII—XVIII вв.) и собственные авторские сочинения. Чем обусловлен выбор именно этой музыки?
— Я хотел показать самые разные краски органа. Сквозь «старую» музыку — сочинения моего любимого композитора Баха и музыку раннего и позднего романтизма Мендельсона, Боэльмана, Хартмана, — к музыке Мессиана и моей собственной, современной музыке я хотел передать различные органные краски и образы.
Кроме того, я подбирал программу таким образом, чтобы она была интересной не только с художественной стороны, но и была удобно воплощаема в техническом смысле на органном компьютере (современные органы снабжены компьютерным «мозгом», способным запоминать определенные комбинации органных регистров и пр. — прим. авт.).
Органисты европейских соборов в гостях у Белгородской филармонии побывал органист из Дании Кристиан Прэстхольм»>— Как начинался Ваш путь в музыку? Что было стимулом?
— Я начинал с игры на фортепиано, и в течение долгого периода своего детства мечтал быть пианистом, но тогда ещё не был уверен, хочу ли быть профессиональным музыкантом. Когда я обучался в старших классах школы, передо мной стал выбор — кем быть: врачом, физиком или музыкантом.
В университете тогда проходили вступительные экзамены для музыкантов, я подал заявку, прошел конкурсный отбор, и, к счастью, поступил. Именно в этот период и определилась моя творческая судьба как органиста. Замечу, что лишь незадолго — за полгода до этого экзамена — я окончательно сменил фортепиано на орган. В школьные годы я также играл на органе, но самостоятельно, без каких-либо уроков. И, пройдя вступительные испытания, я понял, что это то, что я действительно искал.
— Таким образом, Вы изучали орган и теорию музыки в Королевской академии музыки во втором по величине городе Дании, который называют также «город улыбок», в Орхусе. Затем стажировались у профессоров в Париже и Лондоне. Поменялось ли в этот период Ваше отношение к органному искусству и исполнительству? На Ваш взгляд, есть ли кардинальные отличия в органных традициях «освоенных» Вами стран и городов?
— Да, разумеется, в каждом из городов есть своя традиция органной культуры, но я не уверен, что моё отношение к органному исполнительству во многом поменялось. Конечно, французская, английская и датская органная музыка отличаются друг от друга. Например, когда я жил в Париже, я исполнял много французской музыки, которая звучит идеально на французских органах. Нравится мне исполнять французскую музыку, и не только французскую, на немецких органах, таких, как в Белгородском органном зале.
— Кристиан, Вы являетесь главным органистом и музыкальным директором в одном из самых уникальных соборов Рандерса — единственной из пяти средневековых церквей, которая сохранилась до настоящего времени, в церкви св. Мортена. Вы также активно концертируете по Европе, меняя роль церковного органиста на концертного филармонического исполнителя. Есть ли, по Вашему мнению, различия в органном исполнительстве в соборах и в концертных залах (филармониях) — в репертуаре, манере исполнения?
— На мой взгляд, одна из главных отличительных особенностей — это акустика. В небольших церквях акустика отличная, она очень хорошо подходит для исполнения определенной музыки. Однако, в концертных залах такая акустика возникает очень редко, а чаще её невозможно добиться из-за концертных «удобств» — мягких стульев, декораций, которые поглощают звук, а также из-за большей наполненности зала, по сравнению с соборами.
Львиная доля органной музыки предназначена для исполнения в церкви, но в концертных залах мы находимся в другой, более светской обстановке, что, подчас, умаляет использование церковной музыки в залах и побуждает обращаться к иным сочинениям.
— Несколько дней назад в Белгороде завершился V фестиваль современной музыки, где в течение четырех дней звучала музыка современных композиторов, в том числе белгородских. Вы также сочиняете музыку. В каком стиле или направлении Вы предпочитаете работать?
— Многие годы я сомневался, могу ли назвать себя композитором. Моя музыка не является ультрасовременной и новой. В своей музыке я обращаюсь, прежде всего, к человеку, и стремлюсь, чтобы она была понятной слушателю. Я ссылаюсь на музыку композиторов разных веков и часто нахожусь под влиянием музыки Баха, французских композиторов, в том числе Мессиана.
Я думаю, что исполняемая в программе сегодняшнего концерта музыка Мессиана, написанная в ХХ веке («Птицы и источники» из Органной Мессы На Святую Троицу), может показаться слушателям даже более современной, нежели моя музыка, написанная в 2012 году.
Это Четыре хоральные прелюдии («Радуйтесь, христиане», «Глубоко клонятся годы его времени», «О ты, Господь мой Христос», «Добро пожаловать, господа»), они основаны на протестантских мелодиях, исполняемых на службе в датских церквях в момент, когда люди выходят из зала. Звучат они, на мой взгляд, не настолько современно.
В соборах Дании есть книга гимнов, где собрано 600 мелодий. Мои хоральные прелюдии основаны на мелодиях этих гимнов. У меня есть мечта обработать мелодию каждого из 600 гимнов, написать отдельное сочинение или прелюдию на темы всех гимнических мелодий. К настоящему времени я обработал около двухсот.
Я пишу главным образом музыку с ясной гармонией и мелодией, отчётливую по структуре. Исполняю, однако, музыку самую разную. Перед тем, как отправиться в гастрольный тур по России, я исполнил три концерта с использованием компьютера. В церкви находился технический специалист с ноутбуком, микрофоны были расставлены по всему собору и внутри самого органа. Это была очень современная музыка, к которой я имею опыт обращения уже в течение нескольких лет.
— В своих композиторских сочинениях, в первую очередь, Вы обращаетесь к музыке для хора, органа, различных инструментов и камерных ансамблей. Планируете ли писать также в других жанрах и для других составов?
— Я в основном пишу музыку для хора и органа. Это мои излюбленные жанры. Хор — это тот инструмент, который имеется в моем распоряжении ежедневно. В церкви, где я работаю, есть три хора. Пишу для них много музыки, и она ими с удовольствием исполняется, также как и камерными составами. Для камерных составов и для инструментов я пишу тогда, когда меня просят создать произведение, чаще всего для особого случая, в расчете на конкретных исполнителей.
— Исполняете ли Вы музыку русских композиторов?
— Так как русская органная музыка получила расцвет лишь в ХХ веке, то она мало известна в Европе. Я исполнял несколько сочинений русских композиторов на фортепиано, слушал много русской оркестровой музыки. Единственная органная музыка, которую я слышал на этой неделе, находясь в России — это моё собственное исполнение на органе (улыбается). У меня не было возможности послушать органную музыку русских композиторов.
— В настоящее время многие современные русские композиторы пишут для органа, трактуя его в первую очередь как инструмент концертный, светский. Одни из первых русских композиторов, писавших для органа в ХХ веке, — Глазунов и Гедике…
— Любопытно!
— А как вам понравилась публика в Пензе и Костроме, где Вы уже выступали? Как Вас принимал зал?
— Публика принимала меня очень тепло, были полные залы. В Дании не так много народу посещает концерты органной музыки, даже несмотря на то, что они бесплатные. Казалось бы, вход открыт, но люди не приходят.
— Спасибо, что поделились с нами своими мыслями и впечатлениями. Успехов Вам и дальнейшего творческого процветания!
Специально для А-фишки, музыковед Марина Андрейкина (фото автора)
http://belgorodskaya-filarmoniya.muzkarta.info
www.principal.su
Связанные посты:
- В Пензе выступит главный органист датского собора Кристиан Прэстхольм Он даст два концерта в новой филармонии 14 ноября...
- Владимир Хомяков, органист: «Музыкант и чиновник – разные весовые категории» «Владимир Хомяков уезжает» – гром среди ясного неба. Без него...
- Самые красивые органы мира http://ps-cs.ucoz.ru/load/mir_arkhitektury/mir_arkhitektury/samye_krasivye_organy/61-1-0-943 Здесь можно посмотреть подборку действительно уникальных и великолепных...
- Слушая звуки органа В Кондопоге во Дворце искусств работает самый известный молодой органист...
- От органа — к параплану Немецкий органист рассказал о музыке, которую сложно услышать Мартин Хофманн...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012