1374011464_277553_4

Кризис 14-й статьи Конституции: государство предпочитает культуре культ
17.07.2013

Лидеры гражданского протеста: ученый В. Кривоколеско и музыкант А. Бардин

Красноярск, ул. Декабристов, 20. Для одних горожан в неоготическом здании по этому адресу находится католический храм Преображения Господня, для других — Органный зал краевой филармонии. Одни приходят сюда днем молиться. Другие приходят вечером слушать «музыку очеловеченного космоса» (определение Евгения Богата).

Для кого лекарство от одиночества и тоски — музыка, для кого — молитва. Для третьих вообще деньги или водка, все — разные. Что с того, уживаемся. Вот и на Декабристов, 20, соседство филармонии и прихода, искусства и веры обходилось миром на протяжении 20 лет. Понятно, католикам не могло нравиться, что в храме — концерты. Что орган стоит в алтарной части. Ну на то они и верующие. У них — эксклюзив на истину, и это — черта любой религии. И все 20 лет римско-католический приход Преображения Господня пробовал отстаивать свою единственную правоту перед любителями искусства, требуя от властей передачи здания ему: это краденое, верните! Тем не менее оно продолжало оставаться в краевой (государственной) собственности и в оперативном управлении у госучреждения «Красноярская краевая филармония». Ни «да», ни «нет» власти католикам не отвечали, и они продолжали приходить в пять. А в семь наступало время музыки.

Всё изменилось с принятием закона РФ № 327 от 30.11.2010 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Через год, 22.10.2011, во время богослужения, посвященного 100-летию костела, губернатор Лев Кузнецов пообещал скорое возвращение храма верующим. За закрытыми дверями состоялись переговоры с апостольским нунцием (послом Ватикана) в РФ архиепископом Иваном Юрковичем. Еще через год, 3.10.2012, первый вице-губернатор Сергей Пономаренко публично подтвердил позицию краевой власти: Органный зал будет передан в собственность Римско-католической церкви.

Быть может, так и следует поступить. Но! Органный зал, его акустика, музыканты, сам инструмент — духовой орган Rieger-Kloss, изготовленный в начале 80-х годов прошлого века в Чехословакии специально для данного зала; какие-то невесомые, хрупкие вещи в самом воздухе этого зала, в игре теней — одно из явлений настоящей, европейского и мирового уровня, культуры и искусства. Потеря всего этого для небогатого такими явлениями и событиями Красноярска будет, безусловно, непоправимой.

Мастера сервисного обслуживания Rieger-Kloss отзываются о красноярском органе как лучшем из тех, что они видели в Чехии, Германии, Австрии. Своим звучанием он обрел известность далеко за пределами края. В Красноярск едут выдающиеся органисты со всего мира. Пономаренко, например, подгадал со своим заявлением о передаче здания как раз к IV фестивалю «Вселенная — орган». Лучшие органисты Германии, Австрии, Франции играли, посвятив свои выступления 30-летию красноярского Органного зала. Йоанн Вексо (собор Парижской Богоматери) при этом заметил, что «в традиционно католической Франции все церковные здания, включая знаменитый Нотр-Дам-де-Пари, находятся в собственности государства, и никто от этого не страдает. Почему же мы так спешим переложить содержание памятника архитектуры на плечи церковной общины?»

1374011465_030837_11

Если бы в спорном здании, как раньше, размещались студии ТВ, естественно, горожане согласились бы отдать его католикам. Однако на Декабристов, 20, находится полезный и нужный городу духовой орган. И если б зал пустовал, если б не было спроса на эту музыку — нет, зал полон, орган приносит немалые прибыли госфилармонии. Ежегодно слушать его приходят десятки тысяч людей (их явно больше, чем прихожан). Приходят с совсем маленькими детьми: для них дают специальные просветительские программы. И что, всего этого город лишать?!

Конституцию пока не переписали, и, согласно ее 14-й статье, РФ — светское государство. Следовательно, отчуждать для церкви имущество, пользующееся у общества большим спросом, — нужно хотя бы с учетом мнения этого общества.

Математик, доцент Сибирского технологического университета Вячеслав Кривоколеско остановился поздороваться с соседом: Андрей Бардин — любимец публики, работает с красноярским органом с 1999 года, солист Красноярской филармонии, лауреат международных конкурсов. Осведомившись о предстоящих концертах, Вячеслав Павлович услышал, что выбираться в зал нужно побыстрее: власти готовятся передавать его католической общине. Собственно, из этого разговора и начал рождаться гражданский протест. И вскоре сотни красноярцев подписались под обращениями к региональным властям с требованием сохранить в Красноярске органное искусство. Ушли письма в администрацию президента, Генпрокуратуру.

Чиновники продолжают ссылаться на ФЗ № 327. Но этот закон не о реституции. Он не обязывает, а позволяет передавать имущество.

Власти говорят о восстановлении «исторической справедливости». Но это оксюморон. Сочетание несочетаемого.

— Что это такое? — спрашивает В. Кривоколеско. — До каких пределов ее надо восстанавливать? До 1917 года, 1861-го? Землю отдать помещикам, заводы — фабрикантам, а нас обратно записать в крепостные?!

Красноярская общественность пишет властям, что восстановление «исторической справедливости» неприемлемо за счет новой несправедливости. А она, по мнению многих горожан, заключается в том, что католикам передают не построенный их прадедами и дедами костел, а совершенно другое здание — Органный зал, построенный другими людьми и на другие деньги.

Пономаренко, аргументируя необходимость возвращения храма прихожанам, утверждает, что он — «поистине народный», «построенный на пожертвования тысяч верующих Красноярского края и других регионов Сибири и незаконно экспроприированный властью».

Действительно, собирать деньги на воздвижение церкви начали в 1904 году во всей Енисейской губернии и на западе России. К июлю 1906 года собрали 8865,13 рублей. Участок под строительство выкуплен у потомственной почетной гражданки Красноярска Е.П. Кузнецовой за 4914 рублей. Но какое это отношение имеет к нынешнему зданию?

— Категорически утверждаю, — говорит В. Кривоколеско, — духовой орган краевой филармонии находится не в костеле, а в помещении Органного зала. К моему сожалению и стыду, католический храм разрушен моими дедами и прадедами в 1929—1930 годах прошлого века, обрушены обе башни-звонницы, а орган с хоров выкинут на помойку. Очевидно, в годы воинствующего атеизма городские и краевые власти не могли строить или восстанавливать католический костел.

Строительство Органного зала проходило на деньги довоенных, военных и послевоенных поколений, а не на деньги губернатора и его заместителей. Зал строился в рамках движения «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» И в нем есть и мои копейки, и копейки родителей вице-губернатора Пономаренко. В 80-е годы и я, и мои сверстники, и мои старшие братья и сестры неоднократно и добровольно перечисляли свой однодневный заработок на строительство объектов культуры. И в строительстве Органного зала принимали участие не только жители края — вся страна. Так что для меня, моего поколения и поколения моих старших братьев и сестер Органный зал — тоже поистине народный. Фразу же Пономаренко о «незаконной экспроприации властью» категорически не понимаю. Революции совершаются помимо наших желаний: отрубаются головы королям, начинаются гражданские войны, расстреливаются парламенты, совершается масса и ужасных, и благородных деяний. Главный вопрос: как далеко надо идти в светлое прошлое, чтобы восстановить историческую справедливость, и что же это такое?

Считаю, что самое серьезное беспокойство и тревога жителей города и края по поводу Органного зала связаны с легкомысленным обещанием Льва Кузнецова, который плохо знает историю города и края, губернатором которого является. Кроме того, им до сих не дан ответ на обращение граждан города.

— Речь о возможной экспроприации Органного зала, а не возвращении костела, — резюмирует Бардин. — И Красноярск нельзя упрекнуть в несправедливости или предвзятости к католикам. Год назад открылся католический храм прихода Святого Семейства. И из Органного зала католиков ни в коем случае не вытесняют, хотя договор аренды и истек. Их общине никогда ни в чем не препятствовали. Но почему мы должны уходить? У нас свои представления о долге, о нашем предназначении. На нас ответственность перед людьми — это единственный в крае духовой орган.

Не только красноярская интеллигенция бомбардируют письмами власти. За орган вступились широко известные в России и мире музыканты, деятели культуры. Петербург, Новосибирск, Москва, Нижний, Самара, Казань, Краснодар, Сочи — такова география протеста. Музыканты справедливо замечают, что прежде передачи Органного зала в собственность католической общины должно состояться открытие нового зала с установкой в нем нового духового органа либо переносом и реконструкцией органа существующего. Федеральный закон именно на этом и основывается: организации культуры, отдавая имущество, которым они управляли, религиозным общинам, должны получить взамен равноценные здания. При этом понятно, что демонтаж и даже временное складирование закончатся безвозвратной потерей инструмента.

— Трубы сделаны из столь мягкого сплава, что хранить их горизонтально нельзя: они могут деформироваться под собственным весом, — говорит Бардин. — Трубы следует переносить вертикально и тут же монтировать.

Все специалисты как один подчеркивают: органы строятся для конкретного зала, с учетом его архитектуры, акустики, микроклимата, и звучать хорошо могут только в нем. Мастера Rieger-Kloss не рекомендуют разборку и перемещение органа, хотя, конечно, и органы перемещают, перестраивают под новые помещения. Но пока в Красноярске не найдено здание, готовое принять орган; нет денег в бюджете и на воздвижение нового органного зала. Бюджет края дефицитен как никогда, и в ближайшие годы такое строительство нереально. По мнению Пономаренко, оптимальный вариант заключается в «возвращении здания в собственность католической общины с сохранением на договорных основах функциональных и концертных возможностей духового органа». Еще из вице-губернатора: «Руководство общины заявило о готовности сохранить орган на прежнем месте с продолжением его концертной деятельности до тех пор, пока не будет найдено соответствующее здание для будущего органного зала или построено новое».

Ну договариваются, насколько «Новой газете» известно, минимум на 3, максимум на 5—7 лет ожидания. За это время, конечно, никакого нового органного зала не появится. Фигурирует идея создания Дома искусств, где будет и органный зал, и помещение для инсталляций, и кукольный театр (на его теперешнее здание в центре города тоже есть свои виды). Но это лишь слова. С советских времен в крае не построено ни одного (!) сколько-нибудь значимого объекта культуры и искусства. Пока только ремонтируем. Денег на ремонт Большого концертного зала Красноярской филармонии ушло больше, чем на капитальную реконструкцию Ла Скала, — 114 млн долл. против 72 млн, а по реальным результатам таких вливаний БКЗ уступает не миланскому театру — сельским клубам. Получилось только что «богато» (ключевое слово нулевых), гранит и мрамор. Акустика, правда, после четырехлетней модернизации хуже, чем в актовых залах средних школ. Коррупция и непрофессионализм являются здесь наглядно, грубо, зримо: звук отскакивает от стен и возвращается на сцену. Словом, надежд на появление нового достойного органного зала немного.

Мирное сосуществование музыки и религии после передачи здания церкви тоже вызывает сомнения. Декан католических общин Красноярского деканата епархии св. Иосифа о. Антоний Бандура говорит, что никто не хочет выносить орган. Но что, если собственник начнет делать ремонт, — его святое право? Орган угробят. Его, поскольку он находится в алтарной части, католики никогда — за 20 лет — не использовали в литургии. И, надо полагать, он им не особенно нужен.

Прокуратура края на днях сообщила, что на ее запрос региональные минкульт и агентство по управлению госимуществом ответили: решение о передаче здания не принято, не определены порядок и сроки. А представители католических общин утверждают, что процесс передачи здания уже близится к завершению.

Непонятно, зачем власти — с их навязчивым желанием всё на свете переделить или экспроприировать — раскапывают могилы и расставляют оценки прошлому. Это не их функция. Их дело — живые, дать им жить. Нет, чиновники берутся судить о том, о чем не знают. Отдавайте тогда РПЦ половину проспекта Мира (главная улица Красноярска, в его историческом центре). Это всё здания и помещения попов.

Если принять логику власти, то ей следует попутно принудить Дерипаску демонтировать плотину Красноярской ГЭС, чтобы отдать РПЦ затопленные церкви. Ну и напоследок отдать киргизам Красноярск — как потомкам аборигенов, заселявших эту местность до ее освоения русскими. Где останавливаться, на чем?

В общем, властям следует поискать другие аргументы в пользу передачи Органного зала католикам, а не молоть чушь о восстановлении исторической справедливости. Справедливость и мораль, мечты о том, чтобы во всем мире каждому осталось то, что было его, — не по их ведомству. У них есть законы, вот и соблюдали бы их. Орган приобретен на госсредства (700 тыс. долл.), он может служить столетия, вот и думали бы, как его сохранить. Перечитали бы Конституцию. А то как-то странно в итоге выходит: государство — светское, но церквей всё больше, а школы, больницы, учреждения культуры — закрываются.

Красноярск
Фото автора

Справка «Новой»

Храм Преображения Господня воздвигнут в 1908—1911 годах. Архитектор В.А. Соколовский, красноярец польского происхождения (1874—1959). В 1922 году Енисейский губ исполком издал приказ о реквизиции церковных ценностей и национализации здания. Затем его отдали католической общине в аренду. В 1936 году договор на пользование молитвенным зданием расторгли, здание от служителей культа передали культработникам. С 1936 года здание неоднократно перестраивалось, потом пришло в окончательный упадок и ничем не напоминало католический храм.
Претворяя в жизнь лозунг «Превратим Сибирь в край высокой культуры!», крайком решил перестроить бывшую студию звукозаписи в Органный зал. Над зданием вознеслись два ажурных шпиля, появились замечательные витражи, всё оно подверглось внутренней перепланировке. Основное внимание уделялось обеспечению хорошей акустики (и это получилось).
В 1992 году католическая община попросила провести в Органном зале Пасхальное богослужение.
С тех пор службы проводятся регулярно.
Здание является объектом культурного наследия России.

http://www.novayagazeta.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.