- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Концерт для органа с самурайским отливом

Едва мы скрылись с органисткой за сценой, пошел вал поклонников, спешащих поблагодарить ее за доставленное удовольствие. Первой на чистом японском заявила об этом блондинка с пробитой штангой бровью. Пирсинг Хироко не смутил, а, услышав родную речь, она и вовсе расцвела. Следующие несколько минут я провел, наслаждаясь беседой, в которой не понимал ровным счетом ничего.
— Вы старые знакомые? – наконец прервал женскую болтовню.
Оказалось, нет. Но подружились они мгновенно. Число гостей только росло. Один из посетителей оказался молодым японцем, изучающим пчеловодство. Для него у госпожи Иноуэ нашлось задание. Она купил банку башкирского мёда и тревожилась, насколько он экологически чист. Профессионал все сомнения развеял. Потом Хироко подарили бутылку местного бальзама «Иремель». Технический работник сцены, случайно заглянувший в гримёрку, начал требовать, чтобы органистка немедленно перелила его в пластиковую бутылку – артистке в скором времени предстоял перелет в другой город. У меня начала болеть голова. Наша гостья держалась молодцом и пообещала сдать бальзам в багаж. Наконец, поток визитеров, подарков и советов иссяк, и мы смогли перекинуться несколькими словами.
— Когда у нас родители хотят отдать ребенка в музыкальную школу, они не всегда долго ломают голову над выбором. Походят по коридору, послушают у двери то скрипку, то гитару, то баян, и принимают решение. Где находится такой длинный коридор, что ваши родители дошли до кабинета с органом?
— Точно не в Японии. У нас музыкальных школ попросту нет. Я родилась в семье, где всё окружает музыка, мама играла на пианино, сестра профессионально занималась на этом же инструменте. Но моя мама не видела меня профессиональным музыкантом, и это, наверное, даже хорошо, не было постоянного давления. И уже в детстве я очень полюбила творчество Баха. Для меня это был самый красивый язык в музыке, его полифония казалась мне вершиной искусства. С шести лет я начала интересоваться российскими музыкантами, знала, что там есть музыкальные школы, а по вечерам я смотрела по телевизору прогноз погоды, глядела на температуру в Москве, и пыталась представить себе, каково это жить в 30-градусный мороз, мечтала оказаться в этой великой стране. Поступив в университет искусств, испытала очень большое разочарование, потому что ожидала совершенно другого, надеялась найти там настоящее творчество, а вместо этого столкнулась с выполнением каких-то указаний, не связанных с искусством.
— И как скоро вас накрыла волна разочарования?
— В первый же день. В любой обстановке человек может получить то, что хочет, но у меня не было для этого сил. Все же год там проучилась, и от глубочайшего отчаяния решила взять паузу, чтобы подумать о жизни. Во время которой вспомнила про детскую мечту. У меня часто бывает, что решение само собой меня находит. И летом 1998 года уехала в Москву. И замечательным образом встретила свою судьбу — гениального пианиста Наума Штаркмана. Он стал мне вторым отцом, у нас были теплейшие отношения, и без него, думаю, в России я бы не осталась.
— Он учил играть вас на органе?
— Нет, на рояле.
— Та-а-ак. Но к истории знакомства с этим огромным зверем мы все же приближаемся?
— Безусловно. Однажды я шла по улице и услышала благородный звук. Шла репетиция в классе органа. Во мне что-то щелкнуло. Надо же, какая божественная музыка! Отнеслась к инструменту как к чему-то святому. Надо же, здесь можно учиться играть на нем! Я вошла в класс, познакомилась в педагогом Алексеем Паршиным. Он меня не хотел брать, потому что по его меркам я была уже в достаточном возрасте. Но я пообещала за неделю выучить прелюдию фугу. У меня характер, как у японского самурая, так что обещание я выполнила. Профессора проняло. Мне повезло с учителями, они очень много мне дали и не только в музыкальном плане, а именно — отношение к жизни и делу, которым занимаешься.
— Орган так поразил вас из-за сильной симпатии к Баху?
— Именно! У меня была связь с творчеством этого композитора, и у него глубочайшая связь с органом. Даже когда я еще не играла на нем, это было очевидно. На органе его полифония звучит просто великолепно. Так что упускать такую возможность я просто не могла.
— А как вы относитесь к аутентичности исполнения. Есть ли смысл исполнять Баха так же, как он сам?
— На самом деле никто не знает, как Бах играл. Мы знаем это только по книгам теоретиков, музыкантов, рассказывающих, какие были приемы, правила. И не все рукописи Баха сохранились, откуда можно было бы о многом догадаться. Но, безусловно, есть знание, которые мы должны узнавать на своем опыте. Побывав в Голландии, где много очень старых инструментов, я с удивлением узнала, что многие вещи, которым обучилась в России, на древних инструментах просто не срабатывали. У меня был культурный шок. Орган времен Баха существенно отличается от современных. Для меня он выглядит неким историческим памятником, и просто прикоснуться к нему и понюхать — значит, прикоснуться к корням откуда можно черпать, черпать, черпать. Такие инструменты сами для органистов великие педагоги.
— И чем пахнет уфимский орган?
— Это очень благородный инструмент. По сравнению с европейскими органами, которым бывает по 300-400 лет, конечно, он очень молодой. Мне рассказали, что у него не было ремонта в течение 30 лет. Это достаточно долго, но он отлично сохранился. Видимо, в таком отличном состоянии удается сохранять его, благодаря тщательной заботе местного персонала. Открытый, теплый инструмент с которым легко контактировать.
— Орган считается религиозным музыкальным инструментом, вам часто приходится играть в церквях?
— В Европе да, почти в 90 процентах случаев.
— На свадьбах или похоронах?
— На концертах, — смеется японка. – В России это немного другая история. В православных храмах его не встретишь, и орган в этой стране считается светским инструментом. Мой муж, голландец, тоже органист, очень сильно радуется, что в России он может играть все: переложение симфонии Чайковского, Рахманинова, репертуар, который на западе особо не сыграешь из-за сильной церковной традиции.
— Есть такой анекдот: «хоронили тещу – порвали два баяна». Орган, наверное, так легко не сломать?
— Ну почему, считаю, это довольно хрупкий инструмент, только очень большой. У меня бывали случаи, когда он ломался, изнашиваются какие-то детали. Конструкция сложная, как человеческий организм.
— Бывает, что во время концертом засыпают зрители?
— Спиной трудно разглядеть. Храпа во всяком случае я не слышала. Когда я иду на концерт, мне слишком интересно, чтобы уснуть во время него. Хотя мой отец на моих выступлениях всегда засыпает, при чем, когда просыпается, говорит, будто заново родился.
— Самое яркое выступление органа на большом экране я видел в фильме «Великий Гэтсби» с Леонардо ДиКаприо, когда во время безумной попойки в роскошном особняке гостей развлекали игрой на этом музыкальном инструменте, переводя благородное звучание в плоскость дискотеки для очень богатых. А вам приходилось развлекать нуворишей?
— Были случаи. Не по собственным воле — я работаю в государственной организации. Невежество ужасает.
— А как обстоят дела с органными концертами на вашей родине.
— В Японии люди, конечно, сдержаннее, чем в России, но органную музыку, и классическую особенно, очень любят. К тому же сейчас найти орган в стране не проблема. В Японии их около полутора тысяч, если он появляется в каком-то маленьком городке, его соседи обязательно приобретут такой же или даже лучше. Инструмент очень дорогой, но соседская зависть оказывается сильнее.
— Орган очень зычный и громкий, как сохранить слух во время многочисленных репетиций?
— Ну почему громкий, его можно регулировать от одной флейты до полного оркестрового звучания. Однажды я пригласила свою акушерку, и играла с оркестром концерт Пуленка. Яркая музыка, литавры, полное звучание органа! Когда пришла к ней, она мне рекомендовала не играть с такой громкостью, жалела ребенка. Я была на седьмом месяце беременности.
— А в вашем гардеробе есть костюм гейшы?
— У каждой женщины есть кимоно, а наряд гейши, наверняка, имеет только гейша. Кимоно достаточно сложно одевать одной, там много слоев, поэтому на концерты в нем я не выхожу, мне же еще и ногами играть нужно.
— И последний вопрос. У вас электронная почта расположена на mail.ru. Достаточно неожиданно для иностранки. Чем это вызвано?
— Мне вообще дорого все, связанное с Россией, это одна из самых прекрасных стран. Вторая Родина. Мы с мужем очень хотим жить и творить в России.
Автор: Юрий ШАБАЛОВ.
Фото: автора.
Фото: автора.
http://ufaved.info
www.principal.su
Связанные посты:
- Концерт-презентация нового органа в Концертном зале Мариинского театра Открытие 227-го сезона для Мариинского театра оказалось таким же экстремально...
- От органа — к параплану Немецкий органист рассказал о музыке, которую сложно услышать Мартин Хофманн...
- Первый концерт органа Большого театра России Концерт, названный «Торжество муз», состоялся на Исторической сцене Большого...
- Тайны испанского органа Автор: Наталья Лебедева Две тоненькие москвички, органистка Мария...
- «Образ органа неразрывно связан с духовностью» — органист Алексей Шмитов В минувшее воскресенье в Большом зале Нижегородской консерватории выступил...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012