- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
КОНСТАНТИН ВОЛОСТНОВ: «КОМПРОМИСС – ДЛЯ ИСКУССТВА ЭТО ПУТЬ В НИКУДА…»
КОНСТАНТИН ВОЛОСТНОВ:
«КОМПРОМИСС – ДЛЯ ИСКУССТВА ЭТО ПУТЬ В НИКУДА…»
КОНСТАНТИН ВОЛОСТНОВ – один из наиболее востребованных молодых российских органистов. За плечами музыканта Московская консерватория, аспирантура, Высшая школа музыки в Штутгарте (Германия). В 2013 году он, как аспирант-органист, впервые в истории Штутгартской школы получил диплом с отличием. Среди его главных конкурсных достижений, – победа в 2009 году на XXV Международном конкурсе в Сэнт-Олбансе (Великобритания), где органист получил сразу же несколько наград: Первую премию, Приз за лучшее исполнение Баха, Приз публики и Приз за лучшее премьерное исполнение сочинения современного британского автора. В его концертном сезоне – не менее 50 выступлений с двенадцатью различными программами в России и за рубежом. Константин Волостнов является художественным руководителем нескольких органных проектов, работает над записями, а также преподает в Московской консерватории.
— Вы много раз говорили о том, что буквально влюблены в орган. А разве исполнитель на любом другом инструменте — не влюбленный в свою профессию человек?
– Орган требует особой увлеченности, глубинной преданности, которая должна быть с тобой всегда. Ведь он отличается от других инструментов своей «малодоступностью». Например, заставляет вставать тебя в пять утра, чтобы к семи часам начать занятия. Представьте, если бы каждый инструменталист имел такие жёсткие рамки подготовки? Другая особенность органа – само отношение к инструменту в нашей стране. На Западе органист зачастую принадлежал к «обслуживающему персоналу» – к тем людям, которые исправно несли свою службу в церкви. Иоганн Себастьян Бах внутренне, а нередко и открыто восставал именно против этого. Он являлся частью системы, хотя уровень его «сервиса» оказался таким, что сегодня мы говорим о нём, как о самом уникальном и непревзойденном композиторе – гении, создавшем в рамках церкви настоящие шедевры… У нас для многих людей, посещавших органные концерты, этот инструмент был неким послом, помогающим компенсировать недостаток духовных переживаний и впечатлений, недостаток настроя на «неповседневные», но вечные миры…
— Вы являетесь художественным руководителем и организатором нескольких проектов, т.е. занимаетесь продюсерской деятельностью. Это вынужденная работа или она вам нравится?
– Сложно дать однозначный ответ. По большому счету, я не люблю продюсерскую работу, хотя и умею это делать. Могу сказать, что подключение музыканта к организационным вопросам на сегодняшний день – вынужденная мера для многих. Иначе такие выдающиеся исполнители, как Владимир Спиваков и Денис Мацуев, не имели бы своих фестивалей и звания «художественный руководитель». Для того, чтобы иметь творческую свободу, приходится создавать свое собственное пространство. С другой стороны, глубоко вникать именно в художественную часть проекта – это как раз и увлекательно! Наш международный фестиваль «Орган ПЛЮС в Царицыно», при внешне понятной, и даже не новой, идее совершенно уникален. Органный зал в Царицыно имеет определенные достоинства, но есть и некоторые ограничения: небольшой инструмент, при этом – замечательная «церковная» акустика; бюджетный лимит, зато – полная творческая свобода. Всё это создаёт условия для активизации фантазии и творчества. Я просматриваю огромное количество материала. Каждый концерт глубоко проработан, «вписан» в драматургию всего фестиваля и строго соответствует его тематике.
— Есть ли какие-то новые тенденции в жанре органного концерта?
– Имеются новые направления, но, на мой взгляд, они нередко идут вразрез с самой природой и духом инструмента. Зачастую это всяческие «органные шоу» и отдающие дешевизной эксперименты. Говоря простым языком, я бы привел такое сравнение. Если взять хороший, качественный экологически чистый продукт, правильно его приготовить, сервировать и подать, сообразно принятым гастрономическим правилам – тогда такая пища даст пользу, наслаждение и здоровье… Но, если вы возьмёте нечто испорченное или искусственно выращенное, добавите усилителей вкуса, подкрасите и «припудрите», а еще хуже, замешаете сельдь с эклером, и подадите как некий «фьюжн», то, в принципе, и ЭТО можно заставить кого-то проглотить (у некоторых не очень развиты рецепторы). Однако питаться такими кушаньями вредно – можно получить отравление или даже умереть… То же – и с музыкой, и с органной, в частности. Когда присутствует такое количество канцерогенов и всевозможных добавок, искусство умирает…
— Как сохранить настоящее искусство?
– Быть верным ему, не поддаваться искушению игры «на потребу»; воспринимать Музыку как некую миссию, а себя – только как проводника. Быть очень требовательным к себе, не боясь лишиться даже самых обычных житейских радостей. Профессия художника – пассионарна. И еще – когда на афише написано просто «И. С. Бах» – у публики по-прежнему фантастический интерес. Люди хотят подлинного, истинного, и это непреходяще.
— Что вы будете играть на фестивале «Музыкальные сезоны в Архангельском»?
– Мы выступаем с Марией Власовой и Евгением Варавко. Играем Баха, Моцарта, Телемана. Программа очень красивая. Маша прекрасно знает и чувствует стилистику барокко. Вообще, сочетание аккордеона и органа удивительно естественно – аккордеон даёт потрясающую гибкость. А Женя – прекрасный кларнетист с редкой у нас французской школой. Такой выразительности и лёгкости кларнетовой игры я почти не встречал.
— Как вы считаете, на данном этапе в России добиться положения музыканта, официально признанного властью, сотрудничающего с ней, трудно?
– Хочется спросить – а зачем? Но если серьёзно, думаю так: когда существовали придворные музыканты, богатые люди, властители, не представляли свой дом без музыки. Будучи тонкими знатоками искусств, они умели находить, ценить подлинные образцы, продолжали традиции и создавали почву для развития музыкальной культуры самого высокого порядка. Сегодня, при известной обращенности государства в сторону культуры, признании её важности (у нас, кстати, «Год культуры» сейчас) мы имеем довольно-таки странную конъюнктурную ситуацию, которая могла возникнуть только в нашей стране… В советское время нужно было соответствовать идее – сообразно этому тогда и была сформирована некая культурная элита. Сегодня же у нас элита есть, а идеи нет! Выдающиеся музыканты, половину времени отводящие общественной деятельности, воспринимаются властью скорее как «бренд». Другой вопрос – признание достижений…
— А какой сейчас статус у российских музыкантов – победителей международных конкурсов?
– Только что прошла Олимпиада. Замечательные победы наших спортсменов были широко отмечены нашей властью. У российских музыкантов тоже есть весьма заметные достижения на международных соревнованиях. Но почему-то такой же реакции по отношению к ним от государства нет. Подобное я смог ощутить и на себе, добившись определённых достижений на международной конкурсной стезе. Я так и не смог понять, интересно ли это кому-то на родине? При том, что органные концерты у нас – одни из самых успешных и востребованных. Не было реакции и со стороны нашего Министерства культуры. Создаётся ощущение, что достижения в спорте имеют преимущества перед музыкальными, и позиция спортивного ведомства в отношении своих подопечных более эффективна.
— Что для вас значит быть патриотом? Ведь вы, наверное, играете, в основном, европейскую музыку.
– Безусловно, органный репертуар на девяносто процентов – это западноевропейская музыка, но я всегда работал и продолжаю работать и с отечественной музыкой. Сыграл не один концерт в рамках «Московской осени», представляя новейшие сочинения российских авторов. Только что записал русскую органную классику в Рижском Домском соборе – сочинения Глазунова, Катуара, Каратыгина, Гедике. Много играю отечественной музыки, выезжая за рубеж. Честно сказать, не представляю своего репертуара без Кушнарёва, Ляпунова, а также наших современников Кикты, Леденёва, Дубковой, Дианова, Воронцова, нашей молодёжи. Более того, с годами начинаешь ощущать какую-то преемственность и глубочайшую ответственность за сохранение близкого и наиболее понятного тебе музыкального наследия. В стенах Московской консерватории, где я имею честь преподавать, в общении с коллегами, студентами это чувствуешь особенно остро.
Быть патриотом для меня – быть носителем своей культуры, профессиональных, академических традиций. И избегать компромиссов, ведь любой компромисс – для искусства это путь в никуда.
Татьяна ЭСАУЛОВА
Фото Александр КУРОВ
http://www.muzklondike.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- «Константин Волостнов — посол Его Величества» 19 августа в филармонии один из самых ярких представителей нового...
- Органист Константин Волостнов: «Академическое искусство это абсолют» Имя его известно как в зарубежных столицах, так и...
- Константин Волостнов: орган — это моя жизнь 19 августа в Областной филармонии выступил известный органист Константин...
- Константин Волостнов: «Первый диск я записал на кировском органе» Его называют если не лучшим, то одним из лучших российских...
- Константин Волостнов выступит в концерте абонемента «Не только Бах» 26 сентября 2013 года, в четверг в 19.00 в Малом...
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012