Европейский маэстро Хаазен протестировал белгородский карильон для участия в ежегодном международном фестивале карильонной музыки «Петербургский карильон». Теперь Тимур Халиуллин будет представлять Белгород на этом престижном форуме в Санкт-Петербурге.

default

Белгородский карильон снова дает концерты для горожан. Фото Натальи Нагорной.

Каждое воскресенье на Соборной площади Белгорода жители города могут слушать бесплатные концерты под открытым небом, где звучит карильонная музыка в исполнении лауреата международных конкурсов, солиста Белгородской государственной филармонии Тимура Халиуллина. Несмотря на установившуюся в области весенную жару, люди приходят послушать мелодии колокольных звонов, исполняемых на необычном музыкальном инструменте, ведущем свою истории со времен Средневековья. Карильон (от франц. сarillon — трезвон) — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор настроенных колоколов с ручной и ножной клавиатурой и механическим приводом. Колокола в нем выстроены по хроматическому ряду от двух до шести октав. У белгородского карильона 51 колокол, 44 ручных и 20 педальных клавишей.

Карильонист должен сочетать в себе способности клавишника, органиста и барабанщика. Тимур подчеркивает, что орган и карильон — инструменты принципиально разные, и называть карильон колокольным органом неверно. Хотя у того и другого имеется клавиатура, орган — духовой инструмент, состоящий из труб, а карильон — ударный. Да и клавиатура у карильона весьма специфическая, играть на ней приходится кулаками, нажимая на деревянные клавиши-рукоятки, а ногами оперируя педальными клавишами, приводящими в действие самые большие колокола. Но, как и органист, карильонист задействует верхние и нижние конечности.

Репертуар концерта разнообразен: колокольные звоны, звон из оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, народная фламандская музыка для карильона, русские песни «Вечерний звон», «Подмосковные вечера», «Эй, ухнем», «Патриотическая песня» Михаила Глинки, «Аве Мария» Иоганна Себастьяна Баха — Шарля Гуно, «К Элизе» Людвига ван Бетховена, «Танец феи драже» Петра Чайковского, «В пещере горного короля» Эдварда Грига.

По карильонному принципу устроены колокола на Спасской башне Кремля. Но запрограммированные мелодии воспроизводятся механически.

— А концертных карильона сейчас в России всего три: в Санкт-Петербурге, Петергофе и Белгороде, причем первые два — стационарные, а белгородский — передвижной. Он звучит как в концертном зале филармонии, так и вне помещения, — пояснил Тимур Халиуллин корреспонденту «Русской планеты».

default

Традиционно карильон располагается на колокольне, в этом случае звуки колоколов слышны на всю округу, но основная масса зрителей не видит исполнителя, колокола звучат как бы сами по себе или ассоциируются с образом церковного звонаря. В Белгороде же поступили иначе: карильон стал передвижным, мобильным. Народ имеет возможность видеть игру карильониста во время концерта, чем люди и пользуются, слушая исполнителя и фотографируя инструмент с любого ракурса. При весе колоколов в три тонны транспортировать его в силах только специально оборудованный автомобиль (спецмобиль) с платформой для инструмента. Такая «колокольня на колесах» способна перевозить карильон на главную площадь города каждое буднее утро, для получасовых мини-концертов, где музыка исполняется карильон-компьютером в автоматическом режиме, а также каждое воскресенье, когда концерты дает сам живой исполнитель.

Карильон звучит на торжествах не только в Белгороде. Впервые его колокола зазвучали в июле 2012 г. на Прохоровском поле возле мемориала «Звонница» в Прохоровском районе Белгородской области, где в 1943 г. произошло самое масштабное в истории танковое сражение, сделавшее Белгород городом Первого салюта и Воинской славы.

Пока карильон-компьютер исполняет очередную записанную в его память композицию, главный карильонист Белгорода отвечает на вопросы слушателей, которыми его атакуют, пользуясь временной передышкой Тимура. Тимур Халиуллин — магистрант кафедры органа, клавесина и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Несмотря на свою молодость (вскоре ему исполнится 26 лет), он является уже органистом и карильонистом Белгородской филармонии, организовывает еженедельные воскресные концерты карильонной музыки на Соборной площади города Белгорода «Белгородский звон».

Тимур — ученик прославленного европейского мастера из бельгийского города Мехелен, который считается мировой столицей колокольного литья и колокольной музыки. Профессор Йозеф Виллем Мария Хаазен возглавляет Королевскую школу карильона. Мэтр живет сейчас в Петербурге, преподает в СПбГУ на кафедре органа, клавесина и карильона факультета искусств, дает концерты в Петропавловском соборе Петропавловской крепости, ратуя за возрождения карильонного искусства по всему миру. Карильон он считает не европейским, а общемировым инструментом, настаивает на том, что не только Петербург — европейский город, но и Россия — европейская страна. Карильонные колокола были отлиты для Белгорода в Голландии, и это символично, ведь первые карильоны привез в Россию из Голландии Петр I.

Тимур говорит, что ему очень повезло учиться у профессора Хаазена, профессия карильониста и сама-то по себе очень редкая, карильонистов наперечет по всему миру, а мастер такого уровня и вовсе один в Европе. Поэтому Белгород стал городом, в котором европейская традиция карильонного искусства продолжит свое существование.

Наталья Нагорная

http://muzkarta.info

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.