- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Когда не хватает джаза
Кто-то скажет, что это кощунство, кто-то назовет авангардом. Но джазовые импровизации, исполненные на органе, мало кого могут оставить равнодушным.
Досье
Владимир Хомяков родился в 1960 году в Москве. Народный артист России. В 1984 окончил Одесскую консерваторию по классам фортепиано и органа. В 1986 году изучал искусство органостроения в Домском соборе в Риге, в 1987 году участвовал в монтаже челябинского органа Hermann Eule. С этого же года является солистом-органистом и органным мастером Челябинской филармонии. С 1992 Хомяков — артистический директор Челябинских международных органных фестивалей («Новое органное движение», «Прощай, XX век», «Laudatio Organi», «JAZZ & PIPE ORGAN», «Фестиваль премьер», проект «Картины музыкального пространства» и др.). Один из основателей ассоциации российских органистов «Новое органное движение». Единственный российский органист-импровизатор. Женат. Имеет взрослого сына.
Пятый Сибирский международный фестиваль органной музыки подарил омичам такую возможность — услышать сочетание, казалось бы, несочетаемого. Солист Челябинской филармонии, народный артист России Владимир Хомяков два часа держал омскую публику на грани фола — как говорится, «поддавал джазу». По мнению Владимира Хомякова, джазовый органист — профессия штучная. Мало того что музыкант владеет эксклюзивным инструментом и выступает в роли просветителя, так он еще знакомит людей с музыкой, которая не звучит повсюду. Он — хранитель какой-то тайны. «Есть еще и убежденность в том, что занимаешься действительно хорошим делом, — говорит музыкант. — Исполняя музыку какого-то композитора, ты напрямую общаешься с ним, ведешь диалог с очень умным человеком».
Бах — наш кормилец
Владимир уверен, что Бах — это хлеб, главное питательное вещество для органиста. Самое интересное то, что по духу и даже стилю немецкий гений близок современной музыке, включая джаз и даже рок. Это открытие Хомяков сделал несколько лет назад, когда параллельно своим академическим исполнениям занялся импровизацией. Глядя на этого интеллигентного музыканта, трудно представить, что когда-то он играл попсовую музыку на танцплощадках Феодосии. А в 17 лет учебу в Симферопольском музучилище совмещал с работой в вокально-инструментальном ансамбле: колесил по Белоруссии, Крыму, Северному Кавказу и Краснодарскому краю. Всё это «безобразие» народный артист России уже давно оценил по достоинству. Ведь многие его однокурсники — ныне академические музыканты — не изучали жизнь с изнанки, как он, а добросовестно грызли гранит науки. Зато теперь их взгляд на музыку узок. Даже если захотят сыграть джаз — не смогут. Нет у них внутренней свободы, навыков импровизации, спонтанности. А без них в негритянской музыке делать нечего. До поры до времени органная импровизация и для Хомякова была чем-то вроде баловства. Но однажды организаторы Архангельского джазового фестиваля решили пригласить к себе импровизирующего органиста. Им посоветовали Хомякова. Музыканту пообещали поездку на Соловки, и он согласился. Именно на том фестивале органист впервые услышал джазового валторниста Аркадия Шилклопера, который его потряс. Позже они случайно встретились в аэропорту и решили «поддать джазу». Впервые дуэт сыграл в конце 1999 года на фестивале «Прощай, ХХ век!» в Органном зале Челябинска. В это же время Аркадий Шилклопер уже был звездой современного джаза. Он выступал вместе со многими легендарными музыкантами. Такое содружество, безусловно, вдохновило и Владимира Хомякова. Но, что еще важнее, у органиста появилась уверенность: то, что он делал интуитивно, оказывается, и есть самый актуальный музыкальный тренд!
Судьба и случай
— За месяц до конкурса «Джаз на церковном органе», проходившем в Ганновере, мы с Аркадием сыграли удачный концерт в Саратове. Я еще не остыл от него, был раззадоренный. И существовал я тогда в двух ипостасях: академический и джазовый музыкант. То есть во мне жили два абсолютно разных человека. Нужно было выбирать! Переход был долгим. А тут мне попал в руки буклет ганноверского конкурса… Это тоже, наверное, судьба. На том конкурсе в 2001 году, так дерзко признавшим претензию джаза на орган, музыкант из Челябинска занял первое место. Владимир и сам не ожидал от себя такого. Американка Рода Скотт, признанный авторитет в джазовом мире, сказала ему на торжественном ужине в честь победителя: «У тебя джаз внутри, важно не какие ноты ты играешь, а как ты это делаешь». — Конечно, было приятно услышать такой комплимент, — вспоминает Владимир Хомяков. — Но я помню свои ощущения: меня взял ужас! Это был слишком щедрый аванс, который нужно было подтверждать концертными программами. А у меня всего-то музыки было на полчаса игры!
Я леплю из пластилина
У всякой импровизации — особая энергетика, которая пробивает любую стену. Она как будто живая, считает органист. Иногда дурнеет, иногда хорошеет. Ее можно сыграть и за четыре минуты, а можно и за пятнадцать. Она не записывается в нотах и напоминает коробку с разноцветным пластилином. Приезжаешь, достаешь и начинаешь лепить. Сейчас такое настроение — получается так. Потом совсем другое, и музыка другая, хотя название то же. На одном из концертов у Владимира Хомякова чуть ли не истерика случилась прямо на сцене, настолько увлекся импровизацией. Тут впору вспомнить Шаляпина, который говорил: «Публика рыдает, а я думаю: как сапоги у меня скрипят!» Не прав, выходит, Федор Иванович?
В храме звук лучше
Владимиру Хомякову довелось играть на омском органе, когда тот стоял в Никольском соборе. Он вообще считает, что органная музыка и церковь очень хорошо сочетаются друг с другом. В храме, как ему кажется, публика волей-неволей настраивается на более торжественный лад. Причем акустика в церкви будет хорошей, даже если помещение совсем маленькое. Церковные своды дают какие-то особенные звуковые отражения, преломления, которые обогащают звук инструмента. Хотя концертные залы тоже бывают разные. Как разными бывают и органы. У каждого из них свой характер, свои достоинства и недостатки. Но интереснее, по мнению музыканта, играть на исторических инструментах. В Западной Европе в одном городе может быть сразу несколько совершенно разных органов. Потому и публика там более образованная. Она знает, что «есть хорошо», а что «есть плохо». Но ни в одной стране мира Баха не любят так, как в России. Омская публика не исключение. Потому что на самом деле это музыка, которую очень трудно испортить. Ведь она гениально написана.
Опус № 504 Двадцать восемь лет назад — 19 декабря 1983 года — в Омске впервые зазвучал орган. Случилось это в здании Свято-Никольского казачьего собора. Автор омского органа — известная во всём мире чешская фирма «Ригер Клосс» — обозначила свое новое детище как «Опус № 504». Современники вспоминают, что зрительный зал в здании храма был очень маленьким. Там не было раздевалки, и в зимнее время люди слушали музыку в пальто и шубах. А еще как раз над этим местом пролегала авиатрасса. Рев самолетов часто мешал музыкантам и зрителям, и поэтому некоторые органисты прерывали выступления до тех пор, пока не наступит тишина. Всё изменилось в начале 90-х годов, когда Казачьему собору было возвращено его первоначальное предназначение — в нем вновь стали проводиться богослужения. А королю музыкальных инструментов пришлось замолчать на долгие семь лет. Все эти годы за ним бережно ухаживал хранитель органа — Виктор Сергеевич Якшин. О том, что в храме когда-то размещался Зал органной музыки, сейчас напоминают лишь некоторые детали — пилястры на балконе колокольни и дверные ручки, выполненные в виде лир. В 1997 году было принято решение перенести орган в помещение кинотеатра «Художественный». Демонтаж музыкального инструмента был осуществлен в феврале-апреле 1998 года специалистами фирмы «Ригер-Клосс». Для перевозки органа в разобранном виде были сделаны специальные упаковочные ящики. Музыкальный груз передвигался в сопровождении машин ГИБДД. В августе этого же года орган был смонтирован на новом месте. Для улучшения акустики в планшеты стен было заложено около шести тонн битого стекла. Чуть позднее в бывшем кинозале состоялись два первых концерта. Но настоящее рождение омского органа случилось 30 июля 2002 года, когда после капитальной реконструкции Зал органной и камерной музыки предстал в своем нынешнем облике. Омский орган — один из крупнейших инструментов Сибири, имеет 3700 труб, 64 регистра и 3 мануала.
Дарья Борисова
http://tribunaomsk.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Зал, как храм, когда звучит орган Олеся Серегина. 15 августа 2008 года Даже в летний будний...
- Омский органный зал отмечает десятилетие Ровно десять лет назад, в августе 2002 года, был завершен перенос...
Календарь публикаций
Март 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012