- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Клеменс Шнорр выступил в Органном зале Белгородской филармонии
29 марта в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся заключительный концерт цикла «Органисты немецких соборов». С программой из произведений европейских композиторов 18–19 вв. выступил органист кафедрального собора св. Павла в Мюнстере Клеменс Шнорр.
Клеменс Шнорр родился и вырос в старинном баварском городке Аморбахе, где ещё в детские годы научился играть на старинном органе в местной монастырской церкви. Став известным органистом, К. Шнорр до сих пор поддерживает связь с родными местами — он руководит знаменитыми органными фестивалями в Аморбахе.
Профессиональное музыкальное образование он получил в Музыкальной академии г. Мюнхена, где также изучал классическую филологию в университете. В молодые годы Клеменс Шнорр как органист был отмечен наградами на различных международных конкурсах и фестивалях, и сегодня является одним из ведущих органистов Германии.
Немецкого органиста хорошо знают в России. В нашей стране он впервые выступил в апреле 2004 г. на торжественной церемонии открытия органа в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. В 2010 году К. Шнорр принимал участие в Московском международном монофестивале «Музыка И. С. Баха».
Многочисленные обязанности церковного органиста К. Шнорр совмещает с концертной деятельностью, научной работой (автор статей об органе) и педагогикой (профессор Музыкальной академии во Фрайбурге, Германия; преподаёт в Органной академии в Пистойе, Италия).
В Белгороде Клеменс Шнорр выступил впервые, но, как и везде на его концертах, в зале не было ни одного свободного места. Классико-романическая программа немецкого гостя включала в себя очень известные произведения органного репертуара, с которыми, однако, многие знакомились впервые.
Каждое отделение не выходило за чётко-очерченные хронологические границы (18 и 19 века), что позволяло не только охватить столетнюю панораму развития европейской органной музыки, но и выделить две ведущие линии — масштабные серьёзные композиции (Бах, Мендельсон, звучавшие в начале и заключении концерта) и разнообразные, разнохарактерные музыкально-жанровые произведения, окрашенные юмором и шуткой.
К первому — серьёзному — роду относится Фантазия и фуга соль минор BWV 542 И. С. Баха и соната фа-минор ор. 65 № 1 Ф. Мендельсона. Скорбно-страстная фантазия импровизационно-патетического склада и масштабная развёрнутая фуга с её танцевального склада темой были исполнены в типичной для немецкого гостя спокойной, ясной и обстоятельной манере.
Четырёхчастная соната Мендельсона фа-минор — вторая органная соната из ор. 65, которая в этом сезоне прозвучали в Белгороде (сонату ор. 65 № 6 в сентябре играл органист собора св. Иоанна г. Дюссельдорфа Вольфганг Абендрот). Эти сочинения — из тех, в которых раскрывается духовный мир глубоко верующего композитора, прочными узами связанный с миром музыки И. С. Баха.
Сонату Мендельсона предварила программная религиозная пьеса «Invocation» («Вознесение») выдающегося бельгийского композитора, органиста-виртуоза и педагога Жана-Николя Лемменса (1823–1881). Пьеса входит в цикл «10 импровизаций в строгом и напевном стиле». Мягкая, ясная и певучая мелодия, господствующая в пьесе Лемменса, создаёт настроение всепоглощающей спокойной радости.
Со светской и весьма неортодоксальной частью органного репертуара публика познакомилась в Фантазии фа-минор KV408 Моцарта и в большой драматической фантазии «Концерт на озере, прерванный грозой» Сигизмунда фон Нойкома.
Фантазия Моцарта, созданная незадолго до смерти (в марте 1791 г.), относится к числу его заказных и весьма экстравагантных сочинений — фантазия написана для механического органа, встроенного в часовой механизм.
О столь экзотическом происхождении весьма популярной у органистов пьесы напоминает большой раздел в форме вариаций в очень красивой высокой регистровке органа.
Впервые звучавший в Белгороде плодовитый австрийский композитор, органист, пианист и дирижёр, родившийся в Зальцбурге в 1778 г. и умерший в Париже в 1858г., Сигизмунд Риттер фон Нойком при жизни считался одним из лучших органистов своего времени. Программная фантазия «Концерт на озере, прерванный грозой» — жанровая музыкальная картина, родственная немецкой жанровой живописи начала 19 века.
О том насколько орган может превратиться в светский инструмент, способный улыбаться и шутить, свидетельствовал и впервые исполненный в Белгороде концерт Генделя «Кукушка и соловей» HWV 295. Этот также достаточно «репертуарный», излюбленный органистами четырёхчастный Концерт Фа-мажор открывает третий генделевский сборник концертов для органа с камерным оркестром.
Клеменс Шнорр исполнил переложение для органа соло, сделанное в 20 веке французским органистом Марселем Дюпре. Этот концерт — выразительная комическая сценка «из жизни птиц», изображающая как кукушка безуспешно пытается проявить свои певческие способности. Написанный в своё время для развлечения простонародной публики театра Ковент-Гарден, этот концерт и по сей день является непревзойдённым образцом музыкального юмора.
Несмотря на незнакомые имена и незнакомые произведения в программе Клеменса Шнорра, белгородская публика встретилась с доставившей большое удовольствие музыкой понятной, простой и приятной, что она и не преминула выразить, потребовав бис.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Марины Андрейкиной)
http://www.afishka31.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Открытие концертного сезона в органном зале белгородской филармонии намечено на 14 сентября В Белгородской государственной филармонии 14 и 15 сентября состоится открытие...
- Органист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин: Я просто делаю то, что мне нравится, а то, что нравится, хочется делать всё время Тимур Халиуллин (орган) 15 декабря ровно год назад открыли Органный...
- В красноярском Органном зале прозвучит «золотой фонд» рождественской музыки Завтра, 4 января, в Красноярске состоится концерт «В преддверии Рождества», на котором произведения из «золотого...
- «Король инструментов» 29 января. «Король инструментов» Клеменс ШНОРР, орган (Германия) «Король инструментов»...
- День музыки в Органном зале Международный день музыки пришелся на открытие XIV концертного сезона Государственной...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012