Каждая нота Баха - золотая
Kaspars Garda, Rīga 2014 . Органист Таливалдис Декснис
Una Griškeviča
Так высказался в разговоре с порталом культуры „Рига-2014” органист, профессор Латвийской музыкальной академии Таливалдис Декснис, с которым мы встретились за день до первого концерта цикла „Органная музыка под знаком BACH” возле нового учебного органа музыкальной академии. Декснис готов к тому, что предстоящий в пятницу концерт будет сниматься на камеры, и все, что делает органист, зрители увидят на большом экране. „Это интересно – смотреть, как работает органист за этим сложным инструментом. Я и сам охотно воспользуюсь таким предложением, так как многие вещи увижу яснее. С камерами придется уживаться, такова уж судьба артиста”, — говорит Таливалдис Декснис.
Бах вдохновлял и латышских композиторов
„В конце концов, ”Страсти„ Баха во время Пасхи звучат каждый год, в этом нет ничего необычного. То, что музыка Баха будет звучать сейчас, летом, связано с тематической линией ”Риги-2014„ ”Алкание океана„, а также с тем, что фамилия Баха в переводе с немецкого языка означает ”ручей„, о чем Бетховен в свое время сказал, что правильнее было бы называть Баха ”океаном„. Так мы логично приходим к циклу концертов „Под знаком BACH””, — рассуждает органист. В цикл войдет не только органная музыка Иоганна Себастьяна Баха, но и камерная музыка. „Вторая, очень широкая линия – это музыка, которую написали другие, более поздние композиторы, вплоть до современных латышских авторов, для которых Бах был источником вдохновения. Они часто использовали темы и мотивы Баха или находились под влиянием музыкального стиля той эпохи”, — говорит Декснис. Он припоминает и еще один факт, хорошо известный людям, связанным с музыкой – что четыре буквы фамилии „Бах” B, A, C и H означают также звуки си бемоль, ля, до и си бекар.

Kaspars Garda, Rīga 2014

 

 „Позднейшие композиторы, начиная с романтиков Регера, Листа, Шумана, очень часто обращались к этой символике”.

Это продолжалось до XX века, проникло и в латышскую музыку, в том числе в произведения Таливалдиса Кениньша и Маргериса Зариньша, а также в новые опусы, сочиненные специально по этому случаю – „Интродукция” и „Пасакалья” Ромуальда Ермакса на тему из восьми тактов. Именно это произведение Ермакса будет играть на концерте 16 мая Таливалдис Декснис, а также ноктюрн того же автора „Есть только ночь” („Ir tikai nakts”) для хора, солистки и органа. „У этого произведения очень поэтичный текст. Это приятная вещь, часто и много звучавшая еще в советские времена, хотя в тексте использована аутентичная тема хорала. Это такая своеобразная, очень мастерская стилизация музыки Баха”, — говорит органист.

Музыка Баха не устаревает

На вопрос, что сказал бы Бах сегодня, увидев, что его имя настолько прославлено, Таливалдис Декснис, посмеиваясь, напоминает тот факт, что при жизни Бах оценен не был, а его музыке не уделялось достаточно внимания. Бах был больше известен как клавесинист и органист. «Баха открыли заново только через сто лет, в девятнадцатом веке.

Чем дальше мы живем и идем с музыкой Баха, тем больше понимаем, что его музыка просто гениальна и относится к шедеврам мировой музыки! Это музыка вне времени, она никогда не устаревает, остается актуальной в наши дни и останется такой и через сто лет».

„Можно сказать, что Бах – это хлеб органистов”, — улыбается Декснис. Тема „Бах и орган” — особая, потому что композитор написал для этого инструмента огромное количество произведений, и потребовались бы почти сутки, чтобы исполнить их все. „Кажется, сохранились все произведения, хотя некоторые были найдены сравнительно недавно, в XX веке. Правда, ученые сомневаются, действительно ли вся эта музыка принадлежит именно Базу. Возможно, в старинных архивах еще и теперь можно обнаружить какой-нибудь неизвестный опус”, — убежден музыкант. На вопрос о том, какой композитор ему милее, он отвечает, что это зависит от момента – когда и что играть: „Та музыка, над которой я работаю, которую готовлю к концерту, и должна стать самой любимой, тогда и работа идет лучше”. Таливалдис Декснис охотно слушает музыку Баха, но играть ее самому остается для него серьезной задачей – это технически сложно, кроме того, каждая написанная Бахом нота – на золотая, и никаких скидок здесь быть не может. „Может быть, Латвия не та страна, где традиции Баха укоренены насколько глубоко, как, например, в Германии или в Голландии, однако если лет пятьдесят назад в наших органистах как интерпретаторах Баха еще можно было сомневаться, то теперь и студенты, и конкурсанты, и органисты доказали, что здесь Баха исполняют на мировом уровне”, — утверждает Т. Декснис. Однако, если играть Баха на неподходящем органе, это может превратиться для публики в серьезное испытание.

„Домский орган больше подходит для романтики, потому что он строился в конце XIX века. Однако размер и многообразие регистров этого инструмента позволяют играть и Баха. Но, конечно, легче делать это на аутентичных инструментах, а такой в Латвии только один – орган в Угале”.

Kaspars Garda, Rīga 2014

 

 Второй важной персоной в концертном цикле будет последний ученик Баха – Иоганн Готфрид Миттель, который незадолго до смерти композитора успел у него поучиться, а через несколько лет переехал в Ригу, поэтому считается рижанином (Миттель похоронен на Катлакалнском кладбище). „Немцы открыли этого композитора в последние 50 лет. Как оказалось, это было чудесное открытие, и теперь его музыкой очень интересуются. Несколько произведений Миттеля будет исполнено на концертах этого цикла”, — говорит органист. Концерт Миттеля для клавесина и голоса впервые прозвучал примерно двадцать лет назад, а органисты начали играть его музыку, как только стали доступны изданные в Германии ноты. „Так что мы сможем оценить и творчество рижанина”, — говорит Декснис. В Риге побывали разные композиторы, в том числе Вагнер и Лист, но Бах вряд ли сюда заезжал:„Хорошо еще, что он мог пешком сходить в Любек, чтобы послушать своего великого предшественника Дитриха Букстехуде”.

Сравнить, как звучат органы

Ту же самую первую программу цикла Таливалдис Декснис и остальные участники будут исполнять в лиепайском соборе Св. Троицы 25 мая, а 1 июня – в Дубултской лютеранской церкви. „Конечно, инструменты очень разные, и на каждом из этих органов музыка будет звучать иначе, в каждом месте будут свои нюансы”. На органе в Дубултской церкви Бах прозвучит не хуже, чем в Домском соборе, а в Лиепае будет еще интереснее, так как этот огромный орган объединяет в себе детали эпохи барокко и эпохи романтизма. Так что тем, кто хочет прочувствовать все эти отличия, нужно побывать на всех трех концертах.

О своих коллегах и бывших студентках Лиене Андрете Калнциеме и Диане Яунземе, которые также участвуют в первых концертах цикла, Таливалдис Декснис говорит, что обе они – очень серьезные органистки, кроме того, без Баха не обходится ни один начинающий органист, так что они справятся: „Думаю, слушателей ждет по-настоящему красивый органный цикл”.

http://riga2014.org

www.principal.su

 

Comments are closed.