В 1982 году в Калининградской филармонии — бывшей кирхе Святого Семейства — был установлен орган. К 30-летию «короля инструментов» филармония провела цикл концертов, который завершился гала-выступлением органистов 19 ноября — в «день рождения» калининградского органа.

Заглянем в архивы…

В книге воспоминаний В. В. Денисова (председателя горисполкома Калининграда с 1972 по 1984 гг.) «Калининград — судьба моя» читаем:
«Поначалу в Концертном зале органа не было. Если откровенно, мы и не рассчитывали на его скорую установку, ввиду казавшейся неразрешимой проблемы с его приобретением. Настойчивые обращения в правительственные инстанции были безрезультатны: собственного органного производства в Союзе не было, а импорт расписан аж на 20 лет вперед.
И вот однажды подвернулся счастливый случай. Первый заместитель сообщил, что в Друскининкае отдыхает с женой всесильный заместитель союзного министра культуры Василий Феодосьевич Кухарский. Естественно, последовало в ответ пожелание пригласить эту чету к нам, в Калининград. Согласие было получено.
Гости пробыли у нас два очень напряженных дня. Им было показано все, что подчеркивало наши созидательные стремления. Последним объектом была впечатляющая новостройка Концертного зала. Наши порывы „выйти в люди“ покорили высокого государственного деятеля, он тут же, в зале, связал себя обещанием поспособствовать решению вопроса с органом. Практические его действия не замедлили сказаться. Вскоре мы принимали специалистов органостроительной фирмы „Ригер — Клосс“ из чешского города Крнов (Судеты), а три месяца спустя оттуда прибыла готовая продукция в сопровождении бригады специалистов-сборщиков».
Горячую заинтересованность в деле установки органа в Калининградской филармонии проявил народный артист России Гарри Гродберг. В 1980-е годы маэстро Гродберг был заместителем председателя Совета по органостроению и в этом качестве инициировал установку концертных органов во многих городах Советского Союза. Гарри Яковлевич лично побывал в Крнове и встречался со специалистами фирмы «Ригер — Клосс». «Я говорил с ними на двух языках: на немецком, которым владею с детства, и на языкеисполнителя-профессионала. Они меня прекрасно понимали. Моя главная цель была — объяснить, что этот орган должен быть лучшим, необыкновенным. Что он будет установлен в Калининграде, в самой молодой российской области, как своеобразный символ нашей общей победы над фашизмом и возрождения духовной жизни. В результате инструмент был изготовлен вне очереди по спецзаказу из особо качественных материалов и с дополнительным запасом прочности».

Орган Концертного зала Калининградской филармонии имеет 3 мануала, 3600 труб, объединенных в 44 регистра. Собирали и настраивали его органных дел мастера Методий Бухтик, Бернард Витасек и Петр Бродик:

«Каждый орган неповторим, хотя внешне они порой кажутся нам одинаковыми. Всего три инструмента в год, подобных калининградскому, выпускает наше предприятие. Это инструмент оригинальной конструкции, которая заключается в его выносном позитиве. Это важнейшая составная часть органа. Позитив создает эффект пространственности, стереофоничности, объемности звучания».

«Сказочники из Крнова», «Калининградская правда», 25.10.1982

Орган Калининградской филармонии — первый концертный орган, установленный на территории Калининградской области. Его появление стало поистине историческим событием, знаковым для культуры области, одной из вех периода ее обновления.

«Король инструментов» расширяет горизонты

 

Установка органа дала возможность включить город в орбиту престижных музыкальных мероприятий, проводимых Минкультуры СССР, Госконцертом, Всероссийским музыкальным обществом и т. д. Так, в 1990 году в Калининградской филармонии прошли концерты I Международного фестиваля органной музыки, организованного Центром органного искусства при Советском фонде культуры. Этот фестиваль проводился также в Москве и Ленинграде и был посвящен 90-летию первого концертного органа в России — органа Московской консерватории. Интересно отметить, что фестиваль был своего рода соревнованием инструментов «Ригер — Клосс»: три из четырех залов, в которых проходили его концерты (Концертный зал им. П. И. Чайковского в Москве, Большой зал Ленинградской филармонии и зал Калининградской филармонии) имели органы именно этой фирмы.

Следующий Международный фестиваль органной музыки (1991) проводился уже под патронатом Министерства культуры и Союза композиторов СССР и охватывал помимо Калининграда еще 10 крупных городов страны. В октябре 1992 года Калининградская филармония вновь стала международным центром органной музыки. Но на этот раз фестиваль был организован исключительно собственными, калининградскими, силами. «На сегодняшний день Калининград — единственный среди десятка городов, в котором Международный органный фестиваль сохранился», — писал художественный руководитель Калининградской филармонии В. А. Жуков. Причиной сокращения географии фестиваля были пресловутые финансовые проблемы перестроечных лет. На вопрос, в чем еще своеобразие фестиваля 1992 года, тогдашний директор филармонии Г. Г. Назаровский ответил: «Орган включен в ансамбль с другими инструментами, вокалом, хорами. Мы хотим показать широкие возможности органного исполнительского искусства». Тогда же калининградский органный фестиваль получил собственное имя — «Осеннее созвездие».

Международный фестиваль «Осеннее созвездие» просуществовал до 1998 года. В его концертах принимали участие выдающиеся органисты: Д.Пизаро (США), Л.Ломанн (Германия), Дж. Пароди (Италия), Й.Бухер (Швейцария), Дж. Н.Макмиллан (Канада), Г. Виммер (Германия), В.Лыйяк (Польша), Р.Марцинкуте (Литва), Я.Хора (Чехия), мастера отечественного органного искусства Д.Зарецкий, А.Паршин, А.Сидельникова и другие.

В 1999 году на смену «Осеннему созвездию» пришла новая крупная международная культурная акция, главным героем которой вновь суждено было стать калининградскому органу. Это был Международный конкурс органистов им. М.Таривердиева, до которого в нашей стране проводились только всероссийские конкурсы органистов.

«Почему именно Калининград был выбран в 99-мгоду местом проведения конкурса? Потому что это — своеобразное место встречи Старого и Нового Органного Света. Европы — с ее давними органными традициями, и России — где эти традиции в последние годы набирают все большую силу. Покажите другую точку на карте нашей страны, где так бы сходились музыкальные Запад и Восток?..»

«Калининградская вечерка», сентябрь, 2001

В рамках конкурса, в концертах его открытия и закрытия на органе Калининградской филармонии играли такие превосходные музыканты, как Н.Хаким, М.Шапийю, Ж.Гийю (Франции), а в жюри входили известные в России и Европе исполнители и композиторы — Л.Десятников, Г. Канчели, А.Фисейский, Н.Гуреева, Д.Зарецкий, Дж. Виер (Великобритания), Дж. Хигдон (США), М.Хазельбек (Австрия), Г. У. Дюффек, И.Скудлик (Германия), Л.Рогг (Швейцария), М.Бовар (Франция), Э.Карди (Италия).
Но конкурс органистов — не единственная масштабная международная музыкальная акция, проводящаяся в Калининградской филармонии с участием «короля инструментов». Раз в два года, чередуясь, здесь проходят фестивали искусств «Янтарное ожерелье», «Русская музыка на Балтике», ежегодно в последнюю неделю июля — фестиваль музыки Баха «Бахослужение». И в программе каждого из них обязательно присутствуют концерты органной музыки, орган звучит соло и в сочетании с другими инструментам, в ансамблях с вокалистами и вместе с оркестрами.

Солисты-органисты Калининградской областной филармонии

 

Виталий Васильев (1940 -2006) окончил Новосибирскую консерваторию как пианист и Нижегородскую консерваторию по классу органа. Стажировался в Вильнюсской консерватории и на мастер-классах выдающихся органистов в Германии, Италии, Швейцарии.

«Для меня орган — это исполин, наделенный мощью и одержимый сверхчувствами. Только он, с его четкой дикцией, силой может передать все самое возвышенное и нежное, что есть в музыке».


Николай Суханов (1947 — 2009) окончил Ленинградскую консерваторию каксолист-ансамблист (кл. органа — проф. И.Браудо) и музыковед, стажировался по органной импровизации у О.Янченко.
Хироко Иноуэ (1977 г.р.) родилась в Японии, училась в Киотском университете искусств, окончила Московскую консерваторию по специальностям фортепиано (кл. проф. Н.Штаркмана) и орган (кл. проф. А.Паршина). Лауреат международных конкурсов органистов им. М.Галанти (Италия), им. В.Кикты (Москва). Дипломант и обладатель специальных премий Международного конкурса органистов им. М.Таривердиева. Солистка Калининградской филармонии с 2006 года.

«Этот инструмент может быть таким тонким и воздушным, и в то же время это такая сила и масштабность. Это совершенное чудо! Я поняла, что быть органистом значит быть волшебником»


Жан-Пьер Стайверс (1963 г.р.) родился в Нидерландах, окончил Амстердамскую консерваторию им. Я.Свелинка по классу органа и фортепиано. Лауреат международных органных конкурсов им. И. С. Баха (Люцерн), им. М.Таривердиева. Солист Калининградской филармонии с 2011 года.
Ассистенты органиста и смотрители органа Калининградской областной филармонии: В.Васильев, С.Патракеев, М.Корнеев, А.Качура.

Джаз и популярная музыка на органе

 

Время вносит свои коррективы в органный репертуар. Новые созвучия и ритмы XX и XXI века не обошли стороной и орган Калининградской филармонии. Впервые современная популярная музыка прозвучала на нем в 1999 году, когда молодой солист Свердловской филармонии Михаил Дегтярев исполнил фантазию на темы саундтрека к знаменитому фильму «Титаник».
«Везде в публике есть консерваторы. Некоторые приходят с устоявшимися представлениями, что должно звучать в органном зале, а что нет. И для них то, что я иногда делаю, — это словно ситуация, когда водитель без предупреждения резко поворачивает автобус: пассажиры ударяются головой и выходят злые. Я впервые пошел на эксперимент — органная импровизация на джазовые темы и саундтреки к фильмам — осторожно, в дневном концерте, где допускаются некоторые вольности. И зал принял все это на ура. Но и после этого успешного выступления мне пришла из публики суровая записка — «Орган — не для лавочников!» И я понял, что «вираж» был довольно крутой и кто-то все-таки «ударился головой»…
Из интервью с Михаилом Дегтяревым, газета «Каскад», 1999
После этого джаз и популярная музыка не раз звучала в Калининградской филармонии в исполнении многих талантливых российских органистов. Это, например, В.Хомяков, Е. Мельникова, а также немецкая органистка Б.Деннерляйн. Более того, орган стал непременным участником ежегодно проводимого в Калининграде международного фестиваля «Джаз в филармонии», в программе которого приветствуются смелые творческие поиски на стыке классики, джаза, рока и фолка.

«Хвалите Бога на органах, и все грехи простятся вам…»

 

Но, конечно, основа органного репертуара — это бессмертные творения гениальных мастеров прошлого и лучшие произведения современной академической музыки, повествующие о вечных тайнах бытия и воспевающие величие духа, неразрывную связь человека и неба. Неслучайно поэтому на калининградском органе нередко концертируют церковные органисты. Среди них главный органист кафедрального собора Варшавы П.Рахонь, главный органист Оливского кафедрального собора в Гданьске Р.Перуцкий, главный органист Домского собора в Риге Т.Декснис, главный органист костела св. Катерины в Петербурге Г. Варшавский, главный органист Королевской капеллы Версаля М.Шапюйи, главный органист парижского собораСент-Эсташ Ж.Гийю.

Орган плюс…

 

Помимо сольных органных концертов, которые дают в Калининградской филармонии замечательные исполнители, в афише постоянно можно видеть выступления органистов в ансамблях с вокалистами, инструменталистами, оркестрами, хорами. Так,солистка-органистка Калининградской филармонии Х.Иноуэ часто играет в дуэте с исполнительницей на цимбалах Е.Самохиной, с лауреатом международных конкурсов московской саксофонисткой В.Кожухаровой, в ансамбле с органом выступал в Калининградской филармонии молодой литовский флейтист В.Гурстис и другие инструменталисты. Большой популярностью у слушателей пользуются тематические концерты вокальной и органной музыки «Аве Мария», «Приглашение в оперу», орган великолепно звучит в музыкально-литературных композициях (в их числе моноспектакли «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Куда ведет нас сладкий путь любви»). Интерес у посетителей филармонии, особенно у подрастающего поколения, вызываетмузыкально-образовательный проект «Экскурсии к органу». Это своеобразныйконцерт-знакомство с устройством, акустическими возможностями «короля инструментов», во время которого исполняется популярная органная классика и звучит рассказ о славной истории калининградского органа.

Газета «Играем с начала» 2012-11-26

http://rusmusic.info
www.principal.su
 

Comments are closed.