- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Интервью с маэстро из Германии Людгером Ломанном
Гастроли Людгера Ломанна в России проходят при поддержке Гёте-Института в Москве.
Людгер Ломанн: «Немцы сожалеют о страшных событиях прошлого…»
Концертный сезон Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова открыл известный немецкий органист, профессор Высшей школы музыки Штутгарта Людгер Ломанн. Основой его сольной программы стали произведения композиторов, запрещённых в Германии в эпоху правления Третьего рейха: Феликса Мендельсона-Бартольди, Хуго Дистлера, Гюнтера Рафаэля, Ференца Листа. Этот концерт стал первым в его туре по пяти городам России. На следующее утро после концерта нам удалось побеседовать с музыкантом.
— Для нас огромная честь, что именно Вы открыли новый сезон Казанской консерватории. Как родилась идея создания такой необычной концертной программы?
— Три недели назад исполнилось 80 лет со дня начала Второй мировой войны — 1 сентября 1939 года. Я попросил своего менеджера создать тематическую программу, желая обратиться к ужасным последствиям правления Гитлера. Первое, о чем я подумал, — это будет интересно, но нелегко. И я понял, что было бы неплохо включить эту программу в тур по России, поскольку ваша страна пострадала в этой войне сильнее, чем большинство других государств. Мне хотелось показать, что мы — немцы, сожалеем о страшных событиях прошлого, и что нацистский режим повлиял на культурную жизнь в самой Германии.
— Вы уже не в первый раз приезжаете в Россию с концертами. Чем Вам запоминаются эти визиты?
— Россию я посетил уже 25 раз, впервые это было в 1995 году. Обычно я приезжаю по три-четыре раза в год. Поездки в Россию для меня всегда оставались и остаются желанными — тут у меня много друзей, меня вдохновляет здешняя атмосфера и публика, которая оказывает тёплый приём. Я, кстати, мечтаю выучить русский язык. Должен признаться, я большой поклонник русской литературы. В молодости я прочёл все сочинения Достоевского. Да, я читал и других русских писателей, но Достоевский остается моим любимым. Сейчас, находясь в концертном туре, я с удовольствием перечитываю «Братьев Карамазовых».
— У Вас очень напряженный график тура…
— Да, это даётся нелегко. Когда у тебя всего несколько часов на репетицию или ты приезжаешь в день концерта, это заставляет понервничать. Не знаешь, как ты будешь себя чувствовать после дороги, мне уже 65 лет… После гастролей мне однозначно нужно будет отдохнуть.
— Вы уже имели опыт игры на нашем органе. Что можете сказать об этом инструменте?
— Он считается одним из лучших в России, и это правда. Я нахожусь под большим впечатлением – этот инструмент содержит в себе индивидуальные характеристики, которых сейчас не найти даже в самых новых инструментах. Да, они сделаны идеально, но все равно уступают в деталях.
— У вас в Штутгарте учатся студенты из России. Как Вы оцениваете их уровень?
— Сложно обобщить, но замечу, что российские студенты числятся среди моих лучших учеников. Система школьного музыкального образования в вашей стране гораздо лучше, чем в других государствах. Со всеми своими русскими учениками я могу говорить о тонкостях гармонии, и они меня поймут. Другим порой приходится объяснять элементарную теорию музыки. Кроме того, русские музыканты очень техничны. В основном, благодаря крепкой пианистической подготовке, которой славится Россия. Некоторые критикуют их, говоря: «О, они играют на органе, как пианисты». Да, раньше это могло вызывать проблемы, но сейчас я не вижу ничего в этом плохого. Конечно, некоторые штрихи не идеальны, но это можно исправить, и мы над этим работаем.
— То есть, техника игры на фортепиано и на органе сильно отличается?
— Колоссальная разница в движениях. Если на фортепиано важно, как ты прикасаешься к клавише, то на органе – как ты ее отпускаешь. На органе ты фокусируешься на движениях пальцев, на фортепиано внимание переключается на кисти рук.
— Вы ведь тоже начинали как пианист?
— Я никогда не считал себя хорошим пианистом. Да, в детстве я брал уроки игры на фортепиано. Потом моего педагога не стало, и я всерьёз увлекся органом. Меня, маленького мальчика, эта большая шумная машина увлекала гораздо больше, чем игрушечные паровозики. В 17 лет я снова возобновил занятия на фортепиано, но, к сожалению, в моем маленьком городе не было хорошего педагога. А для органиста фортепиано может стать хорошим инструментом в импровизационной практике.
— У органистов есть конкуренция?
— Раньше орган был не настолько популярен. Но сейчас органистов становится больше, открываются новые залы, устанавливаются органы… к примеру, раньше в Японии было всего два органа, а сегодня их уже тридцать. Публике тоже тяжело – она не знает, какой концерт ей посетить, какого исполнителя выбрать. В итоге добиться полного зала стало очень тяжело, эта проблема есть сегодня и в Германии.
— Тем не менее, вчера зал был полон. В Казани Вы были несколько лет назад. Помните свои впечатления?
— Казань – один из моих любимых городов России. К сожалению, в этот раз я не смог насладиться ею в полной мере, так как был здесь всего 36 часов. Но в прошлый раз я совершил прогулку по воде – было очень красиво. Знаете, я восхищён слиянием культур в Татарстане. Это создаёт особый колорит, особую неповторимость. На концерты в Казани ко мне приходят люди самых разных культур, и это очень необычно и здорово.
Беседовали Майя Швецова и Александра Нагорнова
материал доступен по ссылке https://gorodamedia.ru/2019/09/3788/intervju-s-majestro-iz-germanii-ljudgerom-lomannom/
www.principal.su
Связанные посты:
- Интервью с Людгером Ломанном 3 марта 2009 С 18 по 30 марта 2009 года...
- Интервью с органистом Людгером Ломанном. Людгер Ломанн: «Он подкупает благородством и теплотой звучания». Людгер Ломанн...
- Интервью с Оливье Латри А это экспресс-интервью взял Артём Хачатуров (главный органист Калининградского Кафедрального...
- Маэстро Струбер: во власти гитары и органа Нынешней осенью в Николаеве разразился настоящий «органный бум». Концерт за...
- МАЭСТРО ИМПРОВИЗАЦИЙ Франсис Видил — король солнца, мастер импровизаций, «человек-оркестр». 26 сентября в концертном...
Календарь публикаций
Март 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012