«ВБ»: Играть на органе – сложнейшая наука

 

В заставленном декорациями тупике я поняла, что на интервью к Сергею БУДКЕЕВУ могу и не попасть. Служебные помещения филармонии безнадежный лабиринт для новичка.

Узкие, виляющие во все стороны коридоры, большие и маленькие закутки, лесенки Заблудилась! И вдруг где-то рядом раздались переливы органа и вывели меня прямо на сцену к самозабвенно играющему маэстро.

Погружение в историю музыки

9 января первый органист в Алтайском крае, заслуженный деятель искусств РФ дал двухчасовой (!) рождественский концерт. Свободных мест в зале не было. Сергей Михайлович одновременно и опытный лектор, и талантливый артист. Его тихие, почти мечтательные интонации погрузили публику в мир удивительных музыкальных открытий. Знаете ли вы, например, что мелодия колыбельной про волчка имеет французские корни? В XVI веке в канун Рождества на этот мотив дети бедняков пели жалостливые песенки перед богатыми домами в надежде получить подарки. Гости концертов Сергея Будкеева знают. Более того, благодаря тонкому, ненавязчивому культпросвету умеют различать в сложной символике религиозных произведений для органа громовые раскаты, олицетворяющие Бога Отца, и стремительные переливы, которыми Бах и его современники обозначали движение небесных струй

Сегодня Сергей Михайлович без привычного концертного фрака. Свитер, джинсы. Но мастерство, которому рукоплескали ценители органного искусства по всему миру, широчайшая эрудиция доктора наук, умение восхитительно интересно рассказывать о своем любимом детище как всегда, при нем.

-Глубокое заблуждение, что орган только немецкий инструмент. Глубочайшее что только католический, не устает повторять Сергей Михайлович. Органу 2300 лет. Он появился еще в период многобожия античности и был абсолютно светским, развлекательным. Небольшой по размерам, передвижной, он использовался в праздничных шествиях, театральных представлениях и даже в военных действиях. Орган звучал во время боев гладиаторов в Колизее. Его очень любили римские императоры. Например, Нерон был неплохим исполнителем и в путешествия всегда брал с собой несколько инструментов. После падения Римской империи только в VII веке нашей эры римский папа Виталиан, учитывая огромную популярность органной музыки среди простых людей, повелел использовать орган в церкви.

Однако, по словам Сергея Михайловича, на этом светский век органа не завершился. В этом качестве он развивался в Византии. Его хорошо знали и на Руси. У скоморохов были маленькие органчики, Иван Грозный любил орган и умел играть на нем. Пётр Первый выписывал органистов из Голландии вместе с органами для участия в ассамблеях. Поэтому у русского человека орган так же популярен, как скрипка, фортепьяно и другие светские инструменты.

Органная эквилибристика

Для тех, кто приходит на органные концерты впервые, потрясений всегда бывает немало. Одно из них какой ловкости и недюжинной физической подготовки требует этот инструмент от музыканта! Три клавиатуры для рук, педали под ногами, бессчетное количество рычагов на пульте, которые надо умудряться переключать, не отрываясь от сложной многоголосой мелодии.

В жизни органиста вообще много сложностей. Начнем с того, что каждые гастроли становятся экстремальной ситуацией. Двух одинаковых органов в мире просто не существует, так что за пару часов до концерта Сергею Михайловичу нужно приспособиться к совершенно незнакомому инструменту, построенному под конкретное помещение и имеющему свой неповторимый набор регистров. В Барнауле тоже ежедневная борьба, чтобы выкроить время на репетиции. Ведь Сергей Будкеев, помимо активной концертной и общественной деятельности, преподает в Алтайском госуниверситете, готовит научные публикации, а также выполняет ремонт, регулировку и настройку органа.

-А зал всегда занят: он общий и для органиста, и для других коллективов, сетует Сергей Михайлович. Поэтому иногда приходится репетировать по ночам, рано утром, поздно вечером после концертов.

-Охрана уже привыкла?

-Лучшие друзья органистов это охранники, технички и дворники! Это очень важные люди, с которыми надо дружить! Рабочий день у меня ненормированный. Только представьте себе: случилась поломка, завтра концерт, а зал весь день занят! Что мне делать? Тогда мы с сыном Дмитрием, вторым органным мастером, можем всю ночь провести за починкой. Орган это машина, в которой сотни тысяч деталей, три этажа, три тысячи труб. Пока один мастер находится внутри настраивает или ремонтирует, второй сидит на пульте и нажимает клавиши, контролирует. Когда все трубы звучат, внутри органа стоит рев, как от турбин реактивного самолета. Непростая задача для мастера, который должен сохранять невероятнейшую остроту слуха при таких тяжелейших нагрузках на уши. Вообще, наша профессия вредная для здоровья и требует во всем изрядной ловкости, чтобы держать себя в тонусе!

Музыка, бизнес, культура

Легендарный органный абонемент, титанический проект Сергея Будкеева, в городе помнят до сих пор. И ждут его возрождения.

-Я точно могу сказать, что в ближайшее время буду давать по несколько просветительских концертов в сезон, обнадеживает поклонников Сергей Михайлович. Стану активно гастролировать по краю с электронным органом. Кроме того, готовится много интересных совместных проектов с другими инструменталистами и вокалистами. Как-то зимой я приехал в Усть-Калманку и застрял там на несколько дней, потому что занесло дорогу. Пока ее чистили, я прослушал несколько великолепных концертов. Так родилось творческое содружество с местными музыкантами. В Усть-Калманке есть прекрасный трубач Василий Материкин. С ним я планирую исполнить концерт из произведений Георга Филиппа Телемана для старинной трубы в сопровождении органа. По стилю это будет звучать как и 400 лет назад!

А вот абонемент сейчас — это довольно сложная вещь. Мне это удалось в лихие 1990-е благодаря мощной поддержке. В те времена на органный абонемент работал целый штат администраторов. Они распространяли билеты в школах, средних и высших учебных заведениях. Моя задача оставалась на высоком художественном и педагогическом уровне рассказать об истории этого инструмента, органной музыке и, конечно, сыграть. Если административный корпус филармонии и управление образования меня поддержат, думаю, абонемент будет возрожден обязательно.

-Перед открытием органа вы ожидали подъема органной культуры в Барнауле. Он произошел?

-Конечно. Практически все органные концерты идут с аншлагами. Я считаю, это огромное достижение. Тем более приятно, что оно возникло не на пустом месте. Дети 1990-х выросли на моей органной музыке и сейчас приводят своих детей. Один достаточно крутой бизнесмен, этакий мачо, мне как-то сказал: «В школе меня сначала загоняли на ваши концерты. Но потом я привык, мне понравилось. Думаю, благодаря органной музыке я стал более тонко ориентироваться в жизни, и сейчас это помогает мне обходить конкурентов!».

Мне это очень понравилось! Значит, я не зря работал над абонементом, вот, помог нашему бизнесу.

-А вам бизнес предлагает помощь?

-Нет. Правда, некоторые люди, имеющие частное дело, иногда просят, чтобы я дал концерт для их сотрудников. Но сам я никого ни о какой помощи не прошу. Спонсорство на данном этапе развития общества очень сложная вещь. Никто не хочет просто так отдавать деньги. И в какой-то степени это правильно. Деньги надо заработать. Бизнесмен должен сделать это не с помощью ограбления других, а с помощью хорошо поставленного дела. Музыкант должен заработать деньги, не попрошайничая, а хорошо сыграв свое произведение, заинтересовав публику. Спонсорство станет возможно, я думаю, как некая благотворительность, когда наши бизнесмены дорастут. Пока у нас с благотворительностью туговато. Но я надеюсь, что если мы будем хорошо работать на своем участке, участке культуры, то и благотворительность станет развиваться. Это отсроченный результат. Он мало заметен и проявляется только в перспективе, но этим обязательно нужно заниматься.

Автор: Лилия Болатаева

Фото Андрея Чурилова

http://info-vb.ru

 

 

www.principal.su

 

 

Comments are closed.