- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
И вновь, и вновь звучит орган
Единственная и неповторимая Анна Стрезева
Почему Анна Стрезева жила в капуцинском монастыре? Скоро ли появятся у единственной в стране органистки продолжатели ее редкого мастерства? Кому сегодня сложнее – педагогу или ученику? На что уповает Анна Стрезева? И, наконец, какое любимое блюдо у «хозяйки» органного зала? На эти и другие вопросы отвечает Мастер искусств Молдовы Анна Георгиевна СТРЕЗЕВА.
Она безгранично доброжелательна, мягка, вдохновенна, трудится с самозабвением и самоотдачей. Это становится ясно, стоит лишь увидеть, как дирижирует Анна Георгиевна юношеским инструментальным ансамблем «Барокко», созданным ею 18 лет назад в стенах музыкального лицея им. С. Рахманинова.
Ее «выдает» пластика, исполненная доброты, легкости, свободы и непосредственности. Ну и, конечно, ее собственная исполнительская манера игры на великом инструменте. Общение с нею подтверждает все эти «догадки».
Кто-то на ее месте мог бы стать и жестче, и властнее, мог бы и возгордиться. Ведь Анна Стрезева – единственная властительница «короля музыкальных инструментов», непревзойденного по богатству тембров и диапазону звуковых частот,– органа, единственного в Молдове. Чем не повод ощущать свое величие и значимость? Но она – неподдельно скромна, предельно открыта, не видит в своей миссии чего-то исключительного, нерядового.
Когда в Кишиневе построили новый Госбанк, а прежнее историческое здание работы архитектора Михаила Чекеруль-Куша преобразовали в органный зал – горожане иронично прозвали его «Собор молдавской богодочери», так как создавался он, фактически, для дочки первого секретаря Компартии Молдавии Светланы Бодюл. Но так получилось, что сейчас, и уже не первое десятилетие, Вы – единственная органистка, полноправная «хозяйка» этого великолепного Храма Музыки.
— Да, так получилось. Иван Иванович Бодюл, хотя и был заинтересованным лицом, сделал потрясающий подарок для всех кишиневцев. Мы благодарны ему до сих пор. Поначалу было три органистки. Сейчас вот все разъехались, и Светлана Бодюл давно живет за пределами СНГ. Я, как патриот страны, в которой родилась, которую люблю, осталась единственной. Но время идет, Бог поможет, появится новый органный класс, будут и органисты.
Однако в прессе сообщалось ранее, что учебный орган уже приобретен, и вы приступаете к обучению органистов.
— Это старый слабый инструмент, на нем можно разучить программу, но для обучения органистов-исполнителей он не годится. Я ищу более подходящий орган, была в немецком посольстве, просила, чтобы нам помогли, нашли списанный, который там уже не нужен, а нам бы пригодился.
А насколько хорош наш концертный орган?
— В Органном зале — чешский орган фирмы «Rieger-Kloss», ему, как и нашему залу, скоро «стукнет» тридцать пять — первый концерт состоялся в 1978 году. Он – один из лучших чешских органов, на которых я играла – органы этой же фирмы установлены в целом ряде городов России и Украины.
Наш, кажется, был первым, затем, заразившись примером И. Бодюла, чехословацкие органы стали устанавливать и в других городах СССР.
— И наш – один из лучших. Он хорошо сбалансирован по звучанию, удобен для игры – клавиатура механическая, а переключатели для регистров электронные – легко самой себе ассистировать. И качество регистров хорошее. Кое-какие недостатки, присущие чешским органам, есть, но, в общем, инструмент достойный. А столько времени он остается в хорошем состоянии, потому что у нас всегда были отличные мастера. Первый — Владимир Аркан, сейчас — Валерий Бивол, отлично знающий инструмент. Мы бережем наш орган, он только для репетиций и концертов.
Звучание какого из органов, на которых Вам приходилось играть, особенно запало в душу?
— Есть такие инструменты. Очень понравилось играть в Большом зале Московской консерватории. Там стоит старинный французский орган мастера Кавайе-Колля. У него четыре мануала – клавиатуры, более 100 регистров. Это исторический, с необыкновенным качеством регистров инструмент. Интереснейший орган в Домском соборе в Риге. Есть прекрасные инструменты и в других городах. Очень нравится орган в Вильнюсе, в картинной галерее (прим. ред.: сейчас здание возвращено католикам, там располагается кафедральный собор), фирмы «Александер Шуке», немецкий. В Пицунде прекрасный инструмент, тоже немецкий. Они все разные. Играть на хороших инструментах – большое удовольствие.
Побольше Вам таких удовольствий! А есть ли у Вас в репертуаре самая-самая любимая вещь? И что хотелось еще исполнить?
— Одной любимой вещи у меня нет. Для органа много хорошей музыки. В первую очередь, конечно, произведения Баха – непревзойденная вершина музыки для великого инструмента, а произведений у него свыше тысячи, и мною сыграно еще далеко не все. Также люблю играть романтику — Листа, Мендельсона, Франка. И тут еще не все сыграла.
А из современной органной музыки, и, в частности, молдавской, есть любимые произведения, ведь и молдавские композиторы пишут для органа?
— В прошлом году довелось быть на международной конференции в Москве, посвященной органной музыке. Выступала с докладом «Органная музыка молдавских композиторов», привезла записи, ноты. Доклад вызвал очень большой интерес, многие были поражены, как много чудесной органной музыки создано в Молдове. Всех молдавских композиторов и не перечислить. Из старой школы назову Гурова Леонида Симоновича, с которым мне посчастливилось быть знакомой, он написал концерт для арфы и органа с оркестром, Тудора Кирияка – автора «Миорицы» для голоса и органа. Многие современные композиторы пишут для органа — Геннадий Чобану, Владимир Беляев, Владимир и Николай Чолак…
Вы часто посещаете международные музыкальные события, фестивали?
— Совсем недавно приехала с фестиваля – была в Виннице. Там проходил Х международный фестиваль имени Петра Ильича Чайковского и Надежды Филаретовны фон Мекк — меценатки, покровительствовавшей композитору. Имение супругов фон Мекк находилось под Винницей, в поселке Браилов, сейчас оно превращено в государственный музей (прим. ред.: Чайковский с фон Мекк никогда не встречался, но приезжал в имение трижды в отсутствие хозяев, написал там оперу «Орлеанская дева», множество романсов и др.). В фестивале участвовали музыканты из 10 стран, было 2 органиста.
Где в Виннице располагается орган? Как у нас, в специальном органном зале?
— В монастыре капуцинов, в храме Пресвятой Девы Марии Ангельской. Там, в монастыре, я и жила, капуцины меня кормили. Фестиваль очень интересный, у него много поклонников.
Педагогическая работа занимает не меньше места в Вашей жизни, чем творчество музыканта- исполнителя. А еще есть Ваше детище – ансамбль «Барокко». Его состав постоянно меняется, так как выпускники лицея Рахманинова покидают не только школу, а и ансамбль. Трудно, видимо, поддерживать должный, завоеванный, уровень с постоянно обновляющимся коллективом?
— Тяжеловато. Нелегко приходится, когда происходит переход, пару месяцев не выступаем, репетируем. Но потом быстро все становится на свои места. И мне даже кажется, что с каждой переменой звучим еще лучше.
А как складывается судьба выпускников, поддерживаете ли с ними контакты?
— О! Они — во всех странах мира: в Румынии, в Германии, США, в Москве, в Петербурге, но некоторые остаются и у нас, поступают в консерваторию. Из-за большого объема работы в лицее времени на постоянную переписку с выпускниками не остается. Однако мы друг друга не забываем. Вот, к примеру, недавно мне написал композитор из Америки, услышавший наш ансамбль в интернете. Обратился с просьбой, чтобы мы выучили его произведение. А порекомендовала ему нас девочка из первого состава «Барокко», которая давно в США живет.
Что для Вас в жизни важно, кроме музыки и педагогической работы?
— Мне посчастливилось – закончила Московскую консерваторию по двум специальностям. Наряду с дипломом органистки у меня еще и диплом теоретический. В Молдове сохранилась хорошая теоретическая – музыковедческая – школа, и мне очень хочется сделать все, вместе с другими, чтобы не опустить этот уровень, чтобы он только поднимался. Надо, чтобы музыканты осознали, как важна эта база. Музыкант, который только играет или поет – еще не музыкант.
Труднее ли сегодня работать с детьми, чем прежде, когда общий уровень дисциплины, послушания был выше?
— Есть такой момент. Но это нынешним ученикам труднее, чем было нам. Высока степень нагрузки, да еще очень расхолаживает телевизор и интернет. Завлекает-отвлекает, и нередко тем, чего и не надо было бы им знать. Из-за этого меньше читают. Более нервные, больше устают, следовательно, что объективно, больше пропускают. Хотя в музыкальном лицее самые лучшие дети – они много трудятся.
И сегодня трудятся не меньше, чем раньше?
— Конечно. Выхода другого нет.
Вы любите Молдову, Кишинев. А какие места в Кишиневе — излюбленные?
— Замечательный город, весь его люблю. Обожаю верхнюю часть города, да и нижнюю тоже. Знаю, в каком доме кто раньше жил. Люблю читать об истории Кишинева. Он, может быть, не такой светский и большой, как, скажем, Одесса или Киев, но очень уютный и зеленый, и у нас в Кишиневе и в Молдавии в целом очень хороший народ. Молдаване, коренное население замечательные люди, трудолюбивые, ну и мы стараемся. Думаю, вместе у нас хорошо получится.
Свободное время бывает?
— Мало!
Как Вы его проводите?
— Стараюсь что-нибудь приготовить. Создать дома уют.
Увлекаетесь кулинарией?
— Это не увлечение. Люблю покушать, следовательно — люблю готовить. Но, скажем, печь пироги люблю. Дрожжевые, по рецепту моей бабушки, с капустой, с луком-яйцами, с другой начинкой – по сезону. Гостям они нравятся. Стараюсь на все праздники печь пироги.
Спасибо за беседу!
— Позвольте в завершение сказать: в нашем народе есть очень хорошая черта – это добрые миролюбивые люди. И потому я верю, что наш край будет процветать. Сейчас экономические трудности во всем мире. И мы не исключение, и в связи с этим на культуру не так много выделяется средств. Но есть вещи, на которых нельзя экономить. 16 мая ушла из жизни Мария Лукьяновна Биешу – наш корифей. Она передает эстафету оставшимся. Кто-то должен ее подхватить. Мария Биешу сделала для страны столько, сколько во всем мире редко кто делает. Она – единица самого высокого уровня. Среди всех величайших музыкантов мира. Такие люди рождаются раз в эпоху. Необходимо кому-то подхватить ее дело, продолжить. Мы обязаны.
Вы имеете в виду фестиваль «Мария Биешу приглашает»? А если у государства не найдется денег?
— Не имеем права предавать ее. Те, кто могут, должны это сделать. Мы, музыканты, поддержим, сделаем все, что в наших силах. Были бы только силы, был бы мир — будет все хорошо!
Материал подготовлен: Кудрявцева Елена
Нет связанных постов
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012