Пермь празднует 10-летие органа. Он зазвучал в декабре 2003 года в новом концертном зале Пермской филармонии. И это событие стало точкой отсчёта музыкального будущего Пермского края…

Гарри Гродберг, единственный народный артист России в сфере органного исполнительства, кавалер ордена Почёта и ордена «За заслуги перед Отечеством», солист Московской филармонии, выступающий в разных странах мира уже более 50 сезонов, рассказывал:

— Нигде в Европе нет таких больших филармонических органных концертов, подобных нашим. Нигде нет такого интереса к органному искусству у рядовых слушателей.

У Пермской филармонии появились новые перспективы и возможности для осуществления самых смелых проектов. В Органном зале — стильном и светлом, как утверждают и исполнители, и слушатели, — не только особая акустика, но и особая, наполненная духовностью аура. Все это — во многом благодаря органу, интерес к звучанию которого в Перми стабильно высок. За 10 лет в Органном зале Пермской филармонии побывали сотни органистов — солисты, дуэты, ансамбли из 28 стран мира. Было дано более 300 сольных органных концертов и несколько сот концертных программ с участием короля инструментов, которые посетило более 250 тыс. слушателей! В новое звуковое поле по инициативе филармонии включились и разные уголки края: на карте выездов органа-позитива — более 20 малых территорий.

В чём она — магия этого инструмента?

Орган выражает «глубочайшие и могущественнейшие стремления человеческого духа». И только у него, у органа, есть тот «величественный, идущий как будто из вечности голос…» — так написал ещё в XIX веке русский музыкальный критик Владимир Стасов, одна из самых колоритных фигур отечественной культуры. Известно, что название «орган» принадлежит французскому поэту и композитору XIV века Гийому де Машо. А история органа насчитывает более 28 столетий. Предшествовала рождению этого грандиозного инструмента, представьте себе, скромная флейта Пана. Античная легенда рассказывает, что бог лесов и полей, влюблённый в нимфу, сделал себе флейту из тростинок разной длины, после того как любимая превратилась в тростник. В игре на флейте Пан находил утешение.

Специалисты утверждают: «двух одинаковых органов не бывает». Колеблющийся воздушный столб внутри трубки — основа звучания всех духовых инструментов, в том числе и органа. От длины этого столба и частоты колебаний зависит высота звука. В пермском органе, изготовленном фирмой Glatter-Goetz Orgelbau GmbH из Германии, таких труб — 2382. Орган в немецком языке, кстати, женского рода. Да-да, die Orgel. Клавишно-духовой инструмент. Высота пермского органа — 7,5 метров. Вес — около 15 тонн. Наш красавец — в корпусе из белого ясеня. Трубы — из традиционного сплава свинца с оловом. Олово придаёт звуку яркость, свинец — бархатистость. Самая заметная часть органа — проспектные трубы. Есть и сотни других, звучащих как струнно-смычковые или духовые. А еще — 40 регистров с рукоятками на пульте. Управляет сложным устройством органист, находящийся за кафедрой, или «игральным столом» (Spieltisch). Публика в момент звучания видит лишь спину музыканта. Руки его — на трёх клавиатурах — мануалах. Ноги — на педалях, приводящих в движение басовые трубы. Органист должен координировать в игре абсолютную независимость рук и ног.

Впрочем, это видимые процессы. Тайна — она внутри: меха, мотор, электроника и даже компьютер. Сложное инженерное сооружение высотой с трёхэтажный дом. Царство мастеров. Собирали и «интонировали» орган пять специалистов из Германии. Теперь право входа в святая святых — лишь у Михаила Копельникова, заслуженного артиста России. Уже 10 лет он наш органный мастер.

Каким было ваше первое впечатление от органа?

— Самое первое впечатление от встречи с инструментом — в 2000 году в Саратове, где я проходил стажировку. Мне показалось, что это реактивный самолёт, такая лавина звуков и громада технических конструкций… Потом три месяца я принимал непосредственное участие в строительстве нашего, пермского, органа. Испытывал удовлетворение, что в городе появился свой орган. С другой стороны — волнение, смогу ли я обслуживать такой сложный инструмент. За эти 10 лет я работал с исполнителями мирового уровня, и ни один не высказал претензий к состоянию органа.

Как следить за «здоровьем» инструмента?

— После почти пяти лет эксплуатации органа и для обеспечения сохранности возникла необходимость в проведении диагностики состояния Органного зала. Исследования показали, что действующая на тот момент система кондиционирования недостаточна для обеспечения температурно-влажностного режима в зале. Особенно в зимний период. В связи с этим систему кондиционирования усовершенствовали и встроили в неё специальную установку очистки и увлажнения воздуха «Эко-Веста». С тех пор установка позволяет стабильно удерживать требуемый для органа влажностный режим в любое время года (от 40 до 60%) и уровень температуры (не более 20С).

Изредка захожу внутрь органа с пылесосом. По рекомендациям изготовителей это надо делать раз в 20 лет. Очень сложная процедура. Нужно случайно ничего не задеть. Главная заповедь, как у врача, — «не навреди!». Системно обследуем «пациента» с привлечением настройщика — куратора органа Штефана Штюртера из Германии. По мнению зарубежных и отечественных исполнителей, выступавших на сцене краевой филармонии, пермский орган, отмечающий первый 10-летний юбилей, находится в прекрасном техническом состоянии.

Есть ли у органа свои секреты?

— Мотор у нашего органа электрический, а в памяти компьютера может храниться до 4000 комбинаций регистровок (Zetter-комбинации). Каждый органист региструет произведения по-своему, даже знаменитую Токкату и фугу ре минор Баха все исполняют и региструют по-разному. Эти регистровки — своеобразная интеллектуальная собственность исполнителя.

Каким вы видите будущее пермского органа?

— Жить ему ещё лет 100!!! Срок эксплуатации — фактически безграничен!

В России, кстати, уникальный инструмент всегда был атрибутом светского музицирования. С появлением на рубеже XIX-XX столетий органов в Петербургской и Московской консерваториях начинается традиция органных концертов.

Искусные украшения, декор с резьбой по дереву — это прошлое инструмента. Сегодняшняя тенденция — простота и строгость внешнего облика.

…Она часто играет на органе ночью. Одна. И тогда возникает ощущение чуда, нереальности. Ощущение космоса. Только с морем звуков.

— К органу идёшь, как на исповедь: должен быть чист и смиренен, должен думать о высоком и истинном, — говорит Евгения Камянская, солистка Пермской филармонии, органистка, пианистка и клавесинистка.

Изменились ли за эти годы Ваши взаимоотношения с органом? — интересуюсь у пермской исполнительницы.

— Осталось ощущение непостижимости. Орган подчиняет себе и многого требует. Он же, словно живое существо, заряжает энергетически, даёт силы. Для меня и, как мне кажется, для слушателей это источник духовного наполнения.

Как орган повлиял на музыкальную жизнь Перми? — а это уже вопрос к директору Пермской филармонии Галине Кокоулиной.

— За 10-летие существования Органного зала музыкальный мир звучащих композиций расширился до необозримых масштабов. Новые концертные программы, премьеры, яркие музыкальные проекты на сцене Органного зала стали неотъемлемой визитной карточкой филармонии. Один из главных таких брендов — Международный фестиваль органной музыки, который уже признан музыкальной и культурной общественностью грандиозным по насыщенности событиями, эксклюзивности программ, презентации новых исполнительских имён.

В этом, юбилейном для пермского органа, году состоялся уже VIII по счёту Международный фестиваль органной музыки. У этого музыкального форума есть свои отличительные черты. Его уникальный даже в мировом масштабе формат «Орган + » предполагает участие в концертах вместе с органом и музыкальных коллективов, и солистов. За годы существования фестиваля в этом формате выступали и оркестры, и хоровые коллективы, были подключены смежные виды искусств — кино, литература, живопись, видеоинсталляции, хореография. С органом звучали и саксофон, и аккордеон, и арфа, и скрипка, и труба и др.

Международные фестивали — достояние не только жителей краевой столицы, но и всего прикамского региона. Гастрольная карта пермского органа (а точнее, его младшего брата — органа-позитива, который вывозят «в люди») охватывает множество территорий: Краснокамск и Добрянка, Лысьва и Соликамск, Березники и Верещагино, Кунгур и Чернушка, Губаха и Чайковский, Кудымкар и Чусовой, Култаево, Нытва, Сылва, Уральский… Благодаря такой инициативе руководства филармонии слушателями международных органных фестивалей стали тысячи жителей Прикамья.

Король инструментов и его младший брат — позитив — непременные участники и других интересных проектов филармонии — «Летних органных вечеров», «Орган в четыре руки» и др.

Орган — инструмент высокоинтеллектуальный. Он покоряет каждого, кто хоть раз услышал его тембр и мощь. В филармонической афише есть программы на любой вкус, для любой возрастной категории — от маленьких детей, которые приходят с родителями послушать музыкальные сказки у органа («Петя и волк», «Чипполино», «Бременские музыканты», «Иван-царевич и серый волк», — это программы только этого сезона). Есть абонементные циклы для детей и молодёжи, в том числе инновационного характера, («Орган в стиле экшен» с мультимедийными элементами и интерактивным общением). Есть концерты, в которых участвуют юные таланты Перми, среди них и начинающие органисты — ученики детских музыкальных школ города, но главное — учащиеся Детской органной академии. У пермского органа много юных поклонников.

Орган — инструмент, что называется, «с историей». Как он вписывается в современную действительность?

— На органе играют музыканты разных поколений, разных школ, разных исполнительских традиций. На нём прекрасно звучит и современная академическая музыка, и джаз. На закрытии последнего органного фестиваля вместе с органистом из Бельгии Яном Вермайером выступал пермский DJ Александр Пьянков, который создавал электронные сэты на специальной клубной аппаратуре. А танцовщица Петра Сандра Веермерш импровизировала в манере contemporary dance. Орган, на мой взгляд, очень современный инструмент.

10-летие своей главной гордости Пермская краевая филармония решила отметить беспрецедентным проектом под названием «Органный Weekend». Все декабрьские выходные дни — 7 и 8, 14 и 15, 21 и 22, 28 и 29 декабря на сцене Органного зала звёзды мирового исполнительского искусства — выдающиеся органисты из Германии, Италии, Дании, Франции, Финляндии, Нидерландов и России. Кульминация цикла — гала-концерт представителей самых разных органных школ и направлений, который состоится 20 декабря в 19.00 в Органном концертном зале. Кроме того, три выездных вечера с органом-позитивом состоятся в крае.

Каждый орган неповторим, как неповторим каждый большой художник. Акустика зала, его интерьер, температура и влажность воздуха и даже дыхание публики — почва для рождения чуда, называемого музыкой. Поэтому музыканты приходят к нему с любовью и с трепетом, потому что нет ничего более важного и созидательного в человеческой жизни, чем извечное стремление к добру, красоте и гармонии. Но с не меньшим трепетом в Органный зал приходят слушатели — поклонники Короля инструментов, чтобы под величественное звучание его труб снова и снова наполнять свою жизнь яркими чувствами. Ааре-Пауль Латтик, лауреат международных конкурсов, президент Эстонского общества органистов (Эстония):

— Органы бывают разные. И у каждого свой «голос», к каждому нужно подобрать правильные «ключи». И постигать это можно всю жизнь. Спасибо Пермской краевой филармонии, что она дала мне возможность познакомиться с ещё одним инструментом — пермским. Замечательно, что у вас есть такой достойный инструмент, такой удивительный зал и, конечно, благодарный слушатель. Мне очень нравится российская публика. Эрвин Вирсинга, органист реформистской церкви в городе Родене (Нидерланды), знаток исторических органов:

— Искренне изумлён качеством звучания пермского инструмента. Но для слушателя, конечно, главнее, что здесь очень приятная акустика и прекрасный орган, чьи сорок регистров позволяют добиться отличного звука. Остальное — дела мастерства и таланта исполнителя.

Роман Перуцкий, органист (Польша):

— В Органном зале Перми очень хороший инструмент. На этом органе можно сыграть все стили: старинную музыку — Баха и то, что было до него, а также романтические сочинения. А для этого, поверьте, нужен хороший инструмент — такой, как у вас, передающий даже мельчайшие оттенки звука.

Константин Волостнов, органист (Москва):

— Всегда рад бывать в Перми, как раз потому что впечатления от здешней публики — одни из самых приятных. Слушатели, которые ходят в Органный зал, отлично разбираются в музыке, понимают и тонко её чувствуют. Я с большим удовольствием не первый год сотрудничаю с краевой филармонией. Превосходная организация — и фестиваля, и абонементных концертов. К тому же пермской орган — прекрасный инструмент, позволяющий играть любой репертуар. Я каждый раз его всё больше люблю и открываю в нём всё новые и новые возможности.

Рода Скотт, органистка (Франция-США):

— Говорят, играть джаз на классическом органе — всё равно что танцевать со слоном. Но, порепетировав на пермском органе, могу сказать, что это маленькое сокровище. Я чувствовала себя за этим инструментом очень комфортно.

Уильям Уайтхед, член Королевского колледжа органистов, член-корреспондент Королевской академии музыки (Великобритания):

— В Перми прекрасный инструмент и замечательный Органный зал. Могу сказать, что в Англии ничего подобного нет. У нас много церквей, старинных соборов, где установлены инструменты. Но нет ни одного концертного зала, специально построенного под орган.

http://spb.media-office.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.