На кафедре органа и клавесина Консерватории им. Римского-Корсакова вновь готовятся к наплыву абитуриентов. Там традиционно самый большой вступительный конкурс по ВУЗу — 3 человека на место.  Правда, понятие массовость здесь относительно — органисты — товар штучный.  Как искать работу редким специалистам, выясняла Мария Чайковская.

Владимир Суздалевич — один из первых выпускников класса органа петербургской консерватории.  Сразу после окончания — работу по специальности нашел лишь в Норвегии. Там в каждой церкви штатный органист на приличном окладе — в 3 тысячи евро. Правда, не все так гладко, как кажется на первый взгляд.

С недавнего времени репертуар здесь строго регламентируется священником. Еще одно ожидаемое новшество — уход  церкви с государственного финансирования. Тогда в Норвегии могут вовсе пропасть ставки церковных канторов, а за ними — сократятся места и на факультете в местной консерватории. В Петербурге сокращение прошло несколько лет назад. В этом году — последний массовый выпуск —  аж четыре дипломированных органиста. Теперь на кафедру органа и клавесина поступает по одному студенту в год.

Правда, отечественные реформы связаны не с религией, а с образованием — сокращением бюджетных мест.  Органистом можно стать, но уже за деньги.

Даниэль Зарецкий, заведующий кафедрой органа и клавесина:

«Но с прошлого года резко возросла стоимость, и она сейчас составляет 180 тысяч рублей в год.  А в Германии, например, 500 евро за год и то не везде. Вы понимаете, куда будет переправлен весь поток наших талантливых музыкантов».

Вот один из потока начинающих талантов из хорового училища имени Глинки. Таких органистов здесь около 10 человек. Продолжать образование дальше в родном городе  им будет явно проблематично — мест в высшей школе для всей не хватит.  Но и после окончания ВУЗа устроится официально работать за любимым инструментом — не просто. Орган не пианино, встречается редко.

Елизавета Панченко, органист:

«Если бы я жила только на доходы от исполнения, проектирование и генерирование органной музыки, пожалуй, действительно трудно. Организм кушать хочет, поэтому я здесь работаю не только преподавателем органа, я концертмейстер».

На органе Елизавета Панченко играет в собственном ансамбле, надеется в будущем на бурную концертную деятельность. Об этом же мечтаем и Владимир Суздалевич. В Петербурге у него существует свой хор, но на его развитие денег нет.  В Осло — материальные проблемы волнуют меньше, зато творчества не хватает.

Желающих виртуозно играть фуги Баха на короле всех инструментов, так когда-то называли орган, в Петербурге довольно много, получать бесплатное высшее образование по факту негде, а уезжать в другие страны нет желания — такова российская музыкальная действительность. И вместе с тем, необъяснимы поступки таинственной и противоречивой  русской души.

http://lenta78.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.