- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Гарри Гродберг: «Отдыхаю после обеда, а в голове играет Бах»
Фото: Александр Катеруша
Гарри Гродберг: «Отдыхаю после обеда, а в голове играет Бах»
Известный органист, Народный артист России дал интервью «Комсомолке» накануне концерта в Калининградской филармонии
Своей очередной концерт в филармонии Гарри Гродберг даст в пятницу, 25 апреля. Выступление переносилось несколько раз, и вот уже во вторник маэстро приступил к репетициям в концертном зале. Нашел Гарри Яковлевич время и для встречи с «Комсомолкой».
О ГЛАВНОМ
— У всех нас есть дела и проблемы. В жизни надо видеть основное. Объять необъятное невозможно, поэтому сосредотачиваюсь на главном. А главное в моей жизни – большие концерты в Москве. Я работаю 59-й сезон солистом Московской филармонии. Концерты проходят практически каждый месяц и они – главная задача моей жизни. Я могу себя назвать главным органистом города Москвы. Городской органист – такая должность когда-то была в средневековье. Сегодня это я, поскольку я единственный органист в Москве который играет уже много-много лет. В сезоне я играю 10 или 11 раз. Стало быть разные программы и много репетиций. Все это заполняет мою жизнь.
ОБ ОРГАНАХ
— Я играл на разных органах. В том числе на уникальных старинных, например, на органе Зильбермана в Германии. Но не все они соответствуют современным требованиям концертной жизни. Они как мамонты. Их минус в том, что они созданы очень давно, в определенную эпоху, а музыкальная и культурная жизнь развивается, появляются новые течения и стили.
В Московской филармонии в моем распоряжении лучший орган, которым обладает Российская держава. У него колоссальные возможности, это лучший орган из тех, которые стоят в концертных залах Европы. Я говорю так, потому что органы еще стоят в кафедральных соборах и церквах.
ПРО АКУСТИКУ
— Многое зависит от акустики. В зале может стоять очень хороший орган, но если акустика там избыточная, то будет очень большой отзвук. Такое часто случается в больших соборах. Там может быть отзвук 5 или 6 секунд, даже 8 секунд. Это не способствует качеству игры на органе, поскольку предыдущее звучание налезает на последующее и получается каша, ведь органная музыка в основном полифоническая, то есть многоголосая. В хороших концертных залах акустика часто бывает удачной, как в зале Чайковского в Москве, когда эхо около 3 секунд и это идеальная акустическая ситуация для восприятия органной музыки.
О ЛЮБИМОМ БАХЕ
— Я беззаветно люблю Баха. Это нетрудно. Вы же беззаветно любите Куршскую косу. Это не ваше достижение. Это прекрасное природное место. А Бах – это гениальная музыка на все времена и любить ее это вовсе не подвиг. Баха любит половина образованного и преосвященного мира. Это главный композитор Земли по популярности и гениальности.
О НИХ И О НАС
— Я был в 90 городах Германии и играл там на многих органах. Но Россия на сегодняшний день является настоящей органной державой. Я сужу по интересу, который публика проявляет к Баху и к концертам. Во многих местах Европы органные концерты плохо посещаются. Там не любят органную музыку по-настоящему. Потому что слышат ее они на богослужениях и праздниках, они с ней выросли. Это не что-то особенное, это не событие для них. А орган – даже низменное, ежедневное. Они не любят Баха. Играют его одно, два, может, три сочинения. Но целые концерты Баха в Европе редкость.
В этой области мы Запад опережаем по многим показателям. Хотя бы по тому, в каком состоянии находятся наши органы. Каждый орган у нас имеет мастера, который отвечает за его состояние. А там мастера приглашают на праздники: на Пасху, на Рождество. Приезжает человек из фирмы, которая не очень заинтересована в том, чтобы орган был в хорошем состоянии. Иначе они теряют свой бизнес! Наоборот, им нужно, чтобы орган был немножко не в порядке.
В Европе я сталкиваюсь с органами, которые не совсем точно и квалифицированно настроены, как это бывает на моих концертах в концертном зале Чайковского. Там пылинки нет в органе, потому что я слежу за этим, и все об этом знают.
ПРО КЛАССИКОВ
— На органе играют классику. Есть и другие жанры, например, эстрадная музыка. Но это другая музыкальная страна, с которой я не имею дела, она мне не интересна.
Самая лучшая и гениальная музыка написана именно классиками. И это уже большая и богатая музыкальная страна не только Баха, но и Моцарта, Вивальди, многих других. Есть и современная музыка органная – имеется ввиду современная не в плане джаза, а по эпохе и по времени. К ней относится знаменитый французский композитор Оливье Мессиан, который тоже уже стал классикой в своей области.
ПРО СОВЕСТЬ
— Я не делаю никаких специальных упражнений для пальцев, тренировок для рук. У меня ест одно «специальное» – это совесть и моя любовь к музыке, Баху и вам, мои слушатели. Без слушателя не может быть высокого искусства. Настоящее исполнительское искусство напоминает служение, в этом есть даже что-то религиозное. Я служу людям и хочу сделать им приятное, хочу сделать их лучше. Я знаю, что меня называют Патриархом. К сожалению, скорее по моему возрасту, нежели по моей деятельности. А если по музыкальной деятельности, то это очень приятно.
ПРО ОТДЫХ
— Я не отдыхаю от музыки. Музыка это моя жизнь и радость. Благодаря ей я в свои 85 лет еще жив. Это жизненный эликсир и он продлевает мою жизнь.
Настоящий музыкант все время в работе, он все время хочет совершенствоваться. Я иногда лежу и отдыхаю после обеда и мысленно пропускаю через себя сочинения, которые играл или буду играть. Это как смотреть фильм на медленной скорости. Я анализирую: как это было, как я играл, где был неубедительный темп, где я играл неточно.
http://kaliningrad.kp.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Звезды на Байкале-2013: органист Гарри Гродберг не приедет в Иркутск Артист заболел и отменил концерты Буквально на прошлой неделе иркутяне...
- Гарри Гродберг и его коллеги-музыканты из Германии, Литвы, Польши и России примут участие в фестивале «Бахослужение» в Калининграде Корр.ИТАР-ТАСС Владимир Нуякшев/. «Звездные» музыканты из России, Германии, Литвы...
- 1 февраля в Калининграде выступит Гарри Гродберг Народный артист России в рамках своего концертного турне сыграет...
- После долгой паузы церковный орган зазвучал вновь 8 сентября этого года орган церкви поселка Маарья-Магдалена (Йыгевамаа), который...
- Играет Давид Шольмайер (Германия) Благотворительный фонд «Искусство добра» Концерты органной, духовной и старинной музыки...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012