Фото: Александр Катеруша

Гарри Гродберг: «Отдыхаю после обеда, а в голове играет Бах»

Известный органист, Народный артист России дал интервью «Комсомолке» накануне концерта в Калининградской филармонии

Своей очередной концерт в филармонии Гарри Гродберг даст в пятницу, 25 апреля. Выступление переносилось несколько раз, и вот уже во вторник маэстро приступил к репетициям в концертном зале. Нашел Гарри Яковлевич время и для встречи с «Комсомолкой».

О ГЛАВНОМ

— У всех нас есть дела и проблемы. В жизни надо видеть основное. Объять необъятное невозможно, поэтому сосредотачиваюсь на главном. А главное в моей жизни – большие концерты в Москве. Я работаю 59-й сезон солистом Московской филармонии. Концерты проходят практически каждый месяц и они – главная задача моей жизни. Я могу себя назвать главным органистом города Москвы. Городской органист – такая должность когда-то была в средневековье. Сегодня это я, поскольку я единственный органист в Москве который играет уже много-много лет. В сезоне я играю 10 или 11 раз. Стало быть разные программы и много репетиций. Все это заполняет мою жизнь.

ОБ ОРГАНАХ

— Я играл на разных органах. В том числе на уникальных старинных, например, на органе Зильбермана в Германии. Но не все они соответствуют современным требованиям концертной жизни. Они как мамонты. Их минус в том, что они созданы очень давно, в определенную эпоху, а музыкальная и культурная жизнь развивается, появляются новые течения и стили.

В Московской филармонии в моем распоряжении лучший орган, которым обладает Российская держава. У него колоссальные возможности, это лучший орган из тех, которые стоят в концертных залах Европы. Я говорю так, потому что органы еще стоят в кафедральных соборах и церквах.

ПРО АКУСТИКУ

— Многое зависит от акустики. В зале может стоять очень хороший орган, но если акустика там избыточная, то будет очень большой отзвук. Такое часто случается в больших соборах. Там может быть отзвук 5 или 6 секунд, даже 8 секунд. Это не способствует качеству игры на органе, поскольку предыдущее звучание налезает на последующее и получается каша, ведь органная музыка в основном полифоническая, то есть многоголосая. В хороших концертных залах акустика часто бывает удачной, как в зале Чайковского в Москве, когда эхо около 3 секунд и это идеальная акустическая ситуация для восприятия органной музыки.

О ЛЮБИМОМ БАХЕ

— Я беззаветно люблю Баха. Это нетрудно. Вы же беззаветно любите Куршскую косу. Это не ваше достижение. Это прекрасное природное место. А Бах – это гениальная музыка на все времена и любить ее это вовсе не подвиг. Баха любит половина образованного и преосвященного мира. Это главный композитор Земли по популярности и гениальности.

О НИХ И О НАС

— Я был в 90 городах Германии и играл там на многих органах. Но Россия на сегодняшний день является настоящей органной державой. Я сужу по интересу, который публика проявляет к Баху и к концертам. Во многих местах Европы органные концерты плохо посещаются. Там не любят  органную музыку по-настоящему. Потому что слышат ее они на богослужениях и праздниках, они с ней выросли. Это не что-то особенное, это не событие для них. А орган – даже низменное, ежедневное. Они не любят Баха. Играют его одно, два, может, три сочинения. Но целые концерты Баха в Европе редкость.

В этой области мы Запад опережаем по многим показателям. Хотя бы по тому, в каком состоянии находятся наши органы. Каждый орган у нас имеет мастера, который отвечает за его состояние. А там мастера приглашают на праздники: на Пасху, на Рождество. Приезжает человек из фирмы, которая не очень заинтересована в том, чтобы орган был в хорошем состоянии. Иначе они теряют свой бизнес! Наоборот, им нужно, чтобы орган был немножко не в порядке.

В Европе я сталкиваюсь с органами, которые не совсем точно и квалифицированно настроены, как это бывает на моих концертах в концертном зале Чайковского. Там пылинки нет в органе, потому что я слежу за этим, и все об этом знают.

ПРО КЛАССИКОВ

— На органе играют классику. Есть и другие жанры, например, эстрадная музыка. Но это другая музыкальная страна, с которой я не имею дела, она мне не интересна.

Самая лучшая и гениальная музыка написана именно классиками. И это уже большая и богатая музыкальная страна не только Баха, но и Моцарта, Вивальди, многих других. Есть и современная музыка органная – имеется ввиду современная не в плане джаза, а по эпохе и по времени. К ней относится знаменитый французский композитор Оливье Мессиан, который тоже уже стал классикой в своей области.

ПРО СОВЕСТЬ

— Я не делаю никаких специальных упражнений для пальцев, тренировок для рук. У меня ест одно «специальное» – это совесть и моя любовь к музыке, Баху и вам, мои слушатели. Без слушателя не может быть высокого искусства. Настоящее исполнительское искусство напоминает служение, в этом есть даже что-то религиозное. Я служу людям и хочу сделать им приятное, хочу сделать их лучше. Я знаю, что меня называют Патриархом. К сожалению, скорее по моему возрасту, нежели по моей деятельности. А если по музыкальной деятельности, то это очень приятно.

ПРО ОТДЫХ

— Я не отдыхаю от музыки. Музыка это моя жизнь и радость. Благодаря ей я в свои 85 лет еще жив. Это жизненный эликсир и он продлевает мою жизнь.

Настоящий музыкант все время в работе, он все время хочет совершенствоваться. Я иногда лежу и отдыхаю после обеда и мысленно пропускаю через себя сочинения, которые играл или буду играть. Это как смотреть фильм на медленной скорости. Я анализирую: как это было, как я играл, где был неубедительный темп, где я играл неточно.

http://kaliningrad.kp.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.