- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Французская меланхолия
Хор выступил 27 февраля в Органном зале Пермской филармонии вместе с французским органистом Сильвеном Плюйо. Плюйо в Перми уже в третий раз. Это один из тех исполнителей, которые, побывав раз на Международном органном фестивале, заработали второе приглашение (таких — считаные единицы). Теперь органист кафедрального собора в Дижоне прибыл уже в рамках абонемента «Современность… Традиции… Чувства…», посвящённого хоровой музыке.
Несмотря на то что концерт назывался «Новая французская музыка», Плюйо начал с немцев (в кулуарах он признавался, что, несмотря на его патриотический интерес к французской музыке, любимым композитором он считает всё-таки Баха). В первом отделении самым эффектным и любопытным было исполнение первой части Пятой симфонии Бетховена — той самой, где «судьба стучится в дверь». Исполнитель сам сделал транскрипцию для органа, стараясь показать, насколько этот инструмент адекватен для передачи оркестровых произведений. И хотя пермский орган к числу больших симфонических органов никак не относится, эффект удался: получились и контрастные переходы от pianо к полнозвучному forte, и — особенно — эффект «наплыва» звуков друг на друга, какого можно достичь лишь на органе да ещё на электронике, — новая мелодия начинается, пока старая ещё не затихла.
После Бетховена настал момент знакомства с героем вечера — французским композитором и органистом ХХ века Морисом Дюруфле. Во Франции он является весьма уважаемой фигурой, однако в мировом масштабе его наследие ещё ждёт многочисленных открытий. Одним из таких открытий стал «Реквием», впервые прозвучавший в Перми в этот вечер.
Исполнение «Реквиема» предварялось двумя небольшими пьесами Дюруфле, одна из которых написана на имя Alain, используя буквенное обозначение нот музыкальной темы, и посвящена памяти композитора Жана Алена, погибшего на фронте Второй мировой войны в возрасте 29 лет. Это очень показательная вещь — прежде всего в плане тематики: военные годы пришлись на середину жизни Дюруфле, и всё его последующее творчество так или иначе перекликается с военными впечатлениями.
Будучи человеком, воспитанным в строгом католичестве, и органистом, постоянно имеющим дело с духовной музыкой, композитор использовал её язык для передачи этого экзистенциального опыта. «Реквием», написанный в 1947 году, — одно из таких произведений. В его основе — текст католической мессы и мелодика григорианских хоралов, наложенная на импрессионистические музыкальные переливы. Именно в этот момент на сцене появился Уральский камерный хор, для которого исполнение «Реквиема» стало очередной премьерой.
У этого коллектива чуть не каждая программа — премьерная, за что, конечно, надо благодарить Пермскую филармонию, которая опекает и продюсирует хор, даёт ему возможность выступать за рубежом, а в Перми — в лучших залах.
По замыслу автора, хор «отвечает» в «Реквиеме» за старинную традицию, а за свежее дыхание импрессионизма «отвечает» орган. Это очень трогательное сочетание. Правда, в оригинале должен играть ещё камерный оркестр, но в пермском варианте, где оркестра не было, роли в этом музыкальном спектакле распределились чётко и полярно, что усиливало драматизм «Реквиема».
Многозначительной и очень важной особенностью произведения Дюруфле является его эпилог, который называется In Paradiso («В раю»). Это неканоническое включение, которого нет ни в одном другом реквиеме, очень важно для автора: эпилог показывает, что, пройдя через страдания вещного мира, которые для Дюруфле выразились в трагедии мировой войны, человек всё равно остаётся достойным спасения и способным постигать прекрасное и испытывать радость. Этот гуманистический, оптимистический и очень искренний порыв — главное, что делает «Реквием» Дюруфле шедевром.
Те, кто пропустил премьеру «Реквиема», многое потеряли, поскольку это был по-настоящему «штучный» концерт: Сильвен Плюйо уехал домой, и когда теперь хор филармонии повторит сочинение Дюруфле — неизвестно. Но истинных поклонников УГКХ спешим обрадовать: уже 8 апреля их ждёт ещё одна премьера от Уральского государственного камерного хора. А 30 апреля прославленный коллектив приглашает на традиционный концерт, посвящённый празднику Светлой Пасхи.
http://www.nk.perm.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Французская органистка Нарине Симонян в Киеве Analitika.at.ua. 27.11.2008 В Киеве в Национальном доме органной и камерной...
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012