Совсем недавно в Калининграде завершился очередной этап Первого Всероссийского музыкального конкурса в номинации ОРГАН. Определись лауреаты: I премию получил Евгений Авраменко (Москва), II-ю – Александр Новоселов (Санкт-Петербург), III премия на этот раз не присуждалась. Корреспондент «Трибуны» встретился с победителем конкурса Евгением Авраменко – исполнителем «со стажем», играющем на одном из красивейших и загадочном музыкальном инструменте…

Как в вашей жизни появился инструмент орган?

С тринадцати лет я пытаюсь постичь это трудное ремесло. Музыкой начал заниматься с пяти лет, и это было моё первое, если можно так выразиться осознанное желание. Сначала я занимался в музыкальной школе города Одинцово, а через год мне сказали, тебе здесь делать нечего – поезжай в Москву. Так я попал в музыкальную школу при Московской консерватории и в какой-то момент очень заинтересовался органом. Когда я узнал, что у нас в школе при Консерватории есть класс органа, и там работает Алексей Михайлович Шмитов, я пришёл к нему в класс, сыграл ему, и он согласился меня учить. В консерватории, учился у заслуженной артистки России, заведующей кафедрой органа и клавесина, Натальи Николаевны Гуреевой-Ведерниковой.

После учёбы в консерватории я работал на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Затем, мы с супругой переехали жить в Дамаск. Уезжая, Алексей Михайлович Шмитов пригласил меня туда на российский контракт. Я работал как концертмейстер, органист, пианист и клавесинист. После известных событий на Ближнем Востоке, нам пришлось, к сожалению, закрыть контракт, оставить учеников, с которыми я до сих пор поддерживаю связь.

Когда джазовые музыканты, играют джем-сешн, они стараются «превзойти» друг друга в искусстве импровизации. Известно, что в XVI-XVII вв. органисты были великими импровизаторами. Как вы считаете, нужно ли включить в условия Всероссийского музыкального конкурса такой вид состязаний как импровизация?

– Мне было бы это интересно. За рубежом существуют конкурсы, которые проходят параллельно по двум специальностям: импровизация и исполнение. Один из таких конкурсов лет десять назад в Германии выиграл наш соотечественник Владимир Хомяков. К тому же он известен как джазовый импровизатор на органе, выступающий со многими известными музыкантами в этой области.

Что для вас естественней играть музыку времён расцвета органного искусства, или вы – экспериментатор, работаете в разных стилях?

– Я думаю, что в принципе любое направление в музыке должно быть включено в репертуар хорошего органиста. Бывают разные программы, разные требования… Я пытаюсь всё время делать новые программы, у меня весьма разнообразный репертуар: и джазовые вещи есть, и современные, и старые, и добаховской эпохи, и конечно же, много произведений композиторов-романтиков.

А в чём для вас кроется смысл конкурсных состязаний? Почему решили участвовать в Первом Всероссийском?

Конкурс это всегда соревнование с неизвестным финалом. Я не раз участвовал в разных соревнованиях, на этот раз, просто для себя решил, ещё раз попробовать. Дело в том, что после приезда из Сирии, мы с супругой стали жить в Калининграде (она родом из этого города). Поскольку здесь я выступаю уже с 95-го года, и меня все знают, я ещё весной по приезду, подал заявку. Я подумал, почему бы не поучаствовать? Тем более, что практически вся программа у меня была готова.

Вы так много играете самой разной музыки?.. А каков процент сочинений русских композиторов в программе этого конкурса?

– Программа на первом туре включала помимо добаховских произведений старых немцев, обязательную русскую пьесу – это был Сергей Танеев. Второй тур был уже посерьёзней: где среди прочих произведений – масштабное сочинение Баха, а также современная пьеса российского композитора 2-ой половины XX века. В финале также звучала обязательная пьеса русского автора – Кушнарёва или Глазунова. Я считаю, это очень правильно, поскольку конкурс – Всероссийский. Органисты сами должны знать русскую органную музыку и знакомить с этим репертуаром публику.

Если выступаете в Калининграде с 1995 года, то вероятно хорошо знаете оба калининградских органа (в соборе, и в филармонии?) А ведь те исполнители, которые впервые сели за эти органы – им было гораздо сложнее…

Возможно, поскольку я оказался ещё и самым «возрастным» участником: мне – 32 года. В Калининградской филармонии, где проходили первый и второй туры, я не играл уже лет, наверное, десять. Здесь, мне кажется, все были в равных условиях, тем более, что для репетиций времени было достаточно.

Ваши ощущения от гала-концерта?

– Это было очень здорово. Публика очень тепло воспринимала и награждение и выступления победителей.

Ваш любимый инструмент в России и за рубежом?

– Есть очень много замечательных органов. Это, во-первых, орган Большого зала Московской консерватории, который сейчас временно молчит; это орган кафедрального собора в Калининграде, я считаю, один из лучших органов мира. Зарубежные инструменты, которые мне запомнились, – это очень хороший орган в Познани; это орган XIII века в Сьоне. Последний, он, скажем так, не подойдёт для концертов, но по ощущениям, по духу, который витает в этом соборе, – впечатления колоссальные!

Расскажите о самом для вас необычном случае, связанным с инструментом органом.

– Я расскажу случай, о котором практически никто не знает. Один мой знакомый (он живёт сейчас в Израиле) – любитель-органист. В своё время он жил в Советском Союзе, в городе Кирове, где на тот момент, соответственно, органа не было. А поскольку он просто «болел» органной музыкой, то пытался найти любую возможность, чтобы поехать послушать концерт какого-либо мастера-органиста. Для того, чтобы его отпустили с работы, ему приходилось быть донором. Он сдавал кровь и ехал в другой город, ночевал на вокзале и возвращался обратно, успевая утром ещё и на работу. Рассказ этого человека просто поразил меня…

Орган – это целый оркестр, очень величественный, огромный инструмент. А какой орган у вас дома?

– А я, как раз, его получил буквально за две недели до конкурса. Этот орган, сделан на заказ российским мастером и весит меньше 100 кг.

Автор : Татьяна ЭСАУЛОВА

http://www.tribuna.ru

 

 

www.principal.su

 

 

 

 

 

Comments are closed.