В МОСКВЕ ПОДВЕЛИ ИТОГИ КОНКУРСА ОРГАНИСТОВ ИМ. ОДОЕВСКОГО
Церемония награждения лауреатов II Международного конкурса органистов им. Одоевского состоялась в Москве в Органном зале Российской академии музыки им. Гнесиных. Слушания, в которых принимали участие молодые музыканты из России, Франции и Южной Кореи, проходили в течение пяти дней на органах различных стилей и эпох. 

– Говоря о целях конкурса, следует обратиться к личности Владимира Федоровича Одоевского, – рассказал «Театралу» председатель жюри, заведующий кафедрой органа и клавесина РАМ им. Гнесиных, профессор Александр Фисейский. – Владимир Федорович был первым человеком в России, который создавал произведения для органа. Кроме того, он является основоположником российского музыкознания, автором первых публикаций по истории и теории музыки. Известны также его литературные произведения, в том числе посвященные выдающимся музыкантам.

Одоевский был не только литератором, философом, общественным деятелем и критиком, но и экспертом в области музыкальных инструментов. В Центральном музее музыкальной культуры им. Глинки находится клавесин, который был сконструирован по его проекту. А поскольку Владимир Федорович был большим почитателем творчества Баха, у себя дома он собрал комнатный орган, который назвал в честь композитора «Себастианон». Гостями салона Одоевского, где звучала органная музыка, были Пушкин и другие выдающиеся современники ученого. На домашнем органе играл не только он сам, но и Глинка. В конце жизни Одоевский сблизился с Чайковским. Одним словом, это грандиозная личность, которая олицетворяет целую эпоху в русской музыкальной культуре. И идея возникновения конкурса связана во многом с тем, чтобы обратиться к истории нашей органной культуры, найти ее истоки.

В конкурсную программу вошли произведения традиционного репертуара (Бах, Франк, Мендельсон-Бартольди, Лист, Брамс), композиции XX века, а также сочинения, созданные в разное время в России.

Прослушивания проводились в четыре тура на органах, установленных в пяти московских залах, среди которых Прокофьевский зал Центрального музея музыкальной культуры им. Глинки, Концертный зал Детской школы искусств им. Стравинского и Органный зал РАМ им. Гнесиных. Выступления финалистов прошли в Кафедральном соборе на Малой Грузинской (орган фирмы «Теодор Кун», Швейцария, 1955) и Кафедральном соборе святых Петра и Павла (орган Вильгельма Зауэра, 1898).

– Этот конкурс гораздо сложнее всех остальных органных конкурсов в России, – отметил Александр Фисейский. – Он проходил как на исторических органах, построенных в XIX веке, так и на современных инструментах. Участники должны были показать, что владеют разными стилевыми направлениями, знакомы с разными национальными органными школами и способны адаптировать музыку к конкретному инструменту. Это очень серьезное испытание для музыканта.

Помимо обязательных произведений для финалистов была предусмотрена получасовая произвольная программа, которую необходимо было составить самостоятельно:
– Произвольную программу мы предложили исполнить на историческом органе Вильгельма Зауэра 1898 года, установленном в Лютеранском соборе святых Петра и Павла. Инструмент сохранился в своем оригинальном виде. Он идеально подходит для музыки Регера, Брамса, Листа и их современников. Программу подбирали сами конкурсанты с учетом стиля инструмента. Таким образом, в финале мы оцениваем не только технику, но и репертуарный выбор. Второе требование – музыка должна быть связана с темой Рождества или Адвента, поскольку мы входим в рождественский период. В качестве обязательной программы мы предложили хорал Баха Ein feste Burg ist unser Gott, произведение, связанное с 500-летием Реформации, которое отмечается в этом году. С этим хоралом люди шли на смерть – такой у него был исповедальный смысл в ту эпоху, когда рождался протестантизм. Конечно, по стилю эта музыка сильно отличается от той, что лучше всего звучит на органе Вильгельма Зауэра, но тем интереснее задача, ведь органист часто сталкивается с необходимостью адаптировать музыку одной эпохи к инструменту другой – в данном случае музыку эпохи барокко к инструменту эпохи романтизма.

В состав конкурсного жюри вошли известные российские и зарубежные специалисты в сфере органного искусства: ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин, композитор, профессор РАМ им. Гнесиных Кирилл Волков, французский органист и педагог Жан-Поль Имбер, солист Московской филармонии Александр Князев, испанский органист, композитор и музыковед Даниэль Сальвадор, а также венгерский органист, композитор и педагог Зигмунд Сатмари. По итогам четырех туров высокое жюри избрало победителями Ольгу Кемову (РАМ им. Гнесиных), Владимира Скоморохова (Московская государственная консерватория) и Марию Лесовиченко (Московская государственная консерватория).

В этом году конкурс проводится всего во второй раз, однако организаторы надеются сделать его традицией.

– В России довольно много конкурсов органной музыки, и это, безусловно, способствует росту и развитию нашей органной молодежи, однако у нас до сих пор нет главного конкурса, который объединил бы всех. Думаю, Конкурс им. Одоевского может им стать, – сказал в заключение Александр Фисейский. По словам музыканта, интерес к органу в России сегодня только возрастает:

– Раньше на органные концерты ходили люди, которым просто нравилось звучание инструмента – качество исполнения не играло первостепенной роли. К сегодняшнему дню сложилась аудиторию, которая хорошо разбирается в репертуаре, знает, как играют представители разных школ, выбирает определенных исполнителей. Люди понимают, чего ожидать от органных концертов в Католическом соборе, в Лютеранском соборе или Большом зале Московской консерватории. Появилась компетентная публика, и это не может не радовать. Кстати, вскоре органы будут установлены в Зарядье и в «Филармонии-2». Так что нас ждут большие события.

http://www.teatral-online.ru
www.principal.su
 

Comments are closed.