Она совершенно не похожа на органистку, которая, как представляется, должна быть дамой серьезной, строгой. И играть должна всенепременно серьезную, временами нудную музыку, погружая зал в состояние легкой дремоты.
4f16780fdacf9b20a2290f32cf18cb09

Екатерина Мельникова не такая. Изящная, стройная (даже удивительно, как она управляется с таким массивным инструментов «ростом» в несколько этажей), покидающая пульт органа, чтобы исполнить танец или спеть в стиле французских шансонье, в эпатажной — конечно же, для стереотипного образа органистки — сценической одежде, в которой переплетаются самые смелые идеи отечественных (и не только) дизайнеров.

— Еще три года назад было трудно найти дизайнера, модельера, кто бы согласился со мной сотрудничать, — смеется Екатерина Мельникова. — Услышав слово «органистка», тут же отмахивались: мы не шьем одежду «в пол» с блестками. Я подумала, а ведь действительно, среди исполнителей академического поля совсем не встретишь яркой одежды, современного экстравагантного сценического образа.

За последние три года она «прошлась» по всем существующим органным стереотипам, выступая на главных органных площадках Москвы и регионов. Те, кто привык видеть на нем неприступную королевскую мантию, удивляются, слыша музыку кино или музыку улиц Рима, синтезированную из знаменитых мелодий Эннио Морриконе, Адриано Челентано и даже Элвиса Пресли.

Да и собственные сочинения Екатерины Мельниковой, которые вплетены в канву перформансов, звучат современно, совершенно непривычно для органной музыки. А для кого орган — церковный отшельник — сталкиваются с невероятными сочетаниями живого звука органа и хард-рок группы, DJ-ев, шокированы уносящейся со сцены на мотоцикле органисткой и музыкантами, лежащими в пляжных шезлонгах.

На вопрос, зачем ей это надо, Екатерина вспоминает свое первое выступление в Вестминстерском Аббатстве в Лондоне, когда, составляя программу концерта, встала перед выбором: пойти в беспроигрышном русле органной классики (классические Бах, Франк и другие привычные имена) или удивить публику королевского Собора чем-нибудь необычным, например аранжировками русской музыки.

Выбрала второе и вскоре получила ангажемент на второй концерт в celebrity series — ограниченной серии концертов лучших мировых органистов. — Русская школа готовит исполнителей и артистов, которые передают публике свои эмоции и чувства через страдание, трагизм. Мне, как человеку, который естественно любит радоваться жизни, это всегда казалось несколько странным. В Англии моим преподавателем была известная мировая органистка Джиллиан Вейер, которая придерживалась взглядов, что органист должен быть прежде всего артистом на сцене, а не мрачным субьектом, связывающим публику в зале с божественным страхом вселенского наказания за грехи, а игра на органе, как ни казалось бы парадоксально, приносить радость и хорошее настроение, как и исполнителю, так и всем, кто ее слушает.

А это именно тот вектор, к которому я стремилась всю свою жизнь, хотя за годы обучения и в Москве, и в Лондоне переиграла весь классический органный репертуар. Екатерина Мельникова вполне свободно может указывать на афишах «орган, Россия — Великобритания»: больше десяти лет замужем за англичанином, в свободное от гастролей и подготовки шоу-программ время посещает Туманный Альбион чаще, чем свою московскую квартиру, да и у артистов и музыкантов, если они востребованы, в привычном понимании «постоянного места жительства» быть не может.

— От одной мысли, что я останусь постоянно жить в Англии, мне становится скучно. Когда я после Лондона долго находилась в Рипоне — уютном городке в Северном Йоркшире и работала в том самом Соборе XII века, скульптуры которого послужили источником вдохновения для Льюиса Кэрролла, то сама уже начала думать, что падаю в колодец в какого-то своего Зазеркалья.

Вообще, если жить в Англии, то профессиональная деятельность органиста так или иначе должна быть связана с церковной жизнью: нужно иметь хорошую позицию в каком-нибудь из соборов, и, хотя никто не будет препятствовать международной гастрольной деятельности, мой опыт показывает, что работа в церкви требует слишком большой отдачи.

Воля случая или заранее спланированная заготовка судьбы, которая плетет ей одной ведомые узоры жизни, но в аспирантуру престижной Лондонской Королевской академии музыки Екатерина Мельникова не стремилась, а ее пригласили учиться, причем без вступительных экзаменов и с выделенным грантом, просто услышав одно из ее исполнений английской музыки. В западном мире тренд способствовать утечке мозгов и талантов естественен.

Екатерина не подвела: закончила с наивысшими баллами и надолго задержалась в Европе. — Мне всегда казалось странным, что орган, который по своей сути — первый в истории человечества синтезатор, ведь его звучание состоит из смешения тембров, имитирующих звуки инструментов разных эпох, в настоящее время, когда нет никаких ограничений в искусстве, нет рамок и все открыто для свободных экспериментов, по-прежнему зажат в придуманные для него десятилетия назад рамки. А, в принципе, я не придумала ничего кардинально нового, ведь в прошлые века в таун-холлах Англии органисты делали, фактически, целые представления, заменяя своим инструментом целые оркестры, исполняя популярную и известную музыку.

Я просто поместила орган в современный формат, «протерла» его от вековой пыли и соединила с современными сценическими технологиями — световыми инсталляциями, синтезированными звуками и театральной сценографией. Орган и мода, орган и стихия воды, улицы Рима и любовь в Париже — сюрреалистичные пространства, куда Екатерина Мельникова перемещает инструмент в своих шоу и перформансах, на удивление не встретили сопротивления публики. Незыблимый стереотип, на самом деле, не столь прочен, как кажется.

Концерты проходят с аншлагами, зрительный зал в восторге. Недовольны лишь наиболее консервативно настроенные «академисты», да некоторые отечественные коллеги, присвоившие Екатерина, как им кажется, презрительный ярлык — «шоу-органистка».

— Такая профессиональная оценка меня радует: мне действительно удалось превратить орган в центральный инструмент шоу. Никто в мире больше не выступает в таком формате, многие мои коллеги из Англии даже слегка завидуют, что я могу делать такие шоу на крупных площадках страны. А это вдвойне удивительно: ведь свободное, никакими рамками не ограниченное отношение к инструменту я увидела, впитала именно за годы моего обучения в Лондоне.

www.lady.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.