Самарский орган вновь отметит день рождения

17 февраля в Самарской государственной филармонии Его Величество орган отпразднует 13-летие. Большую часть своей жизни — 10 лет — он работает с солисткой Людмилой Камелиной.

— Мой первый концерт в Самаре десять лет назад был в формате «орган в ансамбле» — с солистами нашей филармонии. Для меня это десятилетие — значимый рубеж, мне захотелось обозначить эту связь времен, вернуться к тому же формату, — рассказывает органистка. — Вместе со мной на сцене в этот вечер выступит известный самарский пианист Николай Фефилов, исполнители на духовых инструментах (их мы очень редко слышим в качестве солистов на сцене) — флейтистка Евгения Трибунская, молодой трубач Антон Антонов и исполнительница на ударных инструментах Ксения Бровченко.
Две певицы — артистки из отдела литературных и музыкальных программ, лауреаты международных конкурсов Ольга Ушкова и Оксана Антонова. Вести концерт будет наша постоянная ведущая, любимая самарской публикой, — Ирина Цыганова.
По окончании концерта зрителей ждет «третье отделение»: на дне рождения органа у нас существует традиция — мы приглашаем публику в фойе для неформального общения и угощения. Появляется возможность поговорить с музыкантами, задать вопросы, поделиться впечатлениями. А слова благодарности мотивируют артиста как ничто другое.
Это будет концерт без пафосных речей. Но будет именинный торт, задувание свечей.

— Расскажите о программе праздничного концерта.
— Программа по жанру чистая, классическая. Первое отделение — Иоганн Себастьян Бах — органная музыка, музыка для голоса с органом, Оксана Антонова споет арию из «Кофейной кантаты». Прозвучит концерт для органа со струнными, хоральные прелюдии Баха и флейтовая соната. Во втором отделении — романтическая музыка. Соната для ударных с органом Винченцо Петралли — веселые театральные композиции, прозвучит вокальная музыка Феликса Мендельсона, ария Масканьи Ave Maria для голоса с органом и две пьесы французских композиторов — Сезаре Франко и Камиля Сен-Санса для фортепиано и органа.
Самарские солисты, конечно, не такие «раскрученные», как столичные знаменитости, но именно они создают культурный слой в городе. Конечно, Спиваков и Гергиев — всегда желанные гости, но ведь приезжают они на уже удобренную почву. Если публика воспитана, то она способна оценить и откликнуться на мастерство артиста, а не на его звездный статус.

— Что отличает самарский орган? Каков его характер?
— Это достойный представитель органного семейства. Он достаточно большой. Я думаю, понятно, что размеры инструмента играют важную роль — количество голосов для органа не менее важно, чем для оркестра. Десять музыкантов или сто — разница очевидна. У нашего органа 52 голоса — 52 регистра. Это позволяет исполнять на нем музыку разных стилей. В первую очередь этот орган ориентирован на музыку эпохи барокко — XVII-XVIII век, именно с этими тембровыми характеристиками он создавался. Но на нем можно играть и французскую романтику, в чем нас еще раз убедили органисты из этой страны, которые  приезжали к нам в прошлом году. Характер нашего «музыканта» твердый, у него хорошее здоровье, что очень важно. Он идет на контакт. Бывают инструменты ужасно неудобные, а наш — коммуникабельный и отзывчивый. Мы хорошо за ним следим, филармония прикладывает все усилия, чтобы он как можно дольше пробыл с нами.

— Органы — долгожители?
— Самому старому органу более шестисот лет. И на нем еще можно играть. Он находится в Сьоне, в Швейцарии. Орган — это не медный духовой инструмент, который живет  20-25 лет, даже не скрипка, которая и через 200 лет звучит не хуже сделанной вчера. Если хорошо отрегулирована механика, а на нашем инструменте она в порядке, и не подведет электроника, наш орган может прожить очень долго.

— С чем связана столь недолгая история органной музыки в нашей стране?
— На западе в IХ веке орган воцарился в католических и протестантских церквях. В Европе строились все новые храмы, в них появлялись органы. А православная религия, как вы знаете, запрещает звучание любых инструментов в культовых учреждениях. Органная культура России носила светский характер. После революции даже та небольшая часть органов, которые стояли в католических и протестантских церквях, были разобраны и уничтожены. Так же варварски обошлись и с самарским органом, который располагался в костеле. В 30-е годы его трубы переплавили на ведра — в начале ХХ века были другие приоритеты.
Только благодаря усилиям Леонида Ройзмана в Москве и Исайя Браудо в Санкт-Петербурге органная культура в нашей стране стала подниматься вровень с фортепианной, скрипичной. С 60-х годов ХХ века все больше и больше органов стали устанавливать в концертных залах Советского Союза — начался «органный бум».

— Почему именно для органа выбрали такую ежегодную форму как день рождения?
— В моей жизни орган занимает очень важное место, не удивительно, что я отношусь к нему почти как к живому существу. Орган адекватно отвечает на то отношение, которое он к себе чувствует. Мы очень заботимся об органе, любим его, невзирая на сложности его характера и недостатки, которые есть у каждого человека и инструмента. И мне хочется каждый год его жизни отметить. Кроме того, сколько у нас в городе роялей, скрипок, флейт? А орган — единственный! Тем более такой хороший…


Три факта о самарском органе:

1. Идея строительства органа в Самаре возникла еще в 90-е годы. Пять лет ушло на осуществление проекта. Возведение органа на сцене концертного зала осуществлялось мастерами известной немецкой органостроительной фирмы «Рудольф фон Беккерат»
из Гамбурга.

2. В качестве консультанта в Самару был приглашен прославленный органист, народный артист РФ, солист Московской государственной академической филармонии Гарри Гродберг. И именно он 17 февраля 2001 года концертом органной музыки возвестил о рождении нового инструмента на сцене Самарской филармонии в день его торжественного открытия.

3. Благодаря своим неповторимым звуковым качествам орган Самарской филармонии участвовал в разных программах, проявив себя очень разносторонне — и как неподражаемый солист, и как чуткий «коллега» в сочетании с голосом, струнным ансамблем или симфоническим оркестром.

http://sgpress.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.