Историческая справка

Основанный в 1703 году в непосредственной близости от Эстонии мегаполис Санкт-Петербург более двух столетий был столицей царской России. В течение XX века город не раз менял свое имя, но наряду с официальными названиями, он известен миру также как Питер и Город на Неве. Петербург оказал значительное влияние на развитие Эстонии, ее историю и культуру. На дороге, ведущей из Таллина в Петербург, строились почтовые станции, а в непосредственной близости от железнодорожного пути Таллин–Петербург, сооруженного в 70-е годы XIX века, строились новые населенные пункты и сооружались промышленные предприятия. Петербург превратился в перспективный рынок для промышленности и сельского хозяйства Эстонии. Петербург и Эстонию связывали очень тесные связи в области экономики и культуры. Можно привести длинный перечень эстонских политиков, крупных фигур национального движения, ученых, художников, писателей, музыкантов и других деятелей, связанных с Петербургом посредством образовательной, научной или личной жизни, или же по долгу службы. Теперь себе даже невозможно представить какой-то иной реальности без существования Петербургской Академии Наук, высших учебных заведений, учреждений науки и культуры, а также – эстонской Яановой церкви в Петербурге.

Метрополия притягивала людей из далеких и окрестных мест, в том числе и из Эстонии. Масштабный мегаполис манил как своей непосредственной близостью к Эстонии, так и большими возможностями. Эстонский лютеранский приход играл существенную роль в жизни многих поколений эстонцев, выбравших местом жительства город на Неве, став объединительным центром петербургских эстонцев. История формирования эстонской лютеранской общины до постройки петербургской Яановой церкви достаточно длинна и сложна. До создания эстонского прихода эстонцы посещали немецкую, финскую или шведскую церковь, где они могли изредка услышать слово Божие на родном языке. Началом создания петербургского эстонского лютеранского прихода можно считать 1787 год, когда было получено разрешение проводить богослужения на эстонском языке один раз в две недели по воскресеньям, после окончания богослужения на немецком языке. В 1839 году был поднят вопрос о собственном храме. В мае месяце 1842 года был образован самостоятельный эстонский приход и 28 июля того же года Генеральная консистория утверждает решение общины назвать эстонский приход в честь апостола Иоанна, или Яана. В 1843 году было освящено здание прихода, расположенное в Дровяном переулке. Данное сооружение было перестроено из нескольких арендованных помещений, богослужения на эстонском языке стали проходить каждое воскресенье. От нынешней Яановой церкви то здание находилось совсем близко, на расстоянии лишь в одну улицу. Формирование прихода было тесно связано с весьма своеобразным городским районом Петербурга – Коломной. Территория данного района была заселена вскоре после основания Петербурга. В Коломне поселились иностранные рабочие (предполагается, что название «Коломна» является производным от слова «колония»), а также солдаты, матросы и чиновники младших классов. Еще в первой половине XIX столетия Коломна была окраиной и считалась символом убогости и захолустья, однако к началу XX века она полностью преобразилась. В Коломне были воздвигнуты великолепные дворцы, и там же была сооружена Театральная площадь (музыкальный центр Петербурга), рядом с которой находились знаменитый Мариинский театр и Петербургская консерватория. Как Мариинский театр, так и Петербургская консерватория были тесно связаны с проживающими в Петербурге эстонцами и с их музыкальной жизнью.

В середине XIX века в Петербурге проживало порядка 5000 эстонцев. Церковь содержалась на пожертвования членов прихода. Более массовое переселение эстонцев в Петербург началось в середине и во второй половине XIX века. Съемное церковное помещение стало вскоре тесным и петербургские эстонцы стали задумываться о покупке земельного участка и сооружении собственного храма. Участок для церковного здания и прихода был вскоре получен, он располагался на углу улицы Офицерской (сейчас улица Декабристов) и улицы Мастерской. Перед приходом встал огромный труд – Яанова церковь должна была стать центром эстонской культуры в многонациональном городе. Из записей следует, что этот труд был нелегким: «Это не было просто. Требовалось много денег, а где их было взять? Восемь лет страдали, думали, просили и собирали их, пока не пришел час Господа. Если помогает он, то помогают и люди, поскольку весь мир и все его золото с серебром от Господа, и, если он желает, то должны все большие и малые желать того, что принесет пользу его приходу».*)

Закладка камня состоялась в Яанов день 1859 года (24 июня), а 27 ноября 1860 года состоялось торжественное освящение новой эстонской церкви. Можно только представить какой это был знаменательный день для петербургских эстонцев! Треть из необходимой для строительства храма суммы была собрана благодаря пожертвованиям частных лиц. Архитектором церковного здания, согласно основной версии историков, является Гаральд Юлиус Боссе (1812-1894), а дома при нем – Карл Циглер фон Шафгаузен (1826-1906). В проведенных в недавние годы исследованиях последний считается также автором храма. Основная тяжесть церковного строительства выпала на годы службы в церкви пастора Корнелиуса Йоганна Фридриха Лааланда. По своей структуре храм являлся однонефной базиликой, построенной по оси север-юг. В храме было 800 посадочных мест. Современники пишут о хорошей акустике храма: «Наверху славная башня, на вершине ее позолоченный крест и красивый звучный колокол, который собирает и провожает народ… Внутри славный алтарь, кафедра, хоры и орган. Видя и слыша это становится сердцу радостно». *)

Эстонский приход с каждым годом увеличивался. Если в 1862 году прихожан было свыше 5000 человек, то к началу XX столетия приход насчитывал уже свыше 20000 членов. Приход не ограничился строительством церкви, и со временем вокруг храма появился целый комплекс самых разнообразных зданий – тут находились дом обслуживания, здание школы, сиротский приют и доходный дом. В приходе велась активная благотворительная деятельность. Масштаб эстонской лютеранской общины станет понятен при сравнении ее с другими лютеранскими приходами Санкт-Петербурга. В 1912 году в городе насчитывалось 13 лютеранских приходов, самым многочисленным из которых был эстонский лютеранский приход, за которым следовали немецкий и финские лютеранские приходы. Поначалу приход использовал для богослужений старый орган из прежней церкви в Дровяном переулке. Но в 1894 году из лютеранской церкви Св. Анны был перенесен орган производства известной немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер», ставшей в дореволюционной России основной органостроительной фирмой. Орган имел два мануала, педаль и 28 органных регистров. Органистами Яановой церкви работали воспитанники Петербургской консерватории Рудольф Тобиас (в 1898–1904 гг.) и Михкель Людиг (в 1904–1918 гг.). Михкель Людиг описывает жизнь эстонского прихода Яановой церкви в своих «Воспоминаниях» (Тлн.: Ээсти Раамат, 1969) следующим образом: «Каждое воскресенье было по три богослужения, а между ними были отпевания или венчания. Поэтому органист должен был находиться в церкви с утра до вечера. За это он получал зарплату – 25 рублей в месяц!» Учитывая величину прихода и то, что приход успевал содержать трех пасторов, причетника и других, это сумма была довольно небольшая. Кроме игры на органе, органист должен был также руководить хором и организовывать концерты. Людиг продолжает: «Я ходил по воскресеньям в Яанову церковь (Тобиас работал там органистом), чтобы послушать его игру. Меня поражала его манера игры. Это было нечто новое, неслыханное… Я начал чаще посещать церковь; было интересно слушать его импровизации». Творчество Рудольфа Тобиаса в церковной музыке предлагало после духовных песнопений Йоханнеса Каппеля, Мийны Хярма и Константина Тюрнпу нечто гораздо более серьезное. Целью Тобиаса стало реформирование церковной музыки. Из потребности в новом репертуаре получили рождение многие песни, в том числе «Вы знаете» (Ларго). Также в Петербурге композитор начал написание своего оратория «Послание Ионы». Рудольф Тобиас стал первым эстонским композитором, окончившим консерваторию по специальности «композиция». Педагогами Тобиаса были Николай Римский-Корсаков (композиция) и Луи Гомилиус (орган). Луи Гомилиус по праву считается основоположником эстонской органной школы. У него учились Йоханнес Каппель, Мийна Хярма, Константин Тюрнпу, Рудольф Тобиас, Артур Капп, Михкель Людиг, Август Топман, Март Саар и Пеэтер Сюда.

Тогдашнюю Офицерскую улицу можно по праву считать главной улицей петербургских эстонцев, поскольку здесь, помимо Яановой церкви, располагались помещения правлений многих эстонских организаций и обществ, здесь жили общественные деятели и музыканты. Многие пасторы Яановой церкви оставили существенный след в истории Эстонии. Известный эстонский общественный деятель и фольклорист Якоб Хурт посвятил 21 год (1880–1901) своей жизни петербургской Яановой церкви. Хурт помогал многим молодым эстонцам в обустройстве их жизни. По рекомендации Хурта свою деятельность в качестве хормейстера при приходской школе начала также Мийна Хярма, ставшая впоследствии востребованной органисткой. Хярма выступала часто в Яановой церкви.

Деятель эстонского национального движения Виллем Рейман работал некоторое время помощником пастора Яановой церкви. В 1901 году, после ухода Якоба Хурта, пастором Яановой церкви стал Рудольф Каллас, прослуживший приходу 11 лет. При нем в должности помощника пастора служил Якоб Кукк, ставший впоследствии первым епископом-эстонцем Эстонской Евангелической Лютеранской Церкви. При приходской школе начало свое образование большинство родившихся и выросших в Петербурге эстонских интеллигентов. В Петербурге были основаны многие эстонские образовательные, культурные, спортивные и студенческие общества. Так, в 1884 году в Петербурге было основано старейшее эстонское студенческое общество «Отряд друзей», целью которого было развитие эстонской культуры и сбережение национального духа. После многих злоключений в 1909 году поступило долгожданное утверждение, и общество стало называться «Петербургское Эстонское Студенческое Общество Взаимопомощи», а с 1913 года общество переименовано в «Пыхъяла» («Северный край»). Яанова церковь становится центром национального движения. 26 марта 1917 года у церкви собралось около 40000 эстонцев, в том числе 12000 военнослужащих Петербургского военного округа. Колонны, куда входили также духовые оркестры и хоры, направились под эстонскими национальными флагами к Таврическому дворцу – резиденции Временного правительства, где стали требовать для Эстонии автономию. Четыре дня спустя Эстляндская и северная часть Лифляндской губернии были объединены в единую Эстляндскую губернию.

В советское время Яанову церковь постигла такая же горькая судьба, которая выпала на долю и многих других храмов. Церковное имущество было отчуждено, сама церковь была закрыта и разграблена, а колокольня и портал были разрушены. Последовали репрессии, казни и высылки. В советское время в церковных помещениях размещались склады, мастерские и строительный трест. Эстонскому приходу был нанесен невосполнимый урон. Количество проживающих в Петербурге эстонцев резко сократилось, и к 1950-м годам их было примерно 5000 человек.

В конце 1980-х годов началось возрождение петербургской эстонской общины. В 1992 году официальный статус получило Санкт-Петербургское общество эстонской культуры. Год позднее в лютеранской церкви в Колтушах состоялось первое богослужение на эстонском языке. В 1994 году была возрождена деятельность Яанового прихода. Пришлось искать добрых хозяев, которые пустили бы эстонских прихожан в свои помещения. После возрождения прихода на повестку дня встал вопрос о возврате здания храма. В 1997 году после многочисленных согласований здание церкви было передано приходу в безвозмездное пользование. Из-за отсутствия средств для его восстановления, здание церкви стояло два года без эксплуатации и охраны, и поэтому его разрушение и разграбление продолжалось. В 1999 году был организован первый субботник для восстановления здания церкви, а также был создан церковный фонд. В 2000 году Правительство Эстонской Республики выделило для восстановления церкви первые средства – 200000 эстонских крон. Так прошло десятилетие забот и споров, радостей и трудностей ради того, чтобы 20 февраля 2011 года от Рождества Христова церковь была бы заново открыта и можно было бы выразить уважение и благодарность всем, кто внес свой вклад в это знаменательное событие – Правительству ЭР, Министерству культуры ЭР, Министерству иностранных дел ЭР, Эстонской Евангелической Лютеранской Церкви, объединению «Ээсти Концерт», Петербургскому Яановому приходу и Фонду Яановой церкви, АО «Facio Ehituse» и всем добрым жертвователем, о которых эстонский народ будет с благодарностью размышлять.

Основанный в 1703 году в непосредственной близости от Эстонии мегаполис Санкт-Петербург более двух столетий был столицей царской России. В течение XX века город не раз менял свое имя, но наряду с официальными названиями, он известен миру также как Питер и Город на Неве. Петербург оказал значительное влияние на развитие Эстонии, ее историю и культуру. На дороге, ведущей из Таллина в Петербург, строились почтовые станции, а в непосредственной близости от железнодорожного пути Таллин–Петербург, сооруженного в 70-е годы XIX века, строились новые населенные пункты и сооружались промышленные предприятия. Петербург превратился в перспективный рынок для промышленности и сельского хозяйства Эстонии. Петербург и Эстонию связывали очень тесные связи в области экономики и культуры. Можно привести длинный перечень эстонских политиков, крупных фигур национального движения, ученых, художников, писателей, музыкантов и других деятелей, связанных с Петербургом посредством образовательной, научной или личной жизни, или же по долгу службы. Теперь себе даже невозможно представить какой-то иной реальности без существования Петербургской Академии Наук, высших учебных заведений, учреждений науки и культуры, а также – эстонской Яановой церкви в Петербурге.

Метрополия притягивала людей из далеких и окрестных мест, в том числе и из Эстонии. Масштабный мегаполис манил как своей непосредственной близостью к Эстонии, так и большими возможностями. Эстонский лютеранский приход играл существенную роль в жизни многих поколений эстонцев, выбравших местом жительства город на Неве, став объединительным центром петербургских эстонцев. История формирования эстонской лютеранской общины до постройки петербургской Яановой церкви достаточно длинна и сложна. До создания эстонского прихода эстонцы посещали немецкую, финскую или шведскую церковь, где они могли изредка услышать слово Божие на родном языке. Началом создания петербургского эстонского лютеранского прихода можно считать 1787 год, когда было получено разрешение проводить богослужения на эстонском языке один раз в две недели по воскресеньям, после окончания богослужения на немецком языке. В 1839 году был поднят вопрос о собственном храме. В мае месяце 1842 года был образован самостоятельный эстонский приход и 28 июля того же года Генеральная консистория утверждает решение общины назвать эстонский приход в честь апостола Иоанна, или Яана. В 1843 году было освящено здание прихода, расположенное в Дровяном переулке. Данное сооружение было перестроено из нескольких арендованных помещений, богослужения на эстонском языке стали проходить каждое воскресенье. От нынешней Яановой церкви то здание находилось совсем близко, на расстоянии лишь в одну улицу. Формирование прихода было тесно связано с весьма своеобразным городским районом Петербурга – Коломной. Территория данного района была заселена вскоре после основания Петербурга. В Коломне поселились иностранные рабочие (предполагается, что название «Коломна» является производным от слова «колония»), а также солдаты, матросы и чиновники младших классов. Еще в первой половине XIX столетия Коломна была окраиной и считалась символом убогости и захолустья, однако к началу XX века она полностью преобразилась. В Коломне были воздвигнуты великолепные дворцы, и там же была сооружена Театральная площадь (музыкальный центр Петербурга), рядом с которой находились знаменитый Мариинский театр и Петербургская консерватория. Как Мариинский театр, так и Петербургская консерватория были тесно связаны с проживающими в Петербурге эстонцами и с их музыкальной жизнью.

В середине XIX века в Петербурге проживало порядка 5000 эстонцев. Церковь содержалась на пожертвования членов прихода. Более массовое переселение эстонцев в Петербург началось в середине и во второй половине XIX века. Съемное церковное помещение стало вскоре тесным и петербургские эстонцы стали задумываться о покупке земельного участка и сооружении собственного храма. Участок для церковного здания и прихода был вскоре получен, он располагался на углу улицы Офицерской (сейчас улица Декабристов) и улицы Мастерской. Перед приходом встал огромный труд – Яанова церковь должна была стать центром эстонской культуры в многонациональном городе. Из записей следует, что этот труд был нелегким: «Это не было просто. Требовалось много денег, а где их было взять? Восемь лет страдали, думали, просили и собирали их, пока не пришел час Господа. Если помогает он, то помогают и люди, поскольку весь мир и все его золото с серебром от Господа, и, если он желает, то должны все большие и малые желать того, что принесет пользу его приходу».*)

Закладка камня состоялась в Яанов день 1859 года (24 июня), а 27 ноября 1860 года состоялось торжественное освящение новой эстонской церкви. Можно только представить какой это был знаменательный день для петербургских эстонцев! Треть из необходимой для строительства храма суммы была собрана благодаря пожертвованиям частных лиц. Архитектором церковного здания, согласно основной версии историков, является Гаральд Юлиус Боссе (1812-1894), а дома при нем – Карл Циглер фон Шафгаузен (1826-1906). В проведенных в недавние годы исследованиях последний считается также автором храма. Основная тяжесть церковного строительства выпала на годы службы в церкви пастора Корнелиуса Йоганна Фридриха Лааланда. По своей структуре храм являлся однонефной базиликой, построенной по оси север-юг. В храме было 800 посадочных мест. Современники пишут о хорошей акустике храма: «Наверху славная башня, на вершине ее позолоченный крест и красивый звучный колокол, который собирает и провожает народ… Внутри славный алтарь, кафедра, хоры и орган. Видя и слыша это становится сердцу радостно». *)

Эстонский приход с каждым годом увеличивался. Если в 1862 году прихожан было свыше 5000 человек, то к началу XX столетия приход насчитывал уже свыше 20000 членов. Приход не ограничился строительством церкви, и со временем вокруг храма появился целый комплекс самых разнообразных зданий – тут находились дом обслуживания, здание школы, сиротский приют и доходный дом. В приходе велась активная благотворительная деятельность. Масштаб эстонской лютеранской общины станет понятен при сравнении ее с другими лютеранскими приходами Санкт-Петербурга. В 1912 году в городе насчитывалось 13 лютеранских приходов, самым многочисленным из которых был эстонский лютеранский приход, за которым следовали немецкий и финские лютеранские приходы. Поначалу приход использовал для богослужений старый орган из прежней церкви в Дровяном переулке. Но в 1894 году из лютеранской церкви Св. Анны был перенесен орган производства известной немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер», ставшей в дореволюционной России основной органостроительной фирмой. Орган имел два мануала, педаль и 28 органных регистров. Органистами Яановой церкви работали воспитанники Петербургской консерватории Рудольф Тобиас (в 1898–1904 гг.) и Михкель Людиг (в 1904–1918 гг.). Михкель Людиг описывает жизнь эстонского прихода Яановой церкви в своих «Воспоминаниях» (Тлн.: Ээсти Раамат, 1969) следующим образом: «Каждое воскресенье было по три богослужения, а между ними были отпевания или венчания. Поэтому органист должен был находиться в церкви с утра до вечера. За это он получал зарплату – 25 рублей в месяц!» Учитывая величину прихода и то, что приход успевал содержать трех пасторов, причетника и других, это сумма была довольно небольшая. Кроме игры на органе, органист должен был также руководить хором и организовывать концерты. Людиг продолжает: «Я ходил по воскресеньям в Яанову церковь (Тобиас работал там органистом), чтобы послушать его игру. Меня поражала его манера игры. Это было нечто новое, неслыханное… Я начал чаще посещать церковь; было интересно слушать его импровизации». Творчество Рудольфа Тобиаса в церковной музыке предлагало после духовных песнопений Йоханнеса Каппеля, Мийны Хярма и Константина Тюрнпу нечто гораздо более серьезное. Целью Тобиаса стало реформирование церковной музыки. Из потребности в новом репертуаре получили рождение многие песни, в том числе «Вы знаете» (Ларго). Также в Петербурге композитор начал написание своего оратория «Послание Ионы». Рудольф Тобиас стал первым эстонским композитором, окончившим консерваторию по специальности «композиция». Педагогами Тобиаса были Николай Римский-Корсаков (композиция) и Луи Гомилиус (орган). Луи Гомилиус по праву считается основоположником эстонской органной школы. У него учились Йоханнес Каппель, Мийна Хярма, Константин Тюрнпу, Рудольф Тобиас, Артур Капп, Михкель Людиг, Август Топман, Март Саар и Пеэтер Сюда.

Тогдашнюю Офицерскую улицу можно по праву считать главной улицей петербургских эстонцев, поскольку здесь, помимо Яановой церкви, располагались помещения правлений многих эстонских организаций и обществ, здесь жили общественные деятели и музыканты. Многие пасторы Яановой церкви оставили существенный след в истории Эстонии. Известный эстонский общественный деятель и фольклорист Якоб Хурт посвятил 21 год (1880–1901) своей жизни петербургской Яановой церкви. Хурт помогал многим молодым эстонцам в обустройстве их жизни. По рекомендации Хурта свою деятельность в качестве хормейстера при приходской школе начала также Мийна Хярма, ставшая впоследствии востребованной органисткой. Хярма выступала часто в Яановой церкви.

Деятель эстонского национального движения Виллем Рейман работал некоторое время помощником пастора Яановой церкви. В 1901 году, после ухода Якоба Хурта, пастором Яановой церкви стал Рудольф Каллас, прослуживший приходу 11 лет. При нем в должности помощника пастора служил Якоб Кукк, ставший впоследствии первым епископом-эстонцем Эстонской Евангелической Лютеранской Церкви. При приходской школе начало свое образование большинство родившихся и выросших в Петербурге эстонских интеллигентов. В Петербурге были основаны многие эстонские образовательные, культурные, спортивные и студенческие общества. Так, в 1884 году в Петербурге было основано старейшее эстонское студенческое общество «Отряд друзей», целью которого было развитие эстонской культуры и сбережение национального духа. После многих злоключений в 1909 году поступило долгожданное утверждение, и общество стало называться «Петербургское Эстонское Студенческое Общество Взаимопомощи», а с 1913 года общество переименовано в «Пыхъяла» («Северный край»). Яанова церковь становится центром национального движения. 26 марта 1917 года у церкви собралось около 40000 эстонцев, в том числе 12000 военнослужащих Петербургского военного округа. Колонны, куда входили также духовые оркестры и хоры, направились под эстонскими национальными флагами к Таврическому дворцу – резиденции Временного правительства, где стали требовать для Эстонии автономию. Четыре дня спустя Эстляндская и северная часть Лифляндской губернии были объединены в единую Эстляндскую губернию.

В советское время Яанову церковь постигла такая же горькая судьба, которая выпала на долю и многих других храмов. Церковное имущество было отчуждено, сама церковь была закрыта и разграблена, а колокольня и портал были разрушены. Последовали репрессии, казни и высылки. В советское время в церковных помещениях размещались склады, мастерские и строительный трест. Эстонскому приходу был нанесен невосполнимый урон. Количество проживающих в Петербурге эстонцев резко сократилось, и к 1950-м годам их было примерно 5000 человек.

В конце 1980-х годов началось возрождение петербургской эстонской общины. В 1992 году официальный статус получило Санкт-Петербургское общество эстонской культуры. Год позднее в лютеранской церкви в Колтушах состоялось первое богослужение на эстонском языке. В 1994 году была возрождена деятельность Яанового прихода. Пришлось искать добрых хозяев, которые пустили бы эстонских прихожан в свои помещения. После возрождения прихода на повестку дня встал вопрос о возврате здания храма. В 1997 году после многочисленных согласований здание церкви было передано приходу в безвозмездное пользование. Из-за отсутствия средств для его восстановления, здание церкви стояло два года без эксплуатации и охраны, и поэтому его разрушение и разграбление продолжалось. В 1999 году был организован первый субботник для восстановления здания церкви, а также был создан церковный фонд. В 2000 году Правительство Эстонской Республики выделило для восстановления церкви первые средства – 200000 эстонских крон. Так прошло десятилетие забот и споров, радостей и трудностей ради того, чтобы 20 февраля 2011 года от Рождества Христова церковь была бы заново открыта и можно было бы выразить уважение и благодарность всем, кто внес свой вклад в это знаменательное событие – Правительству ЭР, Министерству культуры ЭР, Министерству иностранных дел ЭР, Эстонской Евангелической Лютеранской Церкви, объединению «Ээсти Концерт», Петербургскому Яановому приходу и Фонду Яановой церкви, АО «Facio Ehituse» и всем добрым жертвователем, о которых эстонский народ будет с благодарностью размышлять.
Райли Суле   http://www.jaanikirik.ru

                                                                                                                                                                                                  *) Вероника Махтина. Эстонская церковь Св. Иоанна в Петербурге. Таллин, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.