Не так уж много осталось на свете людей, незнакомых с норвежским писателем Эрлендом Лу, так что все более-менее представляют, чего ждать от каждой его новой книги. Опять добрая душеполезная история про какого-нибудь чудака, пусть ненадолго, но всё же превращающая жизнь если не в чистый мёд, то по крайней мере в засахаренное варенье. Лучшее согревающе-укрепляющее чтение в метро в час пик.

Именно с такими мыслями мы берём в руки роман «Органист», открываем — и, о ужас, нашему взору предстают документальный текст, снимки старинных книг, гравюр и какие-то таинственные схемы расшифровки кодов… Где, где наша любимая колотушка? Всё, наигрались: детсадовские штучки закончены, уже в школе все играют в шпионов и тайные общества.

Собственно, от чудаков в новой книге автор вовсе не отказывается: два её героя — сам Эрленд Лу и некий органист Петтер Амундсен (то ли настоящий человек, то ли выдуманный персонаж) — личности непростые и склонные к внезапным эскападам. Оба они обладают множеством разных талантов и, не будучи специалистами, с радостью соглашаются заняться разгадкой тайны Уильяма Шекспира. Роман написан в виде диалогов между автором и Петтером: писатель, как всегда, изображает простоту и наивность, а музыкант чудит. Вместе они берутся за создание художественного текста, якобы основанного на новых сенсационных открытиях в области шекспироведения. На выходе ожидается, понятное дело, нечто вроде «Кода да Винчи» Дэна Брауна.

Однако норвежец Лу куда тоньше своего распиаренного американского коллеги. Проанализировав причины успеха чужой затеи — потребность читателя в мистике, — он не пытается создать пародию на конспирологический жанр, а, наоборот, показывает высший пилотаж: вот так надо писать подобные «трактаты».

Лу выбирает ничуть не менее «попсового» персонажа, чем Леонардо Дэна Брауна. Но всё своё «исследование» строит очень грамотно, не подкопаешься. Не осталось рукописей — значит, надо исследовать первые печатные издания. И вот уже на месте сомнительного драматурга вырисовываются совсем другие фигуры: сэр Фрэнсис Бэкон(учёный, философ, автор трактата об эмпирическом методе «Новый органон», вышедшего в 1620 году) и члены ордена розенкрейцеров, которые зашифровали в стихах месторасположение ценного клада. Вариант крипторгафического шифра выигрышный, как и все числовые коды: при большом желании цифры всегда можно подогнать под нужный результат или додумать новые значения, нисколько не нарушая логики. Исследования героев, как в настоящем научном исследовании, останавливаются в тех местах, где действительно не хватает фактов и доказательств. В общем, всё более чем убедительно. И это не враньё, это — игра.

Наш норвежский друг отнюдь не «супернаивен». Несмотря на необычную форму, «Органист» встраивается в систему всех его предыдущих произведений о типе современного человека. Каждый роман Лу — описание жизни некого чудака, или, вернее, обычного человека со своими «задвигами». На сей раз писателю важна не столько сама загадка Шекспира, сколько личность Петтера, органиста, который занимается «не своим делом». Именно этот герой становится той линзой, через которую читателю предлагается взглянуть на особый тип нашего нынешнего мышления — историко-мистический: ведь один из наиболее актуальных «задвигов» сегодня — потребность подозревать, что многие банальные вещи хранят нераскрытые тайны и подчиняются некой загадочной логике.

www.chaskor.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.